Авторами проекта «Обыкновенные зомби. Как работает ложь» стали известные документалисты Илларион Павлюк, Владимир Рыбась и Олег Рогожа
"Поддержка документальных проектов – часть стратегии канала "Украина", - говорит директор по стратегическому маркетингу "Медиа Группа Украина" Ольга Захарова. - Мы выбрали для себя жанр научно-популярных фильмов и сотрудничаем с ведущими украинскими авторами-документалистами в этой области. Наш опыт доказывает, что такие проекты могут быть успешными и пользоваться популярностью у зрителей только при одном условии – если авторы фильмов ищут ответы на вопросы, которые задает себе большинство. Документальные проекты должны быть актуальными, резонировать с общественным запросом на информацию и быть качественными. Уникальность наших проектов еще и в том, что в их основе всегда лежит научный эксперимент, результаты которого мы передаем для дальнейшей работы ученым, с которыми сотрудничаем в процессе съемки. А значит, мы работаем не только для зрителя, но и поддерживаем украинскую науку.
Актуальность проекта "Обыкновенные зомби. Как работает ложь" для нас была очевидной. Сейчас идет информационная война, и очень важно было показать нашей аудитории, как легко можно попасть под чужое влияние и есть ли от него средство защиты. Судя по отличным показателям проекта и широкой общественной дискуссии, которая развернулась сразу после трансляции, – зрителю с нами было интересно".
Авторы проекта познакомили зрителей с техниками манипуляции человеческим сознанием, раскрыли детали самых распространенных методик и рассказали, кто проще всех поддается влиянию.
Кажется невероятным, что обычный адекватный человек, находясь в трезвом уме, может спокойно назвать абсолютно черный шар – белым. Однако творческая группа проекта "Обыкновенные зомби. Как работает ложь" при помощи научных экспериментов с использованием технологий манипуляции с человеческим сознанием доказывают обратное – даже самого закоренелого скептика можно убедить почти в чем угодно! Команда проекта показала не только результат, но и раскрыла детали самого процесса манипуляции.
Илларион Павлюк, автор документального проекта "Обыкновенные зомби. Как работает ложь": "Мечта создать проект на основе одного из классических психологических экспериментов родилась лет пять назад. В мае 2014, когда "информационное наступление" российских СМИ разгорелось в полную силу, стало понятно: нам нужен фильм о методах манипуляции человеком. И тогда мы решили, взяв за основу эксперимент Аша, создать такой фильм. Мы много консультировались с экспертами и в итоге вывели методику, которая позволяла убедить почти кого угодно в чем угодно всего за 45 минут".
Чтобы провести эксперименты и раскрыть самые изощренные манипуляции человеческим сознанием, творческая группа проекта "Обыкновенные зомби. Как работает ложь" превратила офис продакшн-студии TheShowTime в научно-исследовательский институт. Для успешного проведения эксперимента необходимо было, чтобы его участники "погрузились" в соответствующую атмосферу. Поэтому авторам проекта пришлось сыграть роль зарубежных ученых. Так, автор проекта Илларион Павлюк представился доктором наук из несуществующего Израильского института нейрофизиологических исследований, а его коллега сыграл роль доктора Ника из института Торонто. Белый халат, экстравагантная внешность и легкий акцент помогли обоим максимально естественно вжиться в роль. Достоверности виду исследовательского института добавили плакаты со схемами человеческого мозга и другими научными иллюстрациями, развешенные на стенах студии.
Илларион Павлюк, автор документального проекта "Обыкновенные зомби. Как работает ложь": "Самым сложным в этом проекте стало воплотить идею психологического эксперимента в жизнь. Превратиться на несколько дней в актеров, несколько дней жить легендой (если не сказать "ложью") - это невероятно тяжело, ведь ты все время обманываешь реальных людей. Если бы любой из испытуемых получил возможность хоть на пару секунд послушать то, что происходило в радио-эфире съемочной группы, он бы понял, что вокруг него живет бурной жизнью целое параллельное измерение. И в этом измерении прямо сейчас в буквальном смысле строится окружающая его реальность - минута за минутой!"
Созданию фильма предшествовали многочасовые консультации с экспертами. Сначала творческая группа проекта отправилась к психологу Валерии Мухиной, которая была научным консультантом в фильме Феликса Соболева "Я и другие" и проводила "эксперимент с пирамидками" в 1971-м году. Мухина согласилась принять участие, но ее условия были довольно жесткими: "Это будет мой фильм", - сказала она, имея ввиду руководство творческим процессом и концептуальное видение конечного продукта. Этот вариант определенно не подходил для реализации. Тем более, что сразу же были нащупаны определенные разногласия в подходах.
Илларион Павлюк и его коллеги решили привлечь к консультациям доктора Олега Чабана. С первых минут общения стало ясно, что именно с ним возможен равноправный тандем науки и творчества. Уже после первых консультаций стало понятно, что классический эксперимент нужно модернизировать и расширять.
Другим важным моментом при проведение съемок стало то, что во всех подобных фильмах авторы сразу показывали результат, не акцентируясь на процессе. В фильме Соболева и во всех реконструкциях и повторениях эксперимента Аша - одно и то же: такое ощущение, будто большинство людей "с улицы", оказавшись в кругу незнакомцев, мгновенно подчиняются воздействию большинства. Но это не так!
Поэтому команда проект стремилась показать правду, продемонстрировать зрителю, какое именно воздействие на человека необходимо, чтобы он отказался признавать очевидное. На самом деле поддаются влиянию большинства без обработки только 10-15% людей. А остальные? Что нужно сделать, чтобы сломались и они? К примеру, Мухина потратила на обработку своих испытуемых, по ее же словам, два месяца. Однако два месяца – это очень большой срок, который не подходил для съемок проекта.
Тогда доктор Чабан предложил технологию на основе существующих методов, при которой для успешного проведения экспериментов хватило бы и 45 минут. Каждый из методов был расписан почти на уровне научной работы и отправлен доктору Чабану на утверждение. Группа TheShowTime координировала с ним каждый шаг, сверяла каждый вывод. Отдельно проводили репетиции с командой "подставных" участников, тестировали методы воздействия на сотрудниках "Говорит Украина". А на генеральной репетиции два часа работали с доктором Чабаном, будто актеры с режиссером, а он шлифовал даже не каждое слово, а буквально каждый взгляд.
Илларион Павлюк, автор документального проекта "Обыкновенные зомби. Как работает ложь": "Результат проекта не стал для нас неожиданностью – все эти эксперименты с тем или иным успехом были повторены уже много раз. Хотя, в глубине души, увидев настоящее действие технологий, не в теории и не на бумаге, мы не переставали удивляться каждому ответу "черный". Это то, что мы обсуждаем до сих пор: как же такое возможно?! Настоящей неожиданностью для всех стало "противоядие" против манипуляций, которым оказались сомнения. Во всем остальном – это был очень четко спланированный и продуманный эксперимент".
Премьера проекта "Обыкновенные зомби. Как работает ложь" успешно прошла в эфире канала "Украина". По аудитории 18-54, 50+: доля – 11,04%, рейтинг – 1,58%.
Елена Канишевская, креативный продюсер дирекции маркетинга канала "Украина": "Нам удалось сделать научно-популярный проект интересным для широкого зрителя. Помимо наглядности и доступности изложения, мы дали возможность нашим зрителям наблюдать за самым интересным – за людьми. И смогли удержать зрительское внимание на протяжении всего фильма. Актуальность проекта, креативный подход к реализации эксперимента, легкое для понимания объяснение техник "зомбирования" заставили каждого зрителя все время задавать себе вопрос: "Неужели и я назову белое - черным?" Поэтому этот проект смотреть и интересно, и страшно одновременно. Но выход есть! Мы бы не приступали к такому фильму, если бы не верили, что будет найдено противоядие".
Ольга Шевченко, директор департамента по продвижению бренда и продуктов канала "Украина": "Перед департаментом промо канала стояла задача привести зрителя на премьеру. Мы использовали различные инструменты – от эфирных роликов, до адресной рассылки копий фильма ведущим блогерам, журналистам и редакторам. Отдельно хочу отметить нашу активность в Интернете. Проект собрал рекордное количество просмотров - более 20 тыс. пользователей посетили страницу проекта, а интерактивный промо-ролик на YouTube собрал более 50 тыс. просмотров. Цифры просмотров, а также количество шеров проекта в Facebook растут и сейчас, когда премьера уже прошла. А это значит, что нам удалось привлечь даже ту аудиторию, которая не смотрит телевизор".