Разделы
Материалы

Число ДТП сократилось на 40% после введения новых штрафов

Только за первые семь дней действия новых дорожных штрафов украинские нарушители наказаны на 15 млн. грн. Число ДТП сократилось на 40%

Анатолий Повякало, 25-летний бизнесмен-строитель, занимающийся в Киеве работами по утеплению квартир, 17 ноября, в первый день действия новых штрафов, возвращался из Алушты. И, проезжая через мост где-то между Херсоном и Николаевом, обеднел на 470 грн.

Дорогая привычка
– Обогнал в неположенном месте фуру, – рассказывает Анатолий. – Я даже не понял, что дело на мосту было: стемнело уже. Тут сразу два гаишника из засады выскочили. Меня остановили, фуру. Ее водитель засвидетельствовал: ну да, обогнали, и дальше поехал. Я тоже не отрицал – факт налицо.

За два года водительского стажа собеседник Фокуса правила нарушал всего трижды. Он знал, что начали действовать новые штрафы, но не подозревал, что они такие большие:

– Думал, гривен двести. Раньше за такое нарушение двадцатку отдал – и свободен, безо всяких квитанций. А тут мало того что штраф почти в 500 гривен – это при том, что бензин от Алушты стоит 600 грн., – так еще и процедура утомила. Составляли протокол, выписывали квитанцию пятьдесят минут. Видимо, гаишники впервые этим занимались.

Заплатить нужно в течение пятнадцати дней, к 1 декабря, иначе размер штрафа увеличится вдвое. Если не сделать этого до очередного техосмотра, "пробьют" на различные нарушения и в итоге отберут права.

– Конечно, заплачу штраф вовремя, – говорит Анатолий. – Правда, сказали платить по месту прописки, но это уж вряд ли: я в Полтаве прописан. Вообще, теперь ездить станут аккуратней – новые штрафы очень эффективны. Раз нарушат, другой, а потом поймут, что привычка нарушать правила обходится дорого.

Установка на престиж
За неделю, которая прошла с момента введения новых штрафных санкций, сотрудники Департамента ГАИ МВД выявили 81 тыс. нарушений и выписали штрафов на сумму 15 млн. гривен. Насколько увеличилась сумма штрафов по сравнению с предшествующей неделей, в ГАИ затруднились даже предположить.

– Раньше 99% штрафов выписывались по решению судов, в которые передавали протоколы, – объясняет Нина Хмелевская, руководитель пресс-службы департамента.

Надо отметить, что сотрудники Госавтоинспекции имеют право выписывать штрафные квитанции на сумму не более 800  грн. Если нарушение "тянет" больше – то, сколько именно, определяет суд. Например, штраф за езду в нетрезвом виде – от 2550 до 3400 грн. За семь дней гаишники остановили 4113 человек, которые были под мухой. 187 из них – владельцы автомобилей престижных марок. Таковыми, по словам Нины Хмелевской, в ГАИ считают машины стоимостью от $100 тыс. За нарушение правил обгона задержали 4000 авто (среди них 526 – престижной категории). За превышение скорости – 15159 (2605), за проезд на красный свет или запрет регулировщика – 2500 (327), за езду по тротуарам – 1179 (133). Но больше всего было нарушений, касающихся правил парковки: 15145 (из них 2500 – на автомобилях стоимостью выше $100 тыс.).

– Конечно, мы нацеливаем сотрудников на то, чтобы они не стеснялись штрафовать богатых, – говорит Нина Хмелевская. – Ведь один и тот же штраф по-разному бьет по карманам: у кого-то "Жигули", а у кого-то "Хаммер". Но в первую очередь мы учитываем, какие действия и состояние водителя могли привести к ДТП.

Все-таки с пользой
– Пока еще не попадался, – отвечает на вопрос, как прошла рабочая неделя, 47-летний таксист Игорь. – Постараюсь не нарушать. Хотя, если честно, я и сейчас нарушаю: припаркован в неположенном месте. В пяти метрах – пешеходный переход, в пятнадцати – автобусная остановка. Поставь сюда гаишника, он за час 50 нарушителей наберет. А если прицепятся – скажу, что только высадил пассажира и сейчас уеду.

По словам Игоря, за 30 лет своего водительского стажа он нарушал ПДД много раз. Но не по злому умыслу, а по необходимости. Да и нарушения, как он считает, были несерьезными:

– Чаще всего – превышение скорости. Например, по проспекту Бажана (столичная магистраль, ведущая из города. – Фокус) в сторону Борисполя меньше 80-90 км/час никто не ездит. Если поеду 60 – всем буду мешать. Раньше штраф за превышение был 17 грн., но всегда проблему решали на месте – двадцатку в зубы, и дальше поехал.

Таксист считает, что некоторые штрафы просто нелепы: например, водителя теперь могут оштрафовать за то, что пассажир не пристегнут. Но это, мол, его личное дело. Возникает у Игоря – он вынимает из-за солнцезащитного козырька шпаргалку – и вопрос насчет суммы штрафа за одно и то же нарушение:

– Вот. Можно 170 гривен, а можно 250. Почему? Сделайте 200, и все. Какой-то сержант без образования будет определять, сколько мне платить. Это прямо провоцирует взяточничество – накинь тридцатничек, а я тебе выпишу квитанцию по минимуму.

А вот наказание за некоторые нарушения Игорь бы ужесточил. По его мнению, выезд на встречную полосу должен стоить примерно 300 грн. штрафа:

– Достали эти блатные. Из-за них больше всего аварий с тяжелыми последствиями, со смертельным исходом. Штрафы сделали свое дело, – говорит таксист. – Потеря 17 гривен действительно никого давно не пугала. А по поводу установки "штрафовать богатых", я думаю, скоро все войдет в привычную колею. Как раньше гаишники старались "лексусы" и "мерсы" не замечать, так и дальше не будут: мало ли на кого нарвешься. Вдруг потом утром действительно отправишься дворы мести или коров пасти.

Но с этой обывательской точки зрения потенциальные дворники и пастухи, готовые тормозить и штрафовать, в ГАИ все-таки имеются. По информации автоинспекции, количество ДТП за неделю уменьшилось на 30–40%.