Разделы
Материалы

Циркачи с Перспективной улицы

Керамические скульптуры Ольги Рапай  −  из беззаботного мира, в котором люди водят хороводы, коты играют на балалайках, свиньи-модницы примеряют обновки, а голуби вьют гнезда прямо в шляпах задумчивых дам

Мастерица немало пережила на своем веку. Отсюда — желание делать что-то живое и радостное, — так говорит о своем творчестве она сама.

Ольга Рапай – дочь писателя, драматурга и поэта Переца Маркиша. Во время II мировой войны поэт — лауреат Ленинской премии — состоял в президиуме Еврейского антифашистского комитета. В 1948 г. его арестовали и четыре года спустя, в 1952-м, расстреляли. Ольгу, студентку Киевского художественного института, осудили на 10 лет ссылки как "члена семьи изменника Родины". Смерть Сталина сократила срок; после 2-х лет, проведенных за Абаканом (на Алтае), Ольга вернулась в Киев, устроилась работать на фарфоровый завод. С тех пор и не мыслит жизни без глины.

— Это замечательный, фактурный, пластичный материал, — сказала художница в интервью Фокусу. – Те 30 работ, что сейчас выставлены в Национальном художественном музее, в основном созданы в 1970-80-х гг. Некоторые из этих миниатюр сейчас в частных коллекциях за рубежом.

Лепка Рапай до сих пор украшает Национальную библиотеку для детей на Нивках, институты физиологии, ботаники. А вот другим ее монументальным работам повезло меньше.

— Когда-то я полностью оформила киевский отель "Братислава" — холл, два зала ресторана, сделала множество керамических ваз – от больших напольных до миниатюрных. Однако новые владельцы здания сбили керамику со стен, — с горечью вспоминает художница. — Я об этом узнала постфактум, так что у меня не осталось даже ее фотографий на память. То же — с торговым центром на проспекте Победы в столице. Даже не знаю, какие из моих работ еще уцелели…

Несмотря на почтенный возраст — Ольге Перецевне 76 лет – она по-прежнему несколько часов в день работает в своей мастерской на Перспективной улице и говорит, что в такие моменты абсолютно счастлива.