Волонтеры собирают миллионы гривен в помощь пострадавшим на Майдане, армии, крымским переселенцам. Взамен получая проблемы с общественниками, милицией и чиновниками
18 февраля 2014 года, в день снайперского расстрела, муж Анны Гулевской-Черныш был с другими волонтерами Красного Креста на Майдане. Когда в церкви Василия Великого начали принимать первых раненых, Анна упаковала в сумку постельное белье, одеяла для потерпевших и пришла в храм. Там уже было много добровольцев. Как оказалось, добрые дела — работа часто неблагодарная. Анна Гулевская-Черныш прочувствовала это. Благотворительность привела ее в Управление по борьбе с организованной преступностью.
Инициатива наказуема
Офис Украинского форума благотворителей расположен недалеко от эпицентра протестов в Киеве зимой — в стареньком одноэтажном здании на Подоле. Деревянная лестница, крутые ступеньки, они едва видны в темном подъезде, куда ныряешь, ослепленный солнцем. За дверью — комнаты, заваленные книгами, проспектами, плакатами. Анна здесь хозяйка — она директор этой общественной организации.
В конце февраля Гулевская-Черныш вместе с другими активистами организовала центр помощи "Родина Майдан". За две недели они собрали для пострадавших во время протестных акций 50 млн грн. Костяк команды — искусствовед Катерина Ботанова, предприниматель Андрей Федоров, директор благотворительного фонда "Приирпенье" Анастасия Попсуй. За первые сутки организованного ими благотворительного телемарафона "Небесная сотня" граждане перечислили 14 млн грн. А через две недели к украинской границе подошли российские войска, и внимание переключилось на Крым, переселенцев, крымских военных, переезжавших на материк.
"Люди в благотворительности находят свое место. Они не готовы идти на баррикады, не готовы брать оружие. Но готовы отдавать свои ресурсы", Анна Гулевская-Черныш
По этому пути рассчитывали пойти волонтеры "Родина Майдан", пока в их жизни не появился киевский предприниматель Николай Криворот. Он владеет ресторанами и магазином. Но стал известен как глава Киевского комитета по спасению бизнеса. Защищал то владельцев киосков от закрытия, то рынок ритуальных услуг от монополистов.
"Во-первых, — Криворот загибает пальцы, перечисляя, что у него вызвало подозрение в работе волонтеров, — директор фонда "Приирпенье" Анастасия Попсуй не знала телефона горячей линии, во-вторых, точного количества погибших, и, наконец, по моей информации, с некоторыми пострадавшими семьями фонд еще даже не связывался".
По словам бдительного предпринимателя, он боялся, что собранные украинцами деньги не дойдут до адресатов. Опасениями поделился с милицией. Там ему посоветовали написать заявление в Управление по борьбе с организованной преступностью.
С этого момента волонтеры только и делали, что доказывали честные намерения — они объяснялись с милицией, сотниками Майдана, Самообороной, журналистами. Опасения по поводу хищения средств не подтвердились. Конфликт уладили. Но осадок остался.
Из-за скандала волонтеры потеряли месяц. "А еще конфликт не дал нам возможности реализовать изначальную идею", — сожалеет Анна. Теперь на долгосрочные программы предусмотрена только пятая часть средств, еще 20% собранной суммы пойдет на оплату лечения раненых. Основную же часть денег раздадут семьям. Выплаты начались. Но прошел месяц, и история повторилась. Волонтеров обвинили в растрате средств. Обвинения снова оказались напрасными. Фонд выплатил помощь уже 58 семьям погибших на 5,66 млн грн. На счетах фонда остается более 42 млн грн. "Сейчас важнее всего довести дело до конца", — считает Гулевская-Черныш.
Другая проблема у волонтеров — как пролоббировать изменения в налогообложение благотворительной деятельности. "У нас счет за лечение двух раненых на Майдане из израильской клиники на $150 тысяч. По законодательству фонд обязан заплатить из них государству 17% налога (налог на доходы физических лиц, которым облагается благотворительная финансовая помощь. — Фокус). А это 300 тыс. гривен. Из 50 млн гривен нужно будет перечислить государству огромную сумму — 8,5 млн".
Главное — организация
У волонтеров, помогающих военным, нет проблем с налогами. Минфин, к примеру, в ручном режиме освободил мобильных операторов от налогообложения смс-пожертвований для Министерства обороны. Зато есть другие трудности.
Капитан второго ранга Андрей Иваниченко приехал на пару дней в Киев из Одессы, куда передислоцировали его военную часть. Сидя за столиком в кафе, он рассказывает Фокусу о новом быте сослуживцев, листая фотографии, сделанные в военной части. Контрактников радиотехнической части, раньше базировавшейся на мысе Фиолент, разместили в военном городке в 38 км от Одессы. Там запустение: казарма 1950-х годов, облупившаяся краска на стенах, пружинные кровати, стоящие рядами, как в пионерском лагере, никакой возможности разместиться с семьями. "Хотелось бы облагородить помещения. Сделать хотя бы подобие комнат", — говорит Иваниченко.
В этом ему помогает предприниматель Александр Шевченко. Он занимается игорным бизнесом в Европе. На встречу приехал в модном спорткаре. 22 января Шевченко находился в Киеве в эпицентре противостояния. "Хотите, покажу видео? — Александр достает телефон и легко касается пальцами экрана в поисках нужной записи. Появляется картинка заснеженной улицы, на ней много движущихся точек. Это улица Грушевского, а точки — протестующие. — Я был в ярком желто-синем сноубордистском костюме. Тогда думал, если начнут стрелять, стану подходящей мишенью. Яркая одежда — раздражитель". В тот день погиб Сергей Нигоян.
Два месяца спустя Шевченко увидел в ленте Фейсбука сообщение капитана второго ранга Андрея Иваниченко из Крыма: "Радиотехнической части больше не существует. Никому не нужен дворник с тремя высшими образованиями?" Тогда киевский предприниматель еще не знал, что будет помогать им выбираться на материк и собирать деньги. Сначала ему не хотелось ввязываться в сбор средств. "Но мне задали вопрос, можно ли помочь ребятам, и все закрутилось", — рассказывает он.
За 10 дней предприниматель собрал 120 тыс. грн. На них военные начали делать ремонт. "Начальство предупредило: за то, что мы получаем материальную помощь, нас могут обвинить в коррупции", — говорит Иваниченко.
Чтобы помогать и дальше, причем не только военным, Александр Шевченко создает общественную организацию. Волонтеры группы "Поддержи Армию Украины", собравшие на нужды военных несколько миллионов гривен, как и Александр Шевченко, оформили свою инициативу в благотворительный фонд. Так они смогут системно сотрудничать с бизнесом. "Мы пришли к этому, потому что видим: финансово и морально украинцы истощены. Каски, бронежилеты, рации — дорогая помощь. Собирать деньги сейчас сложнее. Нужно искать дополнительные источники средств", — объясняет Анна Сандалова, волонтер группы. Это понимает и основательница фонда "Таблеточки" Ольга Кудиненко.
На всех не хватает
В последние месяцы вирус благотворительности охватил Украину. Но маленькому пациенту Охматдета Богдану Вахрамову от этого не легче. Скорее наоборот. Ему 7 лет, и у него редкий вид рака крови. Богдан — первый ребенок, которому фонд Ольги Кудиненко собирает деньги на операцию по трансплантации костного мозга. Ее должны сделать итальянские врачи. До сих пор "Таблеточки" помогали Охматдету в закупке лекарств и медоборудования. Но в начале зимы Ольга Кудиненко решила, что фонд может делать больше.
На операцию Богдану нужно115 тыс. евро. Акция по сбору средств началась почти три месяца назад. Первые результаты оказались неожиданными. Деньги жертвовали неохотно, и спустя месяц благотворители получили только четверть суммы. "Я думала, мы справимся быстрее", — признает Ольга. На вопрос, почему так, она отвечает: "Украинцев охватила идея спасения страны. Все хотят быть к ней причастными. На остальные проблемы люди перестали обращать внимание. Они отошли на второй план. Это касается сбора средств на операции, на помощь старикам, на приюты — да все что угодно".
С этим столкнулись и другие благотворители. На Украинской бирже благотворительности (УББ) 77 активных проектов — просьб о помощи, на которые нужно собрать более 6 млн грн. Во время евромайдана, по словам директора УББ Ирины Гуцал, ежемесячные сборы биржи снизились втрое по сравнению с дореволюционным временем.
Сокращения объемов пожертвований в фонде ожидали. "Учитывая ситуацию в стране, логично, что люди перенаправили свои средства на более актуальные цели", — отмечает глава УББ.
Ольга Кудиненко не сдается. Уже нашли донора для Богдана. Теперь есть три месяца на то, чтобы найти 80 000 евро на саму операцию. "Таблеточки" проводят акцию за акцией — это благотворительный аукцион, ярмарка, традиционная кампания "Один день для детей" (сотрудники фирм передают свою дневную зарплату "Таблеточкам"), сбор евроцентов в офисные банки Happy Can. Результат — 415 тыс. грн пожертвований в апреле — в полтора раза больше, чем в марте. "Нужно достучаться до каждого. Для онкобольного каждый день на счету. А состояние Богдана ухудшается", — вздыхает Ольга Кудиненко. И она не может отложить сбор средств, дожидаясь более благоприятной обстановки в стране.
С миру по гривне
Самые успешные кампании по сбору пожертвований в 2014 году
Акция Министерства обороны Украины "Поддержи Украинскую армию"
Стартовала 15 марта 2014 года. За это время на счета Минобороны поступило более 125 млн грн. В том числе с помощью звонков на мобильный номер 565 на поддержку армии перечислено свыше 29 млн грн.
Центр поддержки пострадавших на Майдане "Родина Майдан" и фонд "Приирпенье"
За две недели собрали 50 млн грн для пострадавших на Майдане и семей погибших. Акция по сбору средств началась с телемарафона "Небесная сотня".
Волонтер Юрий Бирюков, известный в сети под ником Крылья Феникса
Собрал на нужды украинских военных более 4 млн грн.
Фонд "Таблеточки"
Собирает деньги на закупку медикаментов и медоборудования для детской больницы Охматдет, а с 2014 года еще и на операции по трансплантации костного мозга. В 2013-м фонд собрал 2,5 млн грн. С начала этого года — более 1 млн грн.
Волонтерская группа "Народный госпиталь"
Начала сбор средств на лекарства и медоборудование для больниц в январе. За время существования волонтеры собрали свыше 1 млн грн. Сейчас группа продолжает работу в связи с событиями в Одессе.
"Народный проект" николаевского Регионального фонда благочестия
Собрали 1,14 млн грн на современную экипировку для десантников 79-й отдельной аэромобильной бригады и 298,9 тыс. грн на летательный аппарат для воздушной разведки и коррекции огня.
Волонтерская группа "Поддержи армию Украины"
Работает с начала марта. С тех пор собрали на нужды военных более 500 тыс. грн, а вместе с родственными волонтерскими инициативами — несколько миллионов гривен.
Волонтерская группа "Эскадроны добра"
Создана Арсением Финбергом в феврале 2014 года. Участники группы собрали свыше 250 тыс. грн на закупку медикаментов для операций раненым на Майдане. Сейчас поддерживают семьи крымских переселенцев и продолжают покупать лекарства для пострадавших во время протестных акций в Киеве.
Елена Струк, Фокус