Разделы
Материалы

История успеха экс-клавишника "Братьев Карамазовых" Игоря Мороза

Бывший участник группы "Братья Карамазовы" рассказал Фокусу о том, как, стартовав с нуля и не выезжая из Украины, выйти на американский рынок и стать коммерчески успешным артистом

""Было страшно. Все плохое случилось со мной сразу. Даже жить негде было. Возникло ощущение, что жизнь заканчивается". С таким багажом около двух лет назад клавишник Гоша Карамазов (по паспорту — Игорь Мороз) оказался за бортом группы "Братья Карамазовы". Добровольный уход из команды, которой Гоша отдал почти двадцать лет, обошелся без мелодрам. Громыхания дверью не было, взаимных проклятий тоже, все остались в прекрасных отношениях. Просто человек исчерпал себя на насиженном месте, и все.

Для музыканта в Украине остаться без прикрытия известного бренда, каким являются "Братья Карамазовы", — все равно что прыгнуть в пустоту. У Гоши Карамазова не было ничего, кроме скромных сбережений и руин на всех жизненных фронтах. Впрочем, нет. Была еще музыка — внутри. Это
и спасло.

Дело техники

Мы прячемся от холода в одном из киевских пабов. Карамазов обстоятельно излагает свою историю. Он хочет, чтобы его опыт оказался полезным для безвестных украинских музыкантов, которые ищут себя. В интерьер паба вписана крошечная сцена для живых выступлений. Она могла стать для Гоши местом работы, если бы он опустил руки.

Перспектива найти себе уголок в кабаке, где можно было бы играть Дюка Эллингтона вперемешку с "мурками", Гошу не прельщала. "В ресторанах я наигрался еще до "Братьев Карамазовых". В 1986-м, вернувшись из армии, учился в Киевском институте культуры и подрабатывал на свадьбах", — вспоминает Карамазов. Возвращаться к этому не было желания. Да и смысла. Это в 80–90-е те, кто веселил пьюще-жующую публику, катались как сыр в масле. Сейчас "жирка" у ресторанных артистов в разы меньше.

Нащупав дно, Карамазов оттолкнулся от него. Решил сочинять электронную музыку. Для чего, правда, нужна была домашняя студия и знания в этой сфере. Ни того, ни другого Гоша не имел. Стартовал с нуля. "Год я провел в интернете. К счастью, сейчас все разжевано, объясняется, как и зачем нажимать каждую кнопку", — рассказывает он о начале пути. Из тех, кто помогал ему, называет только друга Геру, тромбониста из "Братьев Карамазовых".

По крохам собирал звукозаписывающую студию. Теперь Гоша может за пару минут расписать смету затрат для клавишника с большими творческими планами: "У меня все программное обеспечение лицензионное — это около двух тысяч долларов. Аналоговый синтезатор — тысяча. Разных полезных приборов еще примерно на тысячу долларов. Хорошая звуковая карта, сам инструмент, на котором я играю. Не считая компьютера и колонок, получается около шести тысяч". Можно, конечно, урезать бюджет. Скажем, использовать пиратские программы. Карамазову этот вариант не подходит. "Если придется когда-то ехать в Америку и общаться, хочется смотреть людям в глаза", — говорит он.

Один из "полезных приборов" он купил у музыканта знаменитой американской группы Nine Inch Nails Алессандро Кортини. Шумовой синтезатор с миллионами вариантов использования разных звуков. Выпущен тиражом двести экземпляров. Штука ценная и редкая, в Украине такая почти наверняка только у Карамазова. Кортини был одним из разработчиков этой чудо-машинки ценой в $250, и продавалась она на сайте его сольного проекта SONOIO. Алессандро удивился, что в далекой Украине интересуются его гаджетом. Познакомившись с Кортини в переписке, Гоша рассчитывал встретиться с ним во время приезда Nine Inch Nails в Киев в июне этого года. Теперь расстроен тем, что концерт отменили.

Заграница поможет

Обучаясь и собирая мини-студию, делал первые наброски: "В голове звучала музыка, которой хотелось поделиться". Освоив инструменты, начал собирать разрозненные куски в композиции. Так родился дебютный альбом Contrasting Sounds. Финальную стадию записи — сведение и мастеринг Карамазову обеспечил Дмитрий Иваней, звукорежиссер Ани Лорак. "У Димы своя студия, и, учитывая, что это мой кум, мне работа обошлась недорого. На Западе я бы заплатил раз в десять дороже", — благодарит друга Гоша.

На этой фазе обычно обрывается творческий путь многих исполнителей — не только в Украине. Как сделать так, чтобы твою музыку услышал кто-то еще, кроме друзей, и она приносила заработок? Для большинства музыкантов это вопрос сродни другому — "Есть ли жизнь на Марсе?"

Гоша двигался вперед, помня, что большой путь — это тысяча маленьких шагов. Выбор жанра инструментальной электроники был частью замысла — это музыка, которая не знает языковых границ. Дальше нужно было определяться с географией. На то, чтобы получить дивиденды в Украине, он не рассчитывал — жизнь научила: "Если бы я получал авторские отчисления за двадцать лет работы в "Братьях Карамазовых", был бы миллионером". Надо было выходить в мир. То есть в Google.

"Интернет на все дает ответы. Набираешь в поисковике "продать свою музыку" и получаешь ссылки на статьи, где ребята, которые этим уже занимаются, объясняют, что и как", — словно цитируя учебник, объясняет Карамазов. Изучение вопроса привело на cdbaby.com — крупнейший американский интернет-магазин по продаже музыки независимых и малоизвестных исполнителей со всего мира. Владельцам этого ресурса все равно, как тебя зовут и где ты живешь. Их волнует только то, можно ли твою музыку продать.

Гоша отправил им семь композиций Contrasting Sounds. Два месяца в ответ было молчание. На третий выяснилось, что Америка готова сотрудничать. Название проекта Gosha прошло никнейм-контроль. Никто до Карамазова под таким брендом не заявлялся. "На весь мир не нашлось до меня другого Гоши, который бы там зарегистрировался", — улыбается он.

По e-mail пришли договоры, в которых оговаривались условия. Каждый трек будет продаваться по цене $1, из которых 70% получает автор, а 30% уходит магазину. Единственный стартовый расход музыканта — около $70 за возможность размещения в каталоге. Налоги отчисляются в США. Авторские права музыканта на территории Америки защищает магазин. Деньги с продаж поступают электронным переводом.

Условия Карамазов принял. Пару месяцев альбом лежал в каталоге, ждал слушателей. Промо у проекта Gosha не было. Пока наконец кого-то зацепило — скачал. И пошло-поехало. Уроженец Прилук купил жилье в Киеве, о чем мечтал двадцать лет, играя в группе "Братья Карамазовы".

Цепная реакция

Как у каждой творческой личности, у Гоши бывают кризисы и дефицит вдохновения. Не чужд ему и рационализм. Спрашиваю, почему в Contrasting Sounds всего семь треков. "Пойми, если я напишу альбом из двадцати композиций, он будет стоить не семь долларов, а двадцать. Какую сумму человеку проще заплатить? Конечно, семь. А чем больше купят, тем больше мои отчисления. Поэтому лучше сделать два альбома по семь треков, чем один из четырнадцати", — вводит он в курс дела.

Здравым смыслом объясняется и уверенность Карамазова в том, что американцы его не обманывают. Из Украины он не может контролировать ход продаж онлайн — нет такой опции, но уверен, что махинации с отчислениями едва ли возможны: "Их бы уже давно вычислили американские музыканты. Удар по репутации был бы угрозой для бизнеса магазина".

Карамазов сейчас пишет второй альбом, который планирует выложить на продажу. Хочет связаться с голливудскими студиями, которые прослушивают материал неизвестных композиторов. Взрывная, мелодичная и пульсирующая музыка проекта Gosha — достойный материал для бойкого триллера. "Я бы хотел написать саундтрек для фантастического боевика", — описывает свои жанровые предпочтения Карамазов. Приходится и тут делать ставки на Америку. Опыт общения с продюсерами в Украине убедил Гошу, что для его музыки на родине либо нет подходящего кино, либо моральные качества кинодеятелей таковы, что к ним лучше не приближаться.

Что не мешает ему заниматься в Украине проектами с людьми, которым доверяет. Несколько месяцев Карамазов готовит новый материал с солистом группы "Табула Раса" Олегом Лапоноговым. Совсем недавно зажегся идеей джазово-электронного проекта в тандеме с выдающимся пианистом Владимиром Соляником: "Это будет студийный проект. Не представляю, как играть такую музыку живьем. Можно, конечно, выйти с лэптопом на сцену. Но для меня это все равно что под фонограмму".

В интонациях Карамазова нет ни заносчивости, ни апломба. У него лицо человека, благодарного судьбе, но знающего цену ее подаркам. Борьба за выживание оставила в его глазах следы усталости, но его взгляд искрится, когда он говорит о планах. Я спрашиваю, стал ли он теперь свободнее — не каждый украинский композитор может гордиться такой удачей, которая выпала ему. "Я всегда был свободен. Даже когда было плохо, не считал виноватым в этом кого-либо — публику, государство, строй. Если и винил кого-то в происходящем, то лишь самого себя. И еще я вижу в своей судьбе участие высших сил. Двадцать лет я играл в хорошей группе, это была замечательная и интересная жизнь, но не история коммерческого успеха. Думаю, что за все эти годы, честно отданные музыке, я вознагражден сейчас", — отвечает лидер, он же единственный участник проекта Gosha.

В экспортном исполнении

Заслуживающие внимания альбомы украинских исполнителей, которые продаются в западных музыкальных интернет-магазинах

Fusion Orchestra — Octagon, 2006
Жанр: джаз
Квартет из Севастополя, сочетающий в своих записях элементы этно- и рок-музыки. Альбом Octagon — лучшая их работа на сегодняшний день.

Анджей Сатори — Ethnic Drums, 2010
Жанр: world music
Продюсер и композитор, сочетающий написание музыки с изучением эзотерических учений. Автор 14 альбомов, предназначенных для медитации и релакса.

Игорь Панасов, Фокус