Разделы
Материалы

Кризис. В Варшаве все спокойно

Польшу, в отличие от многих стран ЕС, пока не накрыла лавина мирового экономического кризиса. Но это может быть затишьем перед бурей

– В данный момент нет никакого кризиса, и сейчас я ни о чем не беспокоюсь, – рассказывает Фокусу руководитель ИТ-фирмы из Кракова Мачей Ключевски. – Когда он придет – думаю, это случится через год или два, как-то справлюсь. Главное – распределить деньги по счетам так, чтобы их ценность не превышала квот, гарантированных государством.

Мачей Ключевски может спать спокойно, если его денежные сбережения не превышают 50 тысяч евро: на днях президент Польши Лех Качиньский подписал закон, гарантирующий полякам возврат вкладов именно на такую сумму. Не паникуют и те, кто не успел пока завести себе депозит в банке.

– Финансовый кризис меня не касается, – делится с Фокусом переводчица из Кракова Барбара Хома. – У меня нет сбережений в банках, я никуда не вкладывала деньги, поэтому на данный момент не ощущаю серьезных изменений. О кризисе много говорят, но для обычного поляка он не очень ощутим. Похоже на то, что происходящее сейчас на международных рынках отразится и на польском, однако с опозданием и в меньшей степени.

Оптимисты и безработные
У обычных поляков все еще впереди. По мнению газеты Polska, самыми неблагонадежными в Польше уже сегодня стали автомобильная, строительная и металлургическая отрасли. Сокращение штатов недавно началось в компании General Motors, у которой в Гливиче есть завод по производству автомобилей Opel. Компания объясняет массовые увольнения падением спроса на автомобили.

По прогнозам экспертов газеты, в начале 2009 года безработными станут около 100 тысяч человек. К уволенным дома присоединятся и те поляки, которые отправились за длинным евро на Запад. Летом этого года в Польше уже наблюдалась обратная миграция. Тогда злотый укрепился до исторического максимума, и поляки стали возвращаться из Великобритании и Ирландии – дома у них появилась возможность заработать не меньше при существенно меньших текущих расходах. Но теперь ситуация коснется и гастарбайтеров из Украины, Белоруссии и России, которым придется конкурировать за рабочие места с местными безработными. И в этом капиталистическом соревновании шансов сохранить работу у них будет значительно меньше.

В то же время эксперты оптимистично заявляют: рецессии стране удастся избежать, и Польша отделается легким снижением экономического роста.

– Польская экономика тесно связана с экономиками еврозоны. Собственно, туда направлена большая часть нашего экспорта, – рассказывает Фокусу Марек Волос, директор департамента консультаций и анализа инвест-компании TMS Brokers S.A. – Кроме того, большая часть прямых иностранных инвестиций до сих пор приходила из стран ЕС.

Тем временем, согласно данным европейской статистической службы Eurostat, ВВП стран Евросоюза в третьем квартале этого года сократился на 0,2%. Германии, главному торговому партнеру Польши, предрекали падение на уровне 0,4%, но прогнозы оказались оптимистичнее – показатель опустился до 0,5%. По данным The Wall Street Journal, этот провал (самый серьезный среди стран ЕС на сегодня) – худший с 1949 года.

В поисках капитала
Более 70% банковских активов Польши контролируют иностранные инвесторы.

Первой ласточкой проблем в этом секторе может стать бельгийский Fortis Bank SA/NV, которому в Польше принадлежат Fortis Bank Polska и Dominet Bank. Руководство Fortis Bank SA/NV уже сообщило о том, что 75% его активов переходят под контроль France"s BNP Paribas. Также руководство американского AIG-Банка недавно официально заявило о продаже своих отделений в Польше.

По мнению Марека Волоса, сегодняшнюю ситуацию в Польше спасает то, что несколько лет назад вызывало острую критику:

– На фоне некоторых европейских стран польский банковский сектор менее агрессивен в инвестировании, чем европейские или американские банки, – говорит Марек Волос. – Большинство польских банков сохраняют активы в виде денежных средств или ценных бумаг. Ставка доходности по этим активам находится на низком уровне, и почти нет риска. Таким образом, нам не угрожает нехватка ликвидности банков и возможные из-за этого банкротства.

Консервативные польские банкиры всегда старались держать финансовые средства у себя вместо того, чтобы давать в долг другим банкам. Сегодня если кредиты и выдаются, то под большие проценты.

– Из-за кризиса отец потерял значительные финансовые средства на бирже, и это подорвало материальное положение нашей семьи, – рассказывает Фокусу варшавский студент Матеуш Коморовски. – А когда мой брат, который недавно окончил учебу, захотел взять кредит на покупку жилья, то оказалось, что сделать это теперь не так-то просто, да и проценты по кредиту выросли.

Раньше кредит на квартиру можно было брать с учетом затрат на ремонт. Сегодня банки требуют наличие собственного капитала при покупке жилья (до 30% стоимости недвижимости). А тем счастливчикам, которым удается получить всю необходимую сумму, придется выплачивать проценты на несколько пунктов выше, чем еще полгода назад.

– Падение цен на жилье, ослабление злотого и большие колебания злотого по отношению к основным валютам – все это привело к тому, что банки перестали выдавать валютные кредиты на приобретение жилья, – объясняет Марек Волос. – Это реальный перевод глобального банковского кризиса в сферу недвижимости.

Прогнозы для крупных компаний, среднего и мелкого бизнеса неоднозначны.

– У мелких и средних предприятий нет финансовых ресурсов, им будет непросто получить кредиты и заказы из-за рубежа, значит, их рентабельность ухудшится, – говорит Марек Волос. – А из крупных предприятий последствия кризиса ощутят те, кто уже взял большие кредиты, ведь стоимость их обслуживания возрастет. Непросто сегодня заработать на фондовых биржах – падение продолжается, и желающих покупать акции нет.

Биржевая паника не обошла стороной и Польшу. Причиной стали данные экспертов польского банка Pekao, заявивших, что стоимость группы Lotos, второй по величине польской нефтяной компании, равна нулю злотых.

То ли еще будет
Правительство страны уверенно заявляет: польская экономика пребывает в хороших условиях, и повода для особого беспокойства нет. Вице-премьер и министр экономики Польши Вальдемар Павляк считает, что пока о кризисе речь не идет, а падение злотого связывает с утечкой из страны краткосрочных иностранных инвестиций, что было вызвано кризисом на Западе. Чиновники также отмечают, что на подготовке к Евро-2012 кризис никак не отразится.

Но специалисты настроены более скептично и прогнозируют рост ВВП значительно ниже того, что ожидает правительство. В первоначальном варианте бюджета на 2009 год рост ВВП прогнозировали на уровне 4,8%. Но в обновленном бюджете эта цифра, скорее всего, составит 3,5%. По сравнению с 5-процентным ростом ВВП этого года в 2009-м польскую экономику ждут не лучшие времена. Польский Сейм также собирается заложить дефицит бюджета на уровне 18 млрд. злотых (около 4,7 млрд. евро).

– Уменьшение поступлений приведет к сокращению бюджетных расходов, поскольку наше правительство не согласится на увеличение бюджетного дефицита и увеличение выпуска облигаций из-за планов Польши перейти на евро в 2012 году, – говорит Марек Волос. – Для населения сценарий низкого ВВП означает снижение заработной платы, рост безработицы и дальнейшее сокращение количества рабочих мест. Естественно, этот процесс будет распространяться постепенно и станет ощутим к середине следующего года. Некоторым социальным группам в Польше кажется, что они и далее могут требовать повышения заработной платы, не обращая внимания на то, что происходит в мировой экономике. Это не первый раз, когда у нас недооценивают последствия, к которым может привести всемирная рецессия.

Но пока поляки настроены весьма оптимистично.

– Да, возможно скоро люди будут меньше покупать нашу продукцию, – говорит Мачей Ключевски. – Наверное, придется отказаться от таких приятных вещей, как путешествия. Но в данный момент нет никакого кризиса, и сейчас я не экономлю и ни о чем не беспокоюсь.