Разделы
Материалы

Какими будут электромобили 2050 года

Алексей Бондарев
Иллюстрация: Сергей Гетун, Александр Шатов

Фокус выяснил, во что через несколько десятилетий превратятся электромобили, если будут развиваться со скоростью современной микроэлектроники

Согласно закону Мура производительность компьютеров удваивается каждые 18 месяцев. Этот закон исправно работал на протяжении десятилетий, благодаря чему сегодняшние смартфоны начального уровня многократно превосходят по производительности топовые ноутбуки десятилетней давности.

С автомобилями так не происходит, и вот почему. Начинку для электроники выпускают десятки, если не сотни тысяч компаний, стараниями которых компьютеры становятся все умнее и дешевле. Благодаря открытым стандартам один и тот же компьютер можно собрать из деталей совершенно разных поставщиков. С автомобилями этот принцип не работает — но надежда есть. Недавно Tesla Motors Элона Маска заявила об открытии патентов и стандартов лучшего из имеющегося в продаже электромобиля. Это еще больше приблизит электромобили к компьютерам, хотя их и так называют "смартфонами на колесах" — с традиционными автомобилями их роднят разве что четыре колеса и руль.

Чтобы представить, к чему это приведет, Фокус отобрал ключевые параметры и выяснил, во что через несколько десятилетий превратятся электромобили, если будут развиваться со скоростью современной микроэлектроники.

2030: на уровне смартфона2050: искусственный интеллект


Собственная навигационная система, полностью электронное управление всеми аспектами жизнедеятельности автомобиля,
полное отсутствие механических переключателей — все это есть
в электромобилях уже сегодня. До появления полностью автономных систем управления остались считанные годы, а затем электромобили могут и вовсе стать венцом IT-индустрии наравне с умными домами и роботами.

2030: $100002050: $1000


Электромобили станут стоить не дороже современных ноутбуков уже примерно через 10–20 лет. Таким удешевлением они будут обязаны чрезвычайно простоте большинства компонентов. Простейшая аналогия — современные смартфоны. Еще пять лет назад на рынке было два-три лидера, которые казались недосягаемыми. Сегодня безвестные китайские компании выпускают гаджеты с тем же фаршем, что и у лидеров рынка, но вдвое дешевле. В общем, основные элементы электромобиля — двигатель, батареи и шасси — станут штамповаться по отработанным технологиям. Дорого будут стоить лишь модели
с продвинутой подвеской, люксовым салоном и т. д.

2030: 2–3 млрд авто2050: 4–5 млрд авто


Чуть более миллиарда машин, зарегистрированных в мире на сегодняшний день, это лишь начало автомобилизации планеты — настоящих пробок планета еще не видела. Дешевые автомобили и практически бесплатная энергия позволят обзавестись машинами даже беднейшим слоям населения.
А велосипедам придется потесниться.

2030: 3–5 лет2050: 1–2 года


75% всех автомобилей Honda, проданных за последние 25 лет в США, все еще на ходу. В эпоху электромобилей о таком долголетии придется забыть. Их будут сдавать в утиль через пару лет после покупки. И не только из-за пластика и севших батареек, но и из-за смены поколений. В нынешнем автомире современные модели отличаются от своих предков десятилетней давности так незначительно, что порой даже маркетинговые службы производителей неспособны четко объяснить природу "новизны". В мире электромобилей скорость прогресса будет делать предыдущие
модели устаревшими в считанные годы, как это происходит с компьютерами.

2030: 1000 км от одной зарядки2050: perpetuum mobile


Главной, если не единственной проблемой электромобилей остается малый запас хода от одной зарядки. Но это недолго будет тормозить прогресс: достаточно вспомнить первые сотовые телефоны, аккумуляторы которых требовали отдельного чемоданчика. И топовые ноутбуки 1990-х, для которых время автономной работы в 2–3 часа считалось отличным показателем. Увеличение емкости аккумуляторов и КПД электромоторов увеличит автономность в разы в следующие 10 лет. А к 2050-му солнечные панели с высоким КПД позволят передвигаться бесконечно — вообще без зарядки.