Разделы
Материалы

Немецкий камикадзе. Что происходило в кабине самолета Germanwings

Алексей Батурин
Андреас Любиц / Фото: Reuters/Scanpix

Летчик Антон Калугин убежден в том, что пилот Germanwings преднамеренно уничтожил самолет со 150 пассажирами

Расследование авиакатастрофы в горах на юге Франции, где разбился самолет компании Germanwings, выполнявший рейс из Барселоны в Дюссельдорф показало, что 28-летний второй пилот Андреас Любиц, дождавшись момента, когда капитан вышел, заперся в кабине и намеренно дал автопилоту команду на снижение. В катастрофе погибло 150 человек.

Летчик гражданской авиации Антон Калугин подчеркивает, что от таких происшествий застраховаться нельзя. Несмотря на тщательный отбор кандидатов, современная авиационная психология не может дать гарантии отсева пилотов с психическими отклонениями. Кстати, по данным Национального совета по безопасности на транспорте (США), из 37 пилотов авиации, в 1983-2003 годах совершивших или пытавшихся совершить самоубийство, находясь в самолете, 38% имели психологические проблемы, у 40% были проблемы с законом, у 46% - с семейные или социальные проблемы, в 24% случаев люди принимали алкоголь, в 14% - нелегальные лекарства или наркотики.

Я уверен, что действия пилота были преднамеренными. Самолет летит под управлением автопилота, эта автоматическая система называется Automatic flight control system. То есть ты управляешь самолетом не руками, а с помощью датчиков, вводя команды. Расшифровка самописцев показала, что было вмешательство со стороны пилота с целью снизить высоту. Причем он это сделал без команды диспетчера. Одно это является грубейшим нарушением правил в авиации. Потому что в Европе очень оживленное воздушное движение, там применяется правило эшелонирования: разница высоты между встречными бортами составляет тысячу футов – 330 метров.

Высота полета, как правило, – около 10 тысяч метров. Если самолет до момента столкновения снижался около восьми минут, это значит, что скорость у него была очень приличная.

В лайнерах установлена система EGPWS, которая предупреждает пилота об опасной близости земли. Ее компьютер просчитывает траекторию полета и анализирует, где ты будешь через какое-то время. Система не просто должна была давать сигнал опасности "pull up!", она орала так, что даже глухой услышал бы. Есть кнопка, которая отключает этот сигнал, но сделать это можно, опять же, только осознанно.

Германия – одна из немногих стран, в которых существует культ авиации. Стать профессиональным пилотом в коммерческой авиации там очень сложно: желающих летать намного больше, чем вакансий. И попадают туда реально лучшие. Однако, видимо, нет механизма стопроцентного отсева потенциальных психов.

Фото: ЕРА/Zuma/Reuters/ТАСС

При приеме на работу все кандидаты обязаны пройти психолога, причем специалиста именно в авиационной психологии. Тест занимает полдня и делится на две части. Одна – это профотбор, например, способность быстро реагировать на изменения каких-то параметров, решать математические задачи, быстро ориентироваться в пространстве. Много тестов на моторику. Вторая часть – психологический тест. В нем около пятисот вопросов, по ним доктор может выявить возможные отклонения.

В каждой компании есть "руководство по производству полетов". В нем черным по белому написано: если один из пилотов покидает рабочее место, в кабину должен зайти старший бортпроводник, который будет наблюдать, не занимая места пилота. Это правило разработано давно и оно обязательно для выполнения. Почему его нарушили в этом случае – я не знаю.

Самое слабое звено в современной авиации – человек. К сожалению, с этим ничего сделать нельзя. Этот случай показывает, что в кабину может сесть и пилот, который прошел все тесты, одобренные авиационными властями таких стран, как Германия. Кроме того, он же проходил внутренние тесты в компании Lufthansa или Germanwings, у них есть штатные психологи. Судя по этому происшествию, современная авиационная психология – очень неточная наука, в которой многое зависит от субъективного мнения врача. Так что такие случаи могут повторяться, к сожалению.

Это не первая такая катастрофа. В 1999 году разбился Boeing-767 египетских авиалиний. Тот рейс был из Америки в Египет. Ночью над океаном второй пилот также закрылся в кабине и убил всех со словами: "Полагаюсь на Господа".