Реальная обороноспособность украинской армии, будущее Национальной гвардии, жизнь в Крыму после аннексии, перспективы онлайн-ТВ в Украине и многое другое. Об этом читайте в свежем выпуске журнала Фокус
Свободовцы грубо и с крепким словцом "уволили по собственному желанию" президента НТКУ. Причина поведения – что-то фиговый у вас канал, антигосударственный и антинародный. В общем, люди жалуются. Но означает ли это, что теперь я могу позвать парочку своих крепких борщаговских приятелей и навалять товарищам, аргументируя тем, что второй день драка на НТКУ крутится по мировым каналам, сильно снижая доверие к новой украинской власти и в некотором смысле подтверждая страшную ложь циничного Чуркина, самодовольно лыбящегося на Совбезах ООН. Как-то это антинародно в нынешних-то условиях. Молчу уже о Юго-Востоке, им еще страшнее от этого видео. Их давно пугают.
Вновь испытываю смешанные чувства – крайнего удивления и неожиданного разочарования. Впервые такое произошло со мной в 2002 году. В обычной аптеке прекрасного города Таллинна я страшно охрипшим голосом попросила что-то от кашля. Раз попросила, второй. На третью просьбу одинокий провизор в совершенно пустой аптеке, наконец, удостоил меня взгляда. Взгляда полного презрения. И только тогда я интуитивно поняла причину игнора - я хрипло шептала по-русски. Я была поражена не потому, что крайне редко встречаюсь с агрессией в свой адрес, а потому что совершенно точно знала, что провизор давал клятву Гиппократа. И, тем не менее, больной не становился для него поводом для беспокойства. Что-то беспокоило больше. И вот тут-то меня посетили смешанные чувства удивления и разочарования.
То же самое я испытала, глядя на происходящее в кабинете руководства НТКУ. Скажем прямо, никогда этот канал не был ни украинским, ни журналистским, ни государственным в полном смысле этого слова. А был во многом местечковым, потом джинсовым, а потом пропагандистским. Словом, немного поводов для гордости. Но можно ли гордиться теперь? И (это еще важнее), а что дальше? Местные интеллигенты в шоке, мировая общественность в шоке, россияне хлопают в ладоши. А простые рабочие парни из третьей ремонтной бригады, уставшие от вранья и безысходности, сжимают кулаки, прицениваясь кому бы навалять, подражая кумирам.
Так вот, если хочется кому-то навалять – добро пожаловать в Национальную гвардию или в армию добровольцем. Фокус побывал на первых учениях гвардии и выяснил, что сильные и смелые добровольцы есть и их довольно много, осталось только их одеть, обуть, накормить, поселить где-то, где более-менее тепло, и занять чем-нибудь полезным. Похожее происходит и в армии, куда частично мобилизуют из запаса вчерашних выпускников вузов с военными кафедрами. Хочешь кушать – звони жене (или маме) и пусть она привозит еду к воинской части. Пусть так же захватит плед, обогреватель и побольше носков.
Что-то подобное было и в израильской армии, когда она еще не была армией, а возраст государства Израиль исчислялся месяцами. Тогда, в далеком 48 году, только что образованному Израилю объявили войну соседи. В этот же день собрались вместе все, кто мог и хотел защищать свою землю. Выбор был небольшой: стать страной, а значит стать сильной армией или разойтись и спрятаться. То есть, выбора не было, о чем очень интересно рассказывает в свежем Фокусе Виталий Портников. Он же и объясняет, что впервые Владимир Путин так нервничает потому, что впервые Украина отчаливает от РФ, становясь независимым государством. Израилем на Днепре. Так что армия будет, - не сомневается Портников.
Пока же Фокус выяснил, какая армия уже есть. И не просто выяснил. Автор полевого исследования Дмитрий Орлов даже карту притащил. На ней много танчиков и самолетиков в разных областях нашей необъятной Родины. А так же на ней видно, что военного было у нас в Крыму. Оценил Фокус и численность российской группировки, сосредоточенной на нашей границе. Словом, интересное для мальчиков (в номере еще и о нацгвардиях США, Латвии и Саудовской Аравии написано) и познавательное чтиво для девочек. Короче, в нынешних условиях читать всем обязательно.
И снова мы в Крыму. Начинаем крымский блок с выяснения правда ли, что россияне резво отжимают бизнес украинцев, отбирая части торговых сетей, филиалы банков, автозаправки. И правда ли, что не хватает продуктов в магазинах, потому что везти их туда одни уже не могут, а другие пока не хотят. И правда ли, что потеря собственности обычных физлиц, например, квартир, земель, дач – это не страшный сон в летнюю ночь, а вполне себе мартовская явь. На все вопросы можно ответить "да, почти". Среди отвечающих не только журналисты, разбиравшиеся в теме, но и руководители торговых сетей, украинских банков, аграрии, юристы и прочие грамотные люди.
Дальше не менее интересно. Михаил Кригель, человек и пароход, съездил в Крым. На референдум. Да, это было опасно для журналиста, поэтому мудрый Кригель не размахивал удостоверением, не бликовал объективом фотокамеры, а прикинулся бедным родственником. Приключения начались в поезде Киев – Симферополь. Сначала в вагон, где Михаил планировал тихо спрятаться и писать молоком между строк, набилась куча шумных иностранцев, едущих туда же и потому же поводу. И только было Михаил затаился на своей верхней полке в купе, где (как и обычно) ехало четыре пассажира, как двое из них вытащили распрекрасный Фокус (разные номера) и давай журнал обсуждать. Естественно, Кригель заснуть не смог, не отрываясь подслушивал стихийно созданную фокус-группу. Все что произошло с Михаилом в Симферополе дальше – читайте в свежем номере, я же по секрету сообщу, что он даже Валуева там увидел. И не удивился. После фокус-группы в купе он уже ничему не удивлялся.
Закрывает общественную тематику терапевтическое расследование Максима Бутченко о явлении общественного интернет-телевидения. Макс обошел редакции Громадського, Эспрессо ТВ, 112-Украина, Гром-ТВ и со всеми говорил о деньгах, аудитории, рекламе и прочих достигнутых или в основном пока еще не достигнутых успехах. В результате получили полновесный взгляд на стремительно ворвавшийся в нашу жизнь новый канал получения информации.
Вы удивитесь, но несмотря на Путина и его гастроль, в стране есть культура и люди, живущие ею и думающие о ней. Я знаю минимум троих таких. Это уже обозначенный человек и пароход (Миша Кригель), а так же Игорь Панасов и Гоша Карамазов. Так вот, в этом Фокусе второй рассказывает душераздирающую, но оптимистичную историю о третьем. В субботу утром, когда все еще будут спать, и в моем доме будет царить полнейшая тишина, я налью свой кофе, открою окно и буду размеренно читать эту поучительную историю об испытаниях мирной жизни. Читать и неспешно думать о культуре, Карамазове и всем остальном, что не касается войны, мобилизации, Путина, НТКУ, ООН, НАТО, СА, МИГ, ТТ и смешанных чувств.
Ну, и наш вам четырехколесный привет – Гид Фокуса о красивых и не всегда дешевых автомобилях, претендующих на высокое звание семейных.
Трактор в поле дыр-дыр-дыр, мы за мир!
Яна Мойсеенкова, главный редактор Фокуса