Корреспондент Фокуса попыталась разобраться, можно ли научить любви к родной стране
"Я не патриот, — старшеклассник Герман с вызовом смотрит на директора школы и продолжает: — Патриотизм — чувство, которое должно возникать от восхищения Родиной, этому нельзя научить…"
В этом году Герман окончит школу, а через пару лет может получить повестку. Эксперимент по патриотическому воспитанию в киевской школе №85 идет уже шестой год. Но Герман — крепкий орешек. Впрочем, директор Татьяна Федунова не сдается.
Тема патриотического воспитания актуальна и для других учебных заведений. Еще в ноябре 2014 года директора школ получили рекомендации Минобразования о том, как лучше организовать процесс патриотического воспитания школьников. Педагоги опасаются, что сверху им спустят что-то вроде методички по проведению курса юных патриотов.
Научить учителя
В конференц-зале Академии педагогических наук негде яблоку упасть. Опоздавшие суетятся, пытаясь найти свободные места. Вдруг все затихают — звучит гимн. "Душу й тіло ми поло-о-о-жим..." — поют собравшиеся. Кто-то выкрикивает: "Слава Украине!" Зал дружно отвечает: "Героям Слава!" Семинар по национально-патриотическому воспитанию начался.
Ведущий семинара — директор Института проблем воспитания Иван Бех сурово предупреждает:
— Сначала доклады, все вопросы в конце мероприятия.
В зале учителя, директора школ, чиновники.
— Здесь собрались сторонники идеи патриотического воспитания, — вице-президент академии Владимир Луговой одобрительно обводит присутствующих взглядом. — Нам не нужно доказывать друг другу его необходимость.
Докладчик искусно поставил точку в дискуссии, у которой, похоже, не было шанса начаться. Я унываю. С трибуны зачитывают письмо-поздравление от какого-то народного депутата. Становится совсем скучно. Единственное развлечение — вдумываться в формулировки докладчиков. Случаются забавные:
— Проявления патриотизма сейчас — это, по нашему мнению, совпадение индивидуально-психологических, социальных факторов, повлиявших на конкретную личность. Наша же цель — управляемый процесс воспитания патриотической личности, — говорит академик Бех.
Вздрагиваю и наблюдаю за реакцией аудитории. Но, похоже, формулировка никого не задела. Кто-то механически кивает головой. Или клюет носом?
Татьяна Федунова стремится привить ученикам не воинственный, а человечный патриотизм
По окончании мероприятия встречаюсь с Иваном Бехом в его кабинете. Ивану Дмитриевичу 74 года. На патриотизме он, как говорится, собаку съел. Последние 15 лет Бех возглавляет Институт проблем воспитания. Над темой патриотического воспитания работал и при Викторе Ющенко, добивавшемся признания Голодомора, и при Дмитрии Табачнике, возрождавшем в школах пионерскую "Зарницу". Сейчас академик взялся за дело с новым энтузиазмом.
— Идея учить любви к Родине не всем нравится… — несмело начинаю я.
Брови Ивана Дмитриевича взлетают вверх.
— Во-первых, не учить, а воспитывать, — исправляет он меня. — Воспитывать нужно все! Патриотизм тоже. Особенно сейчас, когда приходится защищать с оружием в руках свою территорию. Давайте сначала скажу, что такое патриотизм.
— Внимательно слушаю.
— Это особенные чувства, отношение человека к своему народу, к государству, к Родине как к рукотворному миру, созданному поколениями. Причем патриотизм — не просто любовь, это действие.
Сдерживаю улыбку. Невольно вспоминается скабрезная шутка: "Любовь это не просто так… Ею надо заниматься". Между тем академик наставительно продолжает:
— Моральная ценность, она только тогда ценность, когда человек поступает, руководствуясь ею. Это вы поняли?
Киваю:
— Патриотизм — это любовь. Любовь — это действие.
Иван Дмитриевич наклоняется вперед и строго смотрит из-под бровей:
— Конечно, чувство патриотизма может вспыхнуть спонтанно. Например, в результате сильного впечатления.
Я хватаюсь за эту фразу. Мысль представляется вполне здравой.
— Так, может, и не надо превращать патриотизм в обязаловку из школьной программы?
— Ну какая обязаловка?! — вспыхивает Иван Дмитриевич. — Запомните, навязывание и моральное воспитание ребенка — несовместимые вещи.
Никто же не спорит…
— Думаете, впечатлить ребенка легко? — возвращается он к вопросу. — Попробуйте!
Покидая кабинет ученого, вспоминаю прочитанную в школе книгу "Чук и Гек": "Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной".
Но вернемся в школу №85.
Школа патриотов
На первый взгляд — обычная столичная школа. Хотя чем больше о ней узнаешь, тем любопытнее, каковы же результаты эксперимента по патриотическому воспитанию.
"Патриотизм, как и нравственность, не формируется простыми шаблонными методами"
Директор решила провести для меня небольшую экскурсию, ведет в школьный музей. На ходу Татьяна Николаевна объясняет:
— У нас язык преподавания — русский. Параллельно мы стали школой с углубленным изучением английского, с пятого — немецкого. А так как дружим с армянской общиной, то у нас есть и армянский язык.
На лацкане ее черного пиджака пристроилась брошь — сине-желтый цветок. В школе учатся дети 30 национальностей и сотня переселенцев из восточных областей Украины. Это учебное заведение показательно в своем разнообразии. Вопрос в том, можно ли это разнообразие подвести под общий знаменатель.
— Форм воспитания много, — говорит Татьяна Николаевна. — Не нужно изобретать велосипед. Нужно выбрать свою. Возьмем, к примеру, борщ. Каждая хозяйка готовит его по-своему. Это нормально, пусть только будет вкусным. У нас программа по патриотическому воспитанию расписана с 1-го по 11-й класс. "Эмоция — пример — действие" — вот и вся формула. Но сначала, конечно, должна быть поставлена задача: к чему мы стремимся.
— И к чему стремитесь вы?
— Главное — это общечеловеческие ценности. Наше золотое правило: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Патриотизм — одна из человеческих ценностей. Он не должен быть воинственным. Он должен быть человечным.
Пока я над этим раздумывала, директор привела меня в холл. Его стены сплошь увешаны черно-белыми фотографиями и увиты георгиевскими ленточками. Как-то сразу понимаешь, что георгиевские ленты в данном случае не опознавательный знак сепаратистов, а наследие советских времен. Это и есть образцовый школьный музей Великой Отечественной войны.
— Сама жизнь продолжает нашу экспозицию, — Татьяна Николаевна подходит к новому стенду — героев Небесной сотни и воинов АТО.
Отсюда полосатые ленты смотрятся совсем уж двусмысленно. Но педагог этого не замечает:
— Музей — отличная форма воспитания. В его работе задействованы все классы. Благодаря музею мы и начали эксперимент.
Из ее рассказа узнаю, что в школе действует военно-патриотический клуб "Память" (сразу отметим, это не филиал одноименного российского общества). В прошлом году члены клуба — старшеклассники-активисты даже ездили на празднование 30-летнего юбилея поста №1 в Минске (почетный караул школьников несет Вахту памяти возле Вечного огня на местной площади Победы. — Фокус).
— Я вас познакомлю с нашими активистами, — обещает Татьяна Николаевна.
Десять учеников в кабинете директора быстро перетаскивают столы и стулья, чтобы удобнее разместиться в комнате. Это волонтеры, экскурсоводы, мэры классов. Почти все — члены клуба "Память".
— Чем вам интересен клуб "Память"? — задаю первый вопрос.
Семнадцатилетний Герман серьезно сцепил руки в замок.
— Хочу знать историю, чтобы никто не смог исказить ее. Чтобы герои были героями. Чтобы не говорили, что они шли воевать, потому что их толкали в спину заградотряды. Или о том, что 90% Красной армии — штрафбаты. Когда такое слышишь, нужно располагать фактами и опровергать.
— Смотри, у него руки дрожат, — шепчет мне Татьяна Николаевна.
Татьяна Федунова говорит, что в ее школе не имеют значения политические и религиозные взгляды, национальность. У всех школьников равные права и возможности
Герман и вправду так разволновался, что я удивилась.
— А что, по-твоему, сейчас происходит в Украине?
— Нам пытаются донести столько идей — якобы мы воюем за свою страну…
Я отметила про себя это "якобы".
— …воюем за свою свободу или против тех, кто пытается ее отобрать. В таком огромном количестве лозунгов теряешься. Сейчас идет война. Но кто ее начал и зачем — по этому поводу можно затеять большой-большой спор, — говорит Герман, загадочно прищуривая глаза.
Татьяна Николаевна в курсе сложного характера молодого человека и спешит вмешаться:
— Не секрет, что есть территория Украины, унитарного государства, границы которого нарушены. И я думаю, как воспитать тех, кто будет понимать, что такое целостность государства. Тех, кто не посмеет поднять резиновую палку против ребенка или направить автомат на мирного человека и кто будет знать, что нужно защищать свою Родину.
— Можно сказать? — экскурсовод по истории 43-го авиаполка, девятиклассник Валера краснеет. — Нас должны воспитывать мирными, но храбрыми. Так, чтобы в случае угрозы мы умели бы защищать Родину. Добро, оно с кулаками должно быть. Вот почему Советский Союз победил? Потому что народ был храбрый.
— И сплоченный, — подхватывает кучерявая Александра из одиннадцатого класса.
Георгиевские ленты, Красная армия, Советский Союз. Разговор так или иначе возвращается к самому сложному и противоречивому периоду украинской истории — Великой Отечественной войне.
— А еще надо знать, за что воюешь. А не так, как в наше время: берут людей, ничего не понимающих, и отправляют на войну, — добавляет Ангелина, на вид лет тринадцати.
Приехали. Мне кажется, я слышу голоса родителей девочки. Спрашиваю подростков прямо:
— Если человеку приходит повестка, должен ли он идти в военкомат, а потом на войну?
— Если он хочет, чтобы был мир, если он знает, что воюет за Украину, то он пойдет. Но если не пойдет, не нужно его всю жизнь оскорблять, — объясняет Ангелина.
Понимая, что разговор заходит "не в ту степь", директор спрашивает ребят:
— Чувствуете ли вы себя патриотами?
Дети отвечают утвердительно. Некоторые отмалчиваются.
— Можно ли научить любить Родину? — спрашиваю у ребят.
— Нет, человек сам должен прийти к этому, — Александра отвечает первой.
Беседу нарушает несколько вызывающее заявление Германа о том, что он не патриот.
— Для меня важны семья и друзья, — Герман ладонью рубит воздух, как будто пытается отрезать от себя все остальное.
— Я спокойно умру, если буду знать, что вы защитите семью и друзей, — парирует директор.
— Но в таком случае моей семье угрожает моя страна! — резко говорит Герман. — У нас поменялась власть, а ничего не поменялось.
На секунду в кабинете повисает тишина.
— Моя мама — россиянка. И она сейчас попадает в невыгодное положение. За что мне гордиться моей страной, если она ставит под сомнение мою маму? — неожиданно прерывает молчание Александра.
Татьяна Николаевна удивляется:
— Кто тебе такое сказал?
Ученики отправляют рисунки и открытки солдатам в зону АТО, собирают книги для детей-переселенцев
В кабинете поднимается шум:
— А на Майдане кричали: "Кто не скачет, тот москаль!"
— Кто-то кричал, кто-то нет. Это от культуры человека зависит, — пытается объяснить директор.
— Я считаю, что вы у меня молодцы: думаете, анализируете и открыто говорите, — примирительным тоном она завершает беседу.
Пока дети расставляют мебель по местам, я мысленно сочувствую Татьяне Николаевне.
Задача "сварить вкусный борщ" при таком количестве ингредиентов выглядит уж очень сложной.
Целый Пласт
Офис Реанимационного пакета реформ. Передо мной Ярослав Юрчишин — эксперт РПР и главный пластун Украины.
— Я понимаю, почему возникла идея возродить патриотическое воспитание в школах, — рассуждает он. — Государство хочет воспользоваться моментом. Ведь что такое патриотизм? Это гордость за свою страну. Но гордиться можно только тем, чем ты доволен. В Украине же возник патриотизм на противопоставлении — у нас есть внешний враг. Он исчезнет, и мы вернемся в то же государство, которым постоянно недовольны.
Ярослав уверен, что воспитание патриотизма, намного легче удается общественным организациям:
— В школе пытаются вылепить среднего ученика. Но не может быть среднего ученика, как и среднего гражданина. Патриотизм, как и нравственность, не формируется простыми шаблонными методами. С душой так нельзя.
— И все же, почему с задачей патриотического воспитания общественные организации справляются лучше?
— Потому что свобода выбора: тебе нравится, ты делаешь, не нравится — не делаешь. В положении Пласта сказано, что мы не воспитываем, мы способствуем самовоспитанию. Наша цель — развивать коллективную веру в Украину, в то, что это классное государство, сложное для жизни, но с серьезной историей, лучшим будущим. А будущее зависит от каждого из нас.
Что из этого получается, я увидела в тесной комнатушке богословской академии при Михайловском соборе, где киевские пластуны собираются на занятия. Сегодня здесь суетятся мальчишки 10–12 лет. По периметру комнаты санки. Впереди катание на Владимирской горке. Дети в предвкушении. Но сначала по моей просьбе мы поговорим о патриотизме.
Ребята переодеваются в форму зеленого цвета. Рубашки, галстуки. На рукавах нашивки с изображением саблезубого тигра.
— Направо, равняйся! — командует небольшим отрядом Иван.
— К молитве.
Мальчишки начинают петь "Отче наш". В уставе пластунов первый пункт — верность Богу и Украине.
В школе №85 эксперимент по патриотическому воспитанию продолжается с 2009 года
Дальше — гимн Пласта.
— Кто такие патриоты? — спрашиваю, когда все расселись, образовав круг.
— Когда человек, находясь за рубежом, слышит родной язык, и его переполняет чувство гордости за свою страну, — рассуждает Иван, закинув ногу на ногу.
— Кто еще может сказать что-то по сути? — в беседу вмешивается Роман, самый старший по рангу пластун в этой комнате.
— Дядя Дима сейчас скажет, — произносит чей-то голос.
Мальчик Дима с лихо зачесанной набок челкой поднимается с места:
— Патриотизм — это когда ты не просто носишь сине-желтые ленточки и кричишь "Слава Украине!"…
— И не троллишь антимайдановцев, — подсказывает кто-то.
— Нет, это как раз патриотизм, — усмехается дядя Дима. — Я так и делаю.
В комнате снова хохот. Я тоже не могу сдержать смех. Дядя Дима продолжает:
— Патриотизм — это когда ты готов пожертвовать собственной жизнью за страну. Когда понимаешь, что сам должен менять что-то в стране к лучшему. Во всем надо начинать с себя.
— А какие события в истории Украины самые героические? — интересуюсь я.
— Майдан, Круты, Холодный Яр, — доносится со всех сторон.
— Почему?
Опять поднимает руку разговорчивый Дима:
— Например, Холодый Яр. Когда оккупировали всю Украину, был маленький уголок земли на Черкасчине, Холодноярская республика, которую никак не могли завоевать. У них был лозунг: "Воля Украины или смерть". Несколько сел оборонялись от большевиков!
— Знаем, знаем, — закричали хором ребята.
"Наше золотое правило: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе"
Роман меняет тему:
— Мы столкнулись с русификацией. Но сейчас языковой проблемы нет: и русскоязычный, и украиноязычный гражданин может быть патриотом. Главное, чтобы человек ощущал себя не просто индивидуумом с биологическими потребностями, а членом общества и приносил пользу.
— А может ли патриотизм быть опасным? — спрашиваю у пластунов.
— Он опасен, когда превращается в фанатизм.
— Я хожу на курсы английского языка, и у нас есть мальчик очень пророссийских взглядов. Так вот, я его не бил, — вставляет Иван.
— Гениально Иван, ты прокачал патриотизм до самого высокого левела, — Роман улыбается. — Патриотизм — личная позиция каждого. Нельзя впадать в крайности. Мы верим в Бога, мы знаем, что все люди равны перед Богом. Мы знаем, что мы — украинцы. Есть украинское государство, сотни лет боровшееся за независимость. Чужого нам не нужно.
Пластуны притихли. Роман доволен произведенным эффектом.
— А теперь по санкам! — весело командует он.
— Урааа! — дети со смехом вскакивают со стульев, забыв обо всем на свете.
Впереди самое интересное.
Фото: Александр Чекменев