Разделы
Материалы

Почему взбунтовались шахтеры Ахметова

Акции протеста - редкое явление для Донбасса. Однако сепаратистские выступления на Востоке Украины пробудили протестный дух и у местных горняков

Около шести часов вечера во вторник возле административного здания компании "Краснодонуголь", принадлежащей Ринату Ахметову, на площади Молодой гвардии собралось несколько сотен шахтеров. К руководству компании они выдвинули список из 17 требований, главные из которых сводились к двукратному увеличению заработной платы, улучшению условия труда, а также снижению зарплат топ-менеджеров компании до уровня оплаты подземных рабочих.

Параллельно в районе Краснодона бастующие начали останавливать автобусы, везущие работников на шахты "Метинвеста" [ему подконтролен "Краснодонуголь" - Фокус], тем самым заблокировав работу большинства из них.

Всю ночь шахтеры простояли перед офисом компании. К ним выходил генеральный директор "Краснодонугля" Александр Ангеловский, но требований не удовлетворил. На следующий день на митинг собралось около 300 шахтеров. Однако и в этот день администрация компании идти на уступки не захотела. Ее пресс-служба поспешила распространить заявление, мол, работу шахт блокируют не нынешние их сотрудники, а бывшие шахтеры, к которым по каким-то причинам примкнули жители Краснодона и "пьяные гастролеры из Луганска". В этот же день группа агрессивных людей предприняла попытку штурма административного здания компании, но вскоре из захваченного помещения они удалились.

Уже в четверг утром позиция руководства "Краснодонугля" круто изменилась. Забастовщиков пригласили за стол переговоров, после чего оказалось, что собственник шахт идет на все уступки, кроме одной – двукратного увеличения зарплаты. "Мы и сами до этого еще изначально планировали повысить зарплату на 13%, начиная с апреля, – заявил "Фокусу" руководитель управления по связям с общественностью "Краснодонугля" Виталий Кисель. – Теперь же компания согласна повысить зарплату для основных подземных профессий на 20%. Средства на это нам придется изыскивать из инвестиционного бюджета".
Впрочем, бастующих это не удовлетворило. В пятницу большинство из тех, кто все эти дни находился у здания администрации, согласились вернуться к работе, однако часть горняков по-прежнему остаются на митинге. Переговоры продолжаются.

Кто спровоцировал забастовку

В объединение "Краснодонуголь" входит семь шахт, территориально расположенных в поселках вокруг Краснодона. На предприятии работает около 14 тыс. человек – почти пятая часть 75-тысячного населения города. Около 80% местных поступлений в бюджет приходится на "Краснодонуголь", а найти какую-то другую работу в городе и близлежащих поселках практически невозможно.

Несмотря на это многие жители Краснодона поддерживают забастовку. "В основном здесь шахтерские семьи, поэтому весь город рад, что шахтеры решились на это", – говорит местный житель Денис Пьецух. По его словам, если в первый день забастовки возле администрации компании собиралось от 300 до 500 человек, уже на следующий день их было около 2 тыс.

Забастовке предшествовал митинг за федерализацию и проведение референдума, который проходил 22 апреля на площади Ленина. В нем принимали участие менее 200 человек. Выступающие призывали к проведению референдума, федерализации и создании Донецкой республики. Далее, по версии администрации, около 100 человек спортивного телосложения пришли к административному зданию "Краснодонугля". "Своими лозунгами провоцировали шахтеров, возвращавшихся с рабочей смены, и призывали участвовать в митинге", – сказано в официальном релизе компании.

Они озвучили экономические и политические требования, главная из которых, по версии администрации, – разрешить шахтерам ездить в Луганск к зданию областного управления СБУ, а также предоставить для этого автобусы.

Оказалось, что в предшествовавшие забастовке дни часть шахтеров самостоятельно ездила в Луганск – до него всего 30 километров, где принимала участие в пророссийских митингах. Там-то они и набрались протестного духа.

Показательно, что на митинге 22 апреля в Краснодоне кроме шахтеров присутствовали еще и люди в камуфляже. "Вместе с немножко подвыпившими шахтерами они пришли к генеральному директору "Краснодонугля" и сказали: "Давай автобусы, вези нас на сепаратистский митинг!" – утверждает глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. По его словам, директор компании ответил, что политикой они не занимаются, а все желающие могут ездить на митинги самостоятельно. После этого расшатывание ситуации на политическом грунте приостановилось. Хотя майданный дух федерализации по-прежнему витает в воздухе Краснодона.

Виталий Атанасов