Разделы
Материалы

Как Донецк стал ареной борьбы между сепаратистами и проукраинскими силами

Донецк, бывшая вотчина регионалов, стал ареной борьбы между пророссийскими сепаратистами и проукраинскими силами. К счастью для официального Киева, чаша весов постепенно склоняется в сторону последних

""Слава Беркуту!" — кричит 5 марта митингующий под Донецким облсоветом и прицельно бьет милиционера в глаз. Тот не отвечает, только пытается уклониться. Вскоре милиция по приказу командиров отступает. Ликующая толпа занимает здание совета, и власть опять оказывается в руках пророссийских сепаратистов.

Ситуация немного стабилизировалась после того, как 6 марта СБУ арестовала самопровозглашенного пророссийского губернатора Донетчины Павла Губарева.

Фокус неделю наблюдал за тем, как бурная "русская весна" в Донбассе становилась чуть менее радикальной, а новое руководство области начало приводить в чувство растревоженный регион.

Майдан наоборот
Пророссийский митинг перед Донецким облсоветом 5 марта, собравший несколько тысяч человек, лишь со стороны выглядел собранием людей, сплоченных одной целью. На самом деле и люди на нем собрались разные, и требовали они совсем не одного и того же. Посмотреть на митинг стоило хотя бы потому, что он давал четкое представление о силах, действующих в растревоженном Донбассе.

Все, кто выступал перед этим разнородным людом, были едины в том, чтобы быть подальше от Киева и поближе к Москве. Но видели реализацию этой идеи ораторы по-разному: через преобразование Украины в федерацию, через широкую автономию, через присоединение к России или даже через независимость.

Когда о последнем варианте заговорили с импровизированной сцены, толпа загудела. Послышались крики: "Гу-ба-рев!", взывающие к избранному ранее на этой же площади "народному губернатору".
Губарев, тридцатилетний бизнесмен-рекламщик родом из Северодонецка, неожиданно стал лидером, сумевшим объединить вокруг себя ярых советофилов, простых работяг и коммунистов-черносотенцев под знаменами самостийности Донбасса. Он даже просил Владимира Путина ввести в регион российские войска.

Фокус пообщался с людьми, знавшими "губернатора" еще студентом. Выяснилось, что уже тогда у него были пророссийские и профашистские взгляды. Это и привело Губарева в ряды "Русского национального единства" — организации, ставящей своей задачей "охрану генетической чистоты русской нации" и использующей в качестве символа слегка видоизмененную свастику. Позднее Губарев начал сотрудничать с украинскими маргинальными партиями — Славянской партией и Прогрессивно-социалистической партией Наталии Витренко. От последней он был избран депутатом райсовета в Донецке.

Сергей Тарута, назначенный 2 марта губернатором области, — один из известнейших бизнесменов Донетчины и Украины — назвал Губарева "человеком с неустойчивой психикой". Действительно, на пике противостояния "народный губернатор" часто выглядел излишне резким и возбужденным. До поры все сходило ему с рук: местные чиновники и представители Партии регионов выпустили ситуацию из-под контроля.

Новый беспорядок
Быстрее всех сориентировался самый богатый украинец — миллиардер Ринат Ахметов. Его представители в парламенте остались в рядах ПР, но сам президент ФК "Шахтер" заявил о лояльности к новой киевской власти. По данным многочисленных источников, именно донбасского миллиардера в столице хотели видеть в кресле губернатора вместо занимавшего это кресло с подачи Виктора Януковича Андрея Шишацкого. Последний, впрочем, был человеком не столько президента, сколько того же Ахметова.

Но самый богатый украинец отказался от поста, и освободившееся место занял Тарута. "За Тарутой, очевидно, будут контрольные функции в области. А Ахметов останется главной силой в регионе", — считает местный политолог Александр Клюжев. "Я уверен, что могу рассчитывать в полной мере на плечо Ахметова", — в свою очередь подчеркнул Тарута сразу после назначения.

Если Ахметов и Тарута выглядят островками стабильности в регионе, то все, что связано с так называемой "Семьей" — группой высших чиновников и бизнесменов, подконтрольных Виктору Януковичу и его старшему сыну Александру, пошло вразнос.

Так, непростое время переживает "семейный" бизнес в Донбассе. Как рассказывают донетчане, афиллированные с Януковичем-младшим фирмы спешно закрываются.

Отходят от дел и чиновники, связанные с экс-президентом. Например, уволенного с поста главы ОГА Шишацкого избрали главой облсовета вместо Андрея Федорука. Последний — креатура Александра Януковича. Федорук не пришел на сессию облсовета, на которой его увольняли, и вообще не появляется на публике.

Шишацкий еще и вышел из ПР. Чиновников и депутатский корпус это повергло в полное замешательство. "Для меня решение Шишацкого стало абсолютной неожиданностью", — признается Фокусу глава фракции ПР в облсовете Николай Загоруйко.

Информированный о ситуации в местных властных кругах собеседник Фокуса отмечает, что донецкие регионалы оказались не готовы к краху прежней власти, завязли в междоусобной борьбе и переговорах с центром о сохранении своего влияния.

Cиловые структуры региона тоже дезорганизованы. Сразу несколько собеседников Фокуса указали на то, что с кадровым составом, в первую очередь с высшими офицерами, давно и плодотворно "работали" российские спецслужбы, поэтому и особого рвения в борьбе с пророссийскими сепаратистами они поначалу не проявляли.

Клюжев отмечает еще два фактора, обусловивших бездеятельность силовых структур. "Во-первых, "Семья" имела большое влияние на силовиков. После ее краха они попросту не знали, что им надо делать. Во-вторых, после Майдана силовики по всей стране почувствовали себя деморализованными", — говорит эксперт.

Виноваты сами
Деморализация местной элиты — лишь одна из причин превращения Донбасса в горячую точку. Регион расхлебывает последствия спекулирования на статусе русского языка, "особом месте Донбасса", близости с Россией, ненависти к Западу и "западенцам".

Пока в Киеве бушевал евромайдан, здесь по образцу Самообороны стали создавать различные отряды — Оборона Донецка, Оборона Донбасса и прочие, регулярно привозившие своих бойцов в Мариинский парк Киева. По словам собеседников Фокуса, одним из самых активных организаторов антимайдановского движения был секретарь Донецкого горсовета Сергей Богачев, до сих пор занимающий этот пост. Впрочем, сам Богачев подобные обвинения отрицает.

После отъезда Януковича процесс появления парамилитарных формирований в регионе лишь усилился. "Патриотов Донбасса" и участников Восточного фронта объединили категорическое отрицание Майдана и новой власти и ненависть к победившим "бандеровцам", смешанная со страхом перед их приездом. Именно этим пугали земляков на протяжении последних месяцев местные представители ПР.

Бензин в огонь протеста подливают и местные элиты второго уровня — руководители и "хозяева" крупных городов Донбасса. Мотивация у них двойная: прямая стимуляция со стороны РФ и желание отстоять свои позиции перед новыми руководителями страны и региона с помощью игр в сепаратизм. Косвенное доказательство — на акции в Донецк многих протестующих организованно привозят как раз из Горловки, Славянска и других населенных пунктов области.

Первичная зачистка
Сейчас взбудораженный регион понемногу приходит в чувство. Губернатор Тарута прямо обвинил силовые службы в саботаже и попросил премьера Арсения Яценюка поспособствовать скорейшим кадровым ротациям. В итоге главным милиционером области вместо Романа Романова, которого обвиняли в содействии "народному губернатору" Губареву, стал Константин Пожидаев. Поменялось и руководство донецкого Управления СБУ.

С назначением Пожидаева облсовет был зачищен от захвативших его сепаратистов, а СБУ задержала их лидера Губарева, позже арестованного судом на два месяца. Кроме того, в спецслужбе признали, что территорию области "насыщают группами иностранных граждан, которые должны будут дестабилизировать обстановку", и в доказательство задержали со взрывчаткой действовавшего в области сотрудника российских спецслужб.

В итоге протестная активность в Донецке пошла на спад. Тем не менее 9 марта пророссийские силы все-таки смогли собрать на митинг несколько тысяч человек. Администрацию уже не штурмовали, ограничились нападениями на граждан с сине-желтой символикой и сожжением флага ФК "Шахтер".
Сейчас вместо Губарева волну протеста пытается оседлать еще один рекламщик, Сергей Цыплаков. По данным донецких журналистов, он действующий борец за "чистоту нации" из РНЕ, как в свое время Губарев.

Первый виток кризиса уже прошел, местная власть продолжает укрепляться. Изменить ситуацию теперь может разве что прямая военная интервенция со стороны РФ.

Бес сепаратизма
Секретарь горсовета Донецка Сергей Богачев рассказал Фокусу о том, почему в столице Донбасса неспокойно

6 марта СБУ арестовала самопровозглашенного губернатора Донетчины Павла Губарева. В итоге ситуация в регионе стабилизировалась?
Организатора (сепаратистских. — Фокус) акций Губарева задержали. Но его соратники продолжают выражать свои протестные настроения. Хотелось бы, чтобы напряженность спала, но гарантии никто дать не может. Если появится такой же отчаянный человек, как Губарев, протесты могут вспыхнуть с новой силой.

А откуда появился Губарев?
Еще четыре недели назад Губарев в качестве журналиста-общественника ездил с нами на съезд депутатов всех уровней в Харьков. На тот момент ничто не предвещало его столь активной жизненной позиции. На такой путь людей обычно выталкивает жизнь, какие-то случайные встречи, знакомства и т. д. Губарев избрал свою судьбу.

Кто является ядром протеста?
Русский блок, Компартия, прогрессивные социалисты, общественные движения ветеранов Советской армии, Союз советских офицеров. И военизированные объединения, как, например, Восточный фронт, куда примыкают, может быть, не столько идеологически стойкие, сколько активные люди, желающие где-то себя проявить. Плюс маргинальные слои населения, которые захотели бесплатно покушать, заработать денег.

Ощущаете руку России?
Влияние России и тех настроений, которые мы видим на российском телевидении, присутствуют. Какую организационную роль играет Россия, мне судить трудно — это задача компетентных органов. Но без влияния извне маловероятно, чтобы произошли те события.

Первую вспышку сепаратизма удалось погасить?
Я воспринимаю это как протест против происходящего в Киеве, против насаждения политики Майдана в деятельности государственных органов. Против того, что в Западной Украине ходят отряды вооруженных людей. Против того, что на Майдане решают, кому быть министром, а кому не быть. Это нецивилизованный подход, такой Кабинет министров работать не будет.
И даже если протесты в Донецке начаты под влиянием или в интересах России, то они под собой имеют реальную почву: кризис Партии регионов, экономические проблемы, опасность для прав и свобод жителей в результате насильственной украинизации. А небольшая группа, кричавшая радикальные пророссийские лозунги, не отражает, по моему мнению, настроений граждан. Большинство людей не хотело бы отделяться от Украины. И все политические силы, представленные в Донецке, высказались за целостность Украины.

Вы сторонник преобразования Украины в федерацию?
Украина должна идти по пути реформ, и неважно, как назвать этот путь — через федерализацию, расширение прав местного самоуправления, бюджетного федерализма. Важен не лозунг — федерализация, а суть: кому какие полномочия передаются.

Милан Лелич, Киев — Донецк — Киев, Фокус