Разделы
Материалы

Буря в 200 баллов

В украинских школах состоялось генеральное испытание новой системы оценки знаний, которую наши педагоги взяли на вооружение у своих западных коллег. 120 тыc. школьников приняли участие в эксперименте под названием «внешнее тестирование». Его идея состоит в том, что если выпускник школы зарабатывает достаточно баллов, – попадает на студенческую скамью без вступительных экзаменов

Девять утра: до начала внешнего независимого тестирования выпускников — два часа, однако во дворе киевской общеобразовательной школы № 78 не безлюдно. У входа, сунув руки в карманы, прогуливаются двое парней. Они не похожи на типичных школьников, явившихся на экзамен: ни букета цветов, ни "парадного" костюма.

Юрий Якименко, 1-й проректор Национального технического университета "Киевский политехнический институт":
– Уже 5 лет в КПИ существует собственная система тестирования. Мы, конечно, принимаем абитуриентов и с государственными сертификатами, но мы согласовали шкалу перевода их баллов в наши. Если в государственных тестах 200-балльная система, то в наших – 36, причем шкала согласования нелинейная – нельзя просто 200 разделить на 36.
Система тестирования решает первый важный вопрос – уровень подготовки. А вот второй – найти "своего" абитуриента, – к сожалению, не решает. Так что, наверное, придется думать, как это сделать в рамках системы. Кстати, если абитуриент с государственным сертификатом решит просто "на шару" проскочить в КПИ, то он здорово промахнется. Мы и так ежегодно отчисляем за неуспеваемость две тысячи студентов.

Это все ни к чему, — спокойно объясняет выпускник Лицея международных отношений № 51 Андрей Павлов. — Тестирование — не экзамен. В классе будут учителя, которых мы не знаем. Проверять тесты будет компьютер и преподаватели из области. Так что наряжаться, тащить конфеты и дорогое вино просто бессмысленно.

На чужом поле
Чтобы исключить какую бы то ни было пристрастность, тестирование проходит по принципу "чужого поля": никаких родных стен. Учился в одной школе, тестирование — в другой.

В этом году для школьников Киева, Харькова и Львова прохождение теста является обязательным — позволено лишь выбрать предмет: история или математика. Неделей раньше был тест по украинскому. Андрей Павлов решил сдавать тест по математике: если результат будет высоким, не придется сдавать вступительный экзамен в университет, в который он планирует поступать. Главный "козырь" внешнего тестирования — признание его результатов всеми вузами Украины. То есть, итог теста считается результатом вступительного экзамена в любой университет страны.

— Не в любой! — уточняют ребята. — "Могилянка" тестирование не признает: у них там своя система проверки. А университет им. Шевченко переформатировал свои вступительные экзамены: вместо украинского языка теперь нужно сдавать еще и литературу, — а по ней теста нет. Безнадежно соваться с результатами тестирования и в Киевский институт международных отношений — там признают только наличные, — ухмыляются вчерашние школьники. Они считают, что тестирование вовсе не упрощает жизнь: сдавать обычный экзамен куда легче.

— На экзамене может пофартить: вытянул билет, который хорошо знаешь, и дело в шляпе! А в тесте нужно ответить на полсотни вопросов! Темы — за седьмой, восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый класс! — опасается Вадим Макиенко, готовившийся к тесту по истории.

По его словам, заготовить "шпору" для теста невозможно: никто не знает, на какие вопросы придется отвечать. Единственное подспорье — "тренировочные тетради", которые предварительно раздали всем школьникам. В этих тетрадях собраны задания, аналогичные тем, что будут на тестировании.

— Правда, я слышал, что тестовые вопросы по истории уже появились в Интернете, а на Петровке их можно купить за $400. Так ли это, не знаю, — добавляет Андрей Павлов.

Чем сложнее вопрос, тем больше он "весит" в баллах. Их всего можно набрать 200. Допустим, Маша Петрова из Херсона правильно ответила на 40 вопросов из 56 (столько их было в тесте по истории) и заработала 160 баллов. Больше Маши в Украине не набрал никто: ее 160 баллов приравниваются к оценке "12", и оценки всех остальных будут считать, исходя из такого соответствия. Иными словами: чем лучше подготовка одних, тем хуже для других — тех, чьи знания "хромают"

— Только бы этот фанат не пришел! — честят выпускники некоего отличника с головой-компьютером, который впоследствии установит для них планку.

Строго-настрого
К 10:00 школьный двор наполняется будущими абитуриентами. У каждого в кармане — паспорт и именной талон, без которого пройти на тестирование невозможно. В пол-одиннадцатого все расходятся по классам и рассаживаются за парты — они тоже пронумерованы. Каждому следует усаживаться на место с тем номером, который указан в талоне: такая система исключает возможность "подготовить" свое рабочее место. Более того, среди выпускников ходят байки о дежурных, патрулирующих этажи. В прошлом году они будто бы сняли с тестирования всю группу из-за одного парня, который вышел в туалет с мобилкой. Шутка ли, в этот раз всех тестируемых обязали положить свои "телефоны и прочие средства связи" на стол инструктора. Нам, журналистам, было позволено присутствовать на тестировании. Однако после того как пакет с бланками вскрыли, фотографировать запретили.

Яков Карпов, 1-й проректор Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского "ХАИ", Харьков:
– У каждого вуза свои традиции, и чтобы можно было подобрать себе подходящих ребят и сберечь имидж, в вузах обязательно появятся какие-то дополнительные "заслоны". Минус всеобщего тестирования в том, что совершенно не учитывается разница в знаниях у городских детей и у сельских. Отход от вступительной экзаменационной системы уменьшает шансы найти нового Ломоносова. Для престижных вузов – это большая проблема. Кроме того, разрушается эффективно работающая во многих университетах система довузовской подготовки (физико-математические школы, технические классы и т.п.). Впрочем, абитуриенты могут выбирать, поступать ли им по результатам тестов или сдавать экзамены. В прошлом году у нас из 2,5 тыс. абитуриентов лишь двадцать человек воспользовались государственными сертификатами.

На решение вопросов отведено 3 часа, однако те из выпускников, кто сдавал историю, начали покидать классы еще за час до истечения срока. Тест по математике потребовал больше времени.

— Ой, это не тестирование, а страшный суд какой-то! — смеется только что сдавшая свою работу девушка. — У меня все в голове перемешалось, ничего не написала!

Таково общее настроение одиннадцатиклассников: они обсуждают тестирование, но ждать результатов с дрожащими коленками никто не собирается. Во-первых, тест — не последний рубеж: каждый вправе написать заявление об аннулировании его результатов, после чего можно сдавать обычный экзамен. Во-вторых, прошлогодний опыт показал, что время сдачи обычного экзамена в вузе может наступить еще до оглашения результатов тестирования. И, в-третьих, многие признались, что уже прошли подготовительные курсы при университетах и даже сдали вступительные экзамены: этих ребят результаты тестирования беспокоят меньше всего.

Уже в следующем году тесты полностью заменят собой традиционные экзамены, и аннулировать их результаты можно будет лишь с помощью апелляционной комиссии. Заместитель директора школы № 78 Надежда Авраменко считает, что тестирование может быть альтернативой экзамену, но всецело заменить его пока не может.

— Это особенная система оценки знаний. чтобы проходить тесты, выпускники должны обладать определенными навыками. Боюсь, пока далеко не все к этому готовы, — говорит замдиректора.

Блиц

– Все ли довольны новой системой оценки знаний?
– Критикуют ее те, кто боится потерять свои "доходы", залезая в карман к родителям абитуриентов, и те, кто не хочет ничего делать. Но, как говорил Шота Руставели, "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". Если мы хотим честности и справедливости, объективности, давайте пробовать. А то только что-то начинаешь, все вокруг сомневаются и критикуют. Для того, чтобы конкурировать с развитыми государствами, нам нужно конкурентное образование.