О настроениях в ее городе после обстрела 24 января Focus.ua рассказала мариупольская пенсионерка Ольга Косовская
ОБСТАНОВКА
Вчера (24 января - Фокус) проходила по городу, в центре никакой паники не было. Разве что на рынке в воскресенье почти не было людей: ни покупателей, ни продавцов, и в магазинах народу меньше, чем обычно – горожане стараются не собираться в местах обычного скопления людей, опасаются.
Люди с сумками – да, были, ехали в разных направлениях, в основном сюда в центр или дальше, на Приморский район, подальше от Восточного, где были обстрелы. Из города тоже, наверное, уезжают, но какого-то особого ажиотажа на автовокзале нет, в основном перебираются к родственникам и друзьям в те районы города, где обстрела не было.
Приятели у нас есть, живущие на Восточном, рассказали, что в микрорайоне возле рынка "Денис" были трупы, и больше 20 воронок было. Были пожары – потому что там газ, там район газифицированный. И связи мобильной не было часов до двух дня, может, в вышку где-то попало – потом восстановилась.
НАСТРОЕНИЯ
У нас основная масса понимает, что стреляли явно сепаратисты, ДНР. Народ уверен, что это провокация: 9 утра, суббота, людей много, спальный район, два рынка. Все считают, что это место не случайно выбрано. У нас как обычно: в праздники и в выходные – обстрелы. И это точно были "Грады", мы уже по выстрелам знаем, что стреляет – пушки, "Грады" и прочее.
Хотя есть и те, кто злорадствует, мечтает, чтобы "этих укров разбили". Но если осенью это было где-то 50 на 50, то сейчас процент тех, которые за ДНР, конечно, снизился. И те, что остались, сейчас не сильно проявляются: кому-то "хвосты прижали", кто-то уехал.
Очень показательный пример: я дежурила в штабе обороны, и позвонил мужчина по межгороду, бывший мариуполец, живет сейчас в городе Дербент в Дагестане. Говорит, что услышал там разговор: в Мариуполе по такому-то адресу сепаратисты.
А есть и те, кому просто откровенно наплевать. Или такие, которые жалуются, что не могут проехать в Донецк, не могут получить пропуск. Я не знаю, зачем им в Донецк, тем более, что там нужен не только пропуск, там еще и на блокпостах сепаратистам нужно платить, чтоб пропустили.
МИТИНГИ
Мы вчера собирались на митинг-реквием, человек 150 пришло. А вечером в пятницу, 16 января, было факельное шествие после Волновахи, собралось порядка 600-700 человек. Потом был официальный митинг в субботу, 17 января, пришла тысяча с небольшим.
Были разные люди, но так получилось, что в большинстве – пенсионеры. И когда женщина-волонтер рассказала, что нужен тепловизор для блокпоста поблизости Волновахи, который очень пострадал – люди выстроились в очередь, сдавали от 5 до 500 грн, и собрали за один этот день 30 тыс. грн. Притом, что средний доход у нас – от 1 до 2 тыс. грн.
РЕАКЦИЯ БИЗНЕСА
Среди тех, кто готов брать оружие в руки и защищать Мариуполь от сепаратистов, очень много представителей малого и среднего бизнеса. И на этом фоне очень возмущает, просто до глубины души, поведение руководителей наших крупных предприятий.
В пятницу (22 января) по местному мариупольскому телевидению выступали генеральные директора предприятий ММК Ильича и Азовстали. Они устроили пресс-конференцию, на которой потребовали от журналистов донести до народа, как их обидел Киев, как их обидело государство тем, что не возвращает НДС и еще какие-то платежи.
Называли огромнейшие суммы – но зачем это выливать на головы населения? Которое тут же начнет говорить: "да, это хунта, это плохая власть"? Почему это нельзя решить самим, официально, как положено, не вмешивая в это народ, сейчас, когда война?