Разделы
Материалы

80% выпускников обычной украинской школы, — брак, — Владимир Спиваковский

Елена Струк

Основатель лицея "Гранд" Владимир Спиваковский рассказал Фокусу о реформе образования, уроке как "слоеном пироге", школе как продуктовом гипермаркете и о том, в чем виноваты родители

В украинском информационном потоке новость о том, что в Финляндии намечаются радикальные изменения в школьном образовании, затерялась — не до того. Но апрельская статья в газете Independent на эту тему наделала немало шума. Пока украинские специалисты обсуждают проект "облегченной" программы по биологии для 6–9 классов и удивляются, почему в теме о пищеварении человека кишечник упоминается только вскользь, финны собираются отказаться от классической школьной системы уроков по предметам в пользу обучения загадочным "феноменам" — темам.

На самом деле от математики, истории или географии в Финляндии никто не отказывается. Но в новом учебном плане, который вступит в силу с 2016 года, будут модули междисциплинарных уроков. Например, появятся такие уроки, как "Европейский союз", "Изменение климата", "Столетие независимости Финляндии" или "Служба общественного питания". Каждый из них — это микс дисциплин: языков, географии, естественных наук, математики и экономики. Готовить такие модули будут несколько учителей. Главная идея: школы должны учить детей тому, что им понадобится в жизни. Это важнее, чем налечь на математику и вернуть себе первенство в международных математических олимпиадах.

Эта история подняла очередную волну разговоров о том, как и чему должны учить в школе. Об этом мы поговорили с основателем лицея "Гранд" Владимиром Спиваковским.

Почему, на ваш взгляд, финны решились на эксперимент?

— Традиционная классно-урочная система была придумана 500 лет назад. Она себя полностью исчерпала. Вот ее и пытаются изменить. Финны в этом процессе — одни из лидеров. Почему? Для начала необходимо понять, что такое образование в Финляндии. Оно стало брендом, который развивают на уровне государства. Финны уловили то, что я называю социальным заказом, и начали устранять болевые точки системы.

Например, наша школьная программа строго регламентирована. А финны решили, что это не обязательно. Там нет строгого учебного плана. Учитель вместе с детьми решает, что они будут изучать на уроке. Преподаватель спрашивает: "Дети, мы сегодня будем говорить об Америке или об Австралии?". Я, конечно, утрирую, но в финских школах действительно много свободы. Так они решают проблему мотивации школьников.

В системе образования главное определить, кто является ключевым звеном — учитель, ученик, школа, семья, общество, учебник. Финны решили, что все-таки учитель. Зарплата учителя — до 50 тыс. евро в год. Конкурс в педагогические университеты, а потом на педагогическое место большой, до 100 человек на место. Огромная конкуренция позволяет отбирать лучших. При этом государство заключает контракт с учителями всего на один год. Условие убойной силы. Поэтому преподаватели очень стараются.

А как вы оцениваете идею междисциплинарных уроков?

— Финны воплощают в жизнь то, что я называю "урок — слоеный пирог". Вот, к примеру, торт "Наполеон". Он состоит из множества коржей. Но едят же их не по отдельности, а все сразу. Так вкуснее. С междисциплинарными уроками та же история. В них один слой — физика, другой — химия, третий — история и т.д. Это уже другое знание — многофакторное и многопараметрическое.

Мы, кстати, тоже разрабатываем такие уроки уже 7 лет. У нас они называются "идеальные кейсы". Мне вообще нравится, когда задействована формула "и — и": и старое, и новое, и фундаментально, и развлекательно, и левое полушарие, и правое.

Что это означает на практике?

— Приведу пример. Обычно в наших школах ученикам не разрешают пользоваться мобильными телефонами, а мы, наоборот, используем его в учебных целях. Вот, например, что в телефоне есть от физики? Электромагнитные колебания, кристаллическая решетка. Это темы, которые изучаются в школе. Что от химии? Батарейки. Литиевые они или кадмиевые? А почему аккумулятор смартфона так недолго держит заряд? Это же не просто выйти к таблице Менделеева и показать, где находится литий, вспомнить его атомный вес.

У детей возникает интерес — он не абстрактен, а привязан к конкретным вещам. Любое явление можно развернуть на несколько предметов — химию, физику, математику, искусство, бизнес и пр. Такие уроки интересны даже самым ленивым. Мы разработали 200 таких уроков. Но чтобы охватить ими всю школьную программу, нужно до 10 тыс.

Коррекция школы

Как у вас родилась идея создания лицея?

— По складу характера я — делатель. Лицей "Гранд" задумал 26 лет назад. И создал его для своих детей, поскольку меня не устраивали существующие школы. Школой ведь уже тогда все были недовольны. С тех пор мало что изменилось. Старшей дочери сейчас 30 лет, младшей — 20. Обе выпускницы лицея.

Что лично вас не устраивает в школах?

— 80% продукта, который выпускает обычная школа, — брак. Выпускники не соответствуют никаким требованиям. Нынешнюю школьную систему в Украине не любят вполне заслуженно. Правда, "не любить" — условие для изменений необходимое, но недостаточное. Жаловаться, негодовать, упрекать — это мы все умеем. Вопрос ведь в том, а какая нужна школа, чтобы ею были довольны. Такой, как сейчас, она точно не будет: мел, доска, тряпка, учебники, учительница, кельи — это все уйдет. Но заказ на новое не сформулирован. Вы как родитель заказывали школе, чтобы ваш ребенок умел плавать, знал французский, теорию пределов, умел общаться? Нет.

Проблема в родителях?

— В том числе. Если вы не выдаете заказ, нет гарантии, что получите желаемое. Ведь когда вы приходите в магазин за одеждой, то обычно понимаете, что именно вам надо — какое платье, цвет, фасон, бренд. Вы же не говорите продавцу: дайте мне что-нибудь. Если она это "что-нибудь" принесет, вряд ли вы станете ее упрекать. Правильная постановка вопроса — залог успеха. Один жонглер мне рассказывал, что надо учиться не ловить шарики, а правильно их подбрасывать. Тогда они упадут, куда надо.

Систему образования сейчас пытаются реформировать.

— В основном много споров о том, кто кому должен подчиняться, 11 или 12 лет учиться, оценивать знания по пятибалльной или двенадцатибалльной шкале, деньги должны ходить за учеником или ученик за деньгами, как разгрузить учебные программы. Но это никакого отношения к реформе образования не имеет вообще. Если лопату длиной в метр увеличить на 20 см, можно ли это считать реформой сельского хозяйства? Вряд ли.

Что же тогда имеет отношение к реформе образования?

— Есть шесть базовых вопросов, на которые необходимо ответить: чему учить, кем учить, как учить, на какой результат (ну не на ВНО же), сколько это удовольствие должно стоить и кто за него заплатит. С поиском ответов на эти вопросы проблемы, кстати, не только у нас, но, представьте себе, и в таких богатых странах, как Япония и США.

Например, фундаментальные знания. Они необходимы, безусловно. Но мы не можем не актуализировать их. 500 лет назад ученые считали, что Земля плоская и лежит на трех слонах и трех китах. Это была основа основ. Потом выяснилось, что Земля круглая и крутится вокруг Солнца, а не наоборот. И пришлось пожертвовать тем фундаментом. Фундамент, построенный под одноэтажную халупу, не подходит для стоэтажного небоскреба. Мы пришли к кризисам — энергетическому, финансовому, продовольственному, моральному, климатическому и не способны с ними справиться. Значит, фундамент знаний, на котором зиждется конструкция, неправильный. Его необходимо менять.

И все-таки, какой должна быть школа?

— Школы должны быть похожи на продуктовые гипермаркеты. Чем хорош гипермаркет? В нем есть большой выбор, а вы как покупатель идете туда и берете то, что вам нужно. Конечно, необходимо, чтобы школа давала фундаментальные знания, но не только. Должна быть формула: государственный стандарт плюс то, что нужно в жизни — умения, навыки, знания и компетенции.

Это предполагает использование онлайн-технологий. Они вытеснят традиционную школу?

— Нет. У школы должна быть функция не только обучающая, но и функция социализации. Нельзя дома на кухне всему выучиться, потому что ты будешь как дикарь, отшельник. Но для этой социализации нужна другая технология. Надо знать, что делать вне сети. Сегодня это называется перевернутый класс. Как обычно проходит урок? Первые 20 минут учитель объясняет материал, а потом упражнения и ответы у доски. Сегодня в моде перевернутое обучение. Ребенок, зная, что завтра будут рассказывать про правило буравчика, дома изучает вопрос. Что-то понимает, что-то нет. А в классе он задает учителю все возникшие вопросы.

Пытаюсь представить класс из 30 человек, в котором каждому непонятно что-то свое.

— Это же то, что нужно. Возникает обсуждение. И в этом обсуждении ученики гораздо быстрее уясняют материал, чем в обычном аудиторном процессе.

Меняется ли при этом роль учителя?

— Раньше у учителя была монополия на знания. Сегодня преподаватель уже не является единственным источником знаний. При этом информации — вал. И учитель в этом информационном потоке должен стать навигатором. Он имеет право не знать что-то, но обязан знать, где найти информацию. Указать к ней путь, как лоцман. Это его новая роль.

Кто будет менять систему образования?

— Точно не чиновники. В конце XIX века были кареты, и чтобы добраться из пункта А в пункт В люди иногда тратили месяцы. Долго и дискомфортно — постоялые дворы, лошади. Наверняка тогда были те, кому это не нравилось. Они думали: наверное, нужны новые подковы или шестерка лошадей вместо тройки, или другой кучер. Но все эти улучшения глобально не решали проблему передвижения.

Зато находились Эдисоны, Кулибины, Форды, изобретатели, которые придумали альтернативу — автомобиль. Первые машины были ужасны. Но по крайней мере у людей возникло понимание, в каком направлении двигаться. Как думаете, разве машину изобрел министр? Выдумывают совсем другие люди. Для реформ нужен иной стиль мышления.

Я сочувствую всем нашим министрам образования. У министерства 18 тыс. школ, 800 вузов и 600 НИИ. Все без денег, без крыш, без зарплат, с учителями-пенсионерами. И это хозяйство надо как-то содержать. Поэтому чиновникам не до настоящих реформ.

Я думаю, что реформы пойдут только снизу. Хотя в Украине, скорее всего, не сработает не снизу и не сверху. Страна у нас вторичная. Знаете, в бильярде есть такой удар — от борта в лузу. Так и в Украине. Даже если здесь что-то придумывается, то внедряется оно за рубежом и только потом возвращается сюда. Я быстрее в Малайзии построю современную школу. Потом туда приедет наше правительство и скажет: мы тоже такое хотим. А так, чтобы самим быть первопроходцами, у нас не принято.

Почему?

— Это не вопрос денег, это вопрос спроса — нужно это нам или не нужно. Пока спроса нет.

А вы считаете себя Эдисоном?

— Да. И я уже осуществляю свою реформу образования по "формату будущего". Если кто-то считает это хвастовством, я отношусь к этому с иронией. Дело-то идет.