Разделы
Материалы

Цвета индиго

Странные люди, не от мира сего, «белые вороны»: им нет дела до большинства, у них на все своя точка зрения, они от рождения поражают способностями, ничего не боятся — в том числе и смерти. Новые люди, новые дети — раньше подобных им называли вундеркиндами. Теперь — «детьми индиго»

После Второй мировой войны тема "новых людей", якобы пришедших спасти планету и все сущее, возникла как очередная "утка" — ради увеличения тиражей желтой прессы. Но прошло время, идея обрела очертания, проникла в умы педагогов, психологов, и о ней заговорили всерьез.

В 1970-х американка Нэнси Тепп, преподававшая психологию в университете Сан-Диего и, по ее уверениям, обладавшая экстрасенсорными способностями, сообщила о своем открытии: аура некоторых детей, которую она будто бы видела благодаря своей сверхчувствительности, отличалась по цвету от ауры "простых смертных". Она была цвета индиго. Спустя пятнадцать лет ясновидящая написала книгу "Как цвет помогает лучше понять твою жизнь", в которой рассказала об особенностях обладателей фиолетового нимба, их независимом поведении, рассудительности, необычайной активности. Так появилось определение "дети индиго".

Цель — выжить
На Украине о феномене заговорили относительно недавно. Четыре года назад на необычных детей обратила внимание международная организация "Цветок жизни", которую у нас представляет Киевский просветительско-миротворческий центр. С тех пор "дети индиго" в зоне его внимания.

— У "индиго" есть свойство активно защищать и отстаивать свои интересы, есть какая-то внутренняя сила, которую можно сравнить с агрессивностью. Происходит она от ощущения своей правоты, — говорит руководитель центра Алена Мазур. — Это новая форма сознания, приспособленного для выживания в мире высоких технологий. "Индиго" — обычные нормальные дети, но им дана сила изменить представления человечества о мироздании и обеспечить его дальнейшее развитие. Их поведение может показаться высокомерным. Но с этим ничего не поделаешь: "индиго" уверены в своей значимости и не признают авторитетов. Кроме того, не считают нужным объяснять свои поступки. Для них важнее всего — свобода выбора.

Представители "новой формации" задаются вопросами, которые обычно приходят в голову лишь людям в преклонном возрасте. Например, о своем предназначении на Земле. Тем или иным путем они обязательно узнают обо всем — и гораздо быстрее, чем любители дедуктивных методов.

— Когда мы достигаем достаточно высокого уровня развития, у нас проявляется способность получать информацию из-за пределов физического мира, — уверяет киевлянин Константин Безгин, автор сайта, посвященного "индиго" (deti-indigo.xpro-game.com), к которым он себя причисляет. — В пять лет я видел и слышал то, что многим пока недоступно. "Индиго" могут предсказывать будущее. Задолго до чернобыльской катастрофы я знал, что она произойдет, и пытался предупредить о ней людей. Но никто мне не поверил.

Со щитом
— Человечество, сколько себя помнит, старается облегчить свое существование, — продолжает Константин. — Но процесс достижения этой цели вызывает недоумение: войны, передел сфер влияния, борьба за право называться первыми и единственными, если не в своем роде, то хотя бы в своем мирке. Так вот: в последнее время нас, людей, которые не нуждаются в том, чтобы доказывать кому-то свою уникальность (тем более — прибегая к насилию и разрушению) становится все больше. Чтобы человечество не погибло, мы объединяемся. Наша позитивная энергия — гарантия того, что у человечества есть будущее.

По словам Константина, у него постоянный контакт с семьюдесятью "индиго" самых разных возрастов.

Находят эти люди друг друга по-разному. Говорят, ощущают родственные души на расстоянии. Не последнее значение для знакомства имеют семинары, тренинги, лекции, которые регулярно проводятся в Киеве центром Алены Мазур, а также фильмы и публикации о "новых людях" последнего времени. Пять лет назад на постсоветском пространстве впервые появился русскоязычный перевод книги о "детях индиго".

— Это была книга Ли Кэрролл "Дети Индиго", — рассказывает главный редактор издательства "София" Инна Старых. — Наша идея выпустить ее была рискованной: о "новых детях" прежде у нас никто не слышал. Книга "умерла" на два года, то есть "пятитысячник" не потребовал допечатки через полгода и даже через год. Но однажды она попала на глаза российскому журналисту, у которого, видимо, были дети, и он написал большую статью об "индиго" в одной из московских газет. Сразу же потребовалась допечатка. После этого мы выпустили серию книг о "детях индиго". То, что их покупают, свидетельствует об интересе к теме многих людей, и, прежде всего — родителей и педагогов.

Как с ними быть
Методика обучения и воспитания "особенных" — действительно tabula rasa: о появлении "детей света" известно многим. Но как вести себя с ними взрослым, родителям и учителям, чтобы помочь раскрыть их способности и при этом не утратить доверие, могут посоветовать единицы.

— Основная наша задача — новые методы воспитания, причем не детей, а взрослых, — подчеркивает г-жа Мазур. — Мы работаем с родителями, разъясняем им, что нужно быть более внимательными, более любящими, нужно менять себя, ломать стереотипы в вопросах воспитания, стать более прогрессивными, добрыми, человечными. При этом не следует культивировать исключительность детей, иначе из них вырастут эгоисты. Важно признать их индивидуальность. И научить признавать индивидуальность других.

Директор столичной школы-лицея №157 Виктор Костенко с коллективом педагогов разрабатывает методики преподавания программных материалов непоседливым "индиго". Он заметил, что каждый год растет количество "странных" детей, чьи умственные способности и таланты существенно превышают уровень предыдущих выпусков.

— Нет инструментов для определения — "индиго" ребенок, или "не индиго". Но я веду наблюдения 15 лет и могу сказать однозначно: наши дети меняются. Основное их отличие от нас в том, что они становятся более интуитивными. На вопросы у них есть моментальный ответ, к которому они приходят, минуя логическую цепочку. Сейчас перед учителями возникла проблема — как учить, если в основном методика преподавания ориентируется на развитие логического мышления? К тому же, неизбежны вопросы дисциплины, ведь новые дети очень активны. Если им не нравится подход учителя, предмет, ничто не заставит уникумов усидеть на месте. Опытный учитель, на протяжении десятилетий привыкший к определенным алгоритмам преподавания, завершая работу в 11 классе, берет, скажем, восьмой класс, пятый и получает такие удары, от которых не может прийти в себя. Дети — совсем другие! И с каждым годом пропасть между ними и учителем увеличивается. Отсюда — впечатление, что дети стали недисциплинированными, непослушными, неуправляемыми.

Так будет со всеми
Педагог Костенко провел исследование, которое побудило искать новые пути работы с "непонятными" детьми.
— Я советуюсь с детьми через анонимную анкету. Задаю несколько вопросов в конце учебного года, гарантируя, что не буду искать авторов ответов. Я объясняю им, что управляю школой, поэтому мне нужно максимум достоверной информации от учеников, поскольку они непосредственные участники учебного процесса и мне важно знать их мнение о системе. Есть каверзные вопросы относительно учителей. Я стараюсь выявить "лучших" и "худших" педагогов для каждого ученика. А главное — получить ответ, к кому бы ребенок пошел, будь его воля, кому бы он доверился, рассказал о сокровенном. Потом в течение месяца анализирую эти данные и составляю своего рода рейтинг. К некоторым учителям у меня возникают вопросы. И если ответить на них им нечего, я вижу, что они не хотят меняться, — принимаю меры. Такие педагоги не подходят для работы в нашем лицее.
Процент доверия к учителям с каждым годом падает. Это означает, что с каждым годом в школу приходят все более самодостаточные дети. Они категорически не приемлют лицемерия, требуют максимум искренности и гибкости. Их с каждым годом становится все больше.