Разделы
Материалы

Универсальный полицейский. Кто придет на смену гаишникам

Дмитрий Синяк

Через четыре месяца на дорогах Киева вместо гаишников появятся патрульные полицейские. Почти треть кандидатов — женщины

"ГАИ, ГАИ... Скоро в Киеве ГАИ не будет. Будет новая полицейская патрульная служба. С новыми подходами, правилами, новыми людьми. Надеюсь, и с новым вашим доверием", — написал на своей странице в Facebook министр внутренних дел Арсен Аваков. Обещанная реформа стартовала 19 января.

Всего заявку на конкурс подали 33,220 тыс. человек, из которых 20,409 тыс. были допущены к тестам по квалификационным требованиям и первичной проверке. По словам Авакова, конкурс на место патрульного Киева составляет около 10 человек.

В столичный Дом учителя (символично, что когда-то здесь размещалась Центральная рада — первое украинское правительство Михаила Грушевского), где принимали заявления от желающих стать полицейскими, потянулись тысячи киевлян.

В просторном зале симпатичные девушки раздают анкеты и вежливо приглашают присесть за стол. Анкета несложная, заполнение не отнимает много времени. Кроме стандартных "родился-учился" есть два профессиональных вопроса: "Работали ли вы в органах внутренних дел? На какой должности, причина увольнения", "Работают (работали) ли ваши близкие родственники и члены семьи в органах внутренних дел?"

У потомственных милиционеров выше шансы попасть в новую патрульную службу. Одна из таких кандидаток — Мария Волевич, студентка Национального авиационного университета, которая, на мой, очевидно, сексистский взгляд, естественнее выглядела бы на подиуме, чем в уличном патруле. Но Мария не разделяет моей точки зрения.

— Мне и полицейская форма будет к лицу, — шутит она. — Работа патрульного не пугает. Когда-то я занималась боксом и в случае чего смогу постоять за себя. У меня в милиции служит папа, брат работает в СБУ. Хотела бы, чтобы в нашей стране произошли перемены, и рада, что могу что-то для этого сделать. Мне всего двадцать один, значит, есть время сделать карьеру в полиции. А университетская специальность — туризм — пусть пока подождет.

Студентка Национального авиационного университета Мария Волевич готова усмирять уличных хулиганов

Знакомство с Марией наталкивает на мысль о том, что платить штрафы можно с удовольствием. Возможно, это одна из причин, по которым заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе активно приглашала к сотрудничеству именно женщин. По ее словам, около трети кандидатов в патрульные — представительницы прекрасного пола.

Сергей Гетьман тоже не похож на классического украинского гаишника, каким его обычно рисует воображение: в ухе у него большая серебряная серьга.

— Это старый казацкий обычай, не имеющий отношения к неформальным молодежным движениям, — гордо заявляет парень. — Но если меня примут в полицию, я готов от серьги отказаться. Дисциплина есть дисциплина.

Сергей закончил физико-математический факультет педуниверситета им. М. Драгоманова, работает техником на табачной фабрике. Работа в полиции для него не только возможность улучшить материальное положение, но и шанс стать более востребованным.

У еще одного кандидата — тридцатидвухлетнего Руслана Тараненко — обезоруживающая улыбка. Такая наверняка пригодится в патрульной полиции. Десять лет назад он окончил институт МВД, но по специальности не работал. В последнее время занимался сезонным бизнесом в Одесской области, теперь решил, что работа в полиции поможет ему начать новую жизнь.

— На Западе врачи и полицейские — уважаемые и небедные люди, — говорит Руслан. — Возможно, так будет и у нас через несколько лет.

Анкеты раздает симпатичная девушка Наталья, она же отвечает на вопросы кандидатов в патрульные. Разговорившись с ней, узнаю, что Наталья не волонтер, а старший лейтенант МВД, уже три года работает в милиции.

— Сначала сюда приходили по тысяче человек в день, теперь поток немного уменьшился, — делится впечатлениями Наталья. — Здесь можно встретить людей с двумя высшими образованиями, учителей иностранных языков, директоров компаний, пекарей, парикмахеров. На сайте МВД и в Доме учителя уже зарегистрировались более 13 000 желающих стать полицейскими. При том, что в патрульную службу наберут лишь 2000 человек, а прием заявок закончится только 6 февраля.

Выпускник института МВД Руслан Тараненко десять лет спустя решил вернуться к работе по специальности

Чаще всего Наталье приходится отвечать на вопросы претендентов о размере стипендий во время обучения и будущих зарплат. По нынешним временам зарплаты достойные — от 6 до 8 тыс. грн. Стипендии — около 2000 грн. Правда, учиться придется интенсивно: с девяти утра до пяти вечера в течение двух с половиной месяцев. Кандидаты должны пройти тест на общее развитие, медосмотр, психодиагностический тест, а также продемонстрировать навыки управления автомобилем. После успешного собеседования будущие полицейские пройдут четырехсотчасовой курс тео­ретического обучения и професс­иональной подготовки, который закончится экзаменом. Учеба начнется уже в первые недели марта с тем, чтобы 1 июня патрульные заступили на службу.

— Могу точно сказать, что немногие смогут закончить обучение, — сказала Эка Згуладзе на брифинге. — В патрульную службу попадут только самые амбициозные, эмоцио­нально стабильные люди, способные принимать решения в экстремальных ситуациях и умеющие работать в команде. Но главное — все они должны быть носителями общечеловеческих ценностей. Наличие этих ценностей также самое главное условие для преподавателей, которых мы сейчас набираем.

Заместитель министра МВД отметила, что патрульная служба — низшая ступень в карьере полицейского. Поэтому набирают только тех, кому еще не исполнилось 35 лет — надо же успеть сделать карьеру.

— Патрульная служба, организованная вместо ГАИ, будет иметь более широкие функции и самое главное — она будет работать по-другому, — продолжала Эка Згуладзе. — Патрульные станут выполнять все функции милиции, кроме ведения следствия.

Ради службы в патрульной полиции Сергей Гетьман готов отказаться от серьги в ухе

Патрульная служба в Украине будет организована по образцу аналогичных структур в США, Норвегии, Грузии и других странах. Главный донор проекта — американцы. Украина берет на себя лишь зарплаты патрульных и базовые расходы.

Эка Згуладзе призналась, что хочет организовать социальную реабилитацию для тех сотрудников ГАИ, которые не попадут в патрульную службу. Им нужно было бы помочь с переквалификацией. Поскольку в бюджете на это денег нет, МВД усиленно ищет спонсоров.

В ГАИ на реформу Эки Згуладзе смотрят скептически.

— Разве за два с половиной месяца можно воспитать профессионалов? — сказал Фокусу офицер ГАИ на условиях анонимности. — Мы за то, чтобы милиция избавилась от коррупции, и надеемся, что патрульная служба будет обеспечена лучше, чем ГАИ. Я имею в виду прежде всего топливо и запчасти для патрульных автомобилей. Государство всегда экономило на этом, косвенно вынуждая инспекторов брать взятки.

Настороженность объяснима. Эка Згуладзе рассказала журналистам, что нынешним сотрудникам ГАИ будет сложно пройти тесты, якобы безошибочно определяющие, склонен человек к коррупции или нет. Никто не хочет оказаться под подозрением из-за этих тестов, поэтому гаишники не спешат подавать заявления в патрульную полицию. Часть инспекторов уверена, что их все равно завалят на одном из экзаменов, часть надеется на перевод в другие подразделения.

Фото: Александр Чекменев, Укринформ