Разделы
Материалы

Нет никакого московского офиса Facebook, спросите хоть у Google, - Антон Носик

Алексей Батурин
Фото: feelmore.ru

Интернет-эксперт Антон Носик о том, кто, как и за что блокирует аккаунты пользователей Facebook, и чего украинцы могут добиться флешмобами и атаками на Цукерберга

Случаи, когда блогеры-тысячники отправляются модераторами Facebook "в бан" в последнее время стали регулярными. Что подняло волну протестов и негодования. Уцелевшие пока блогеры распространяют гневные письма забаненных в адрес Марка Цукерберга. На прошлой неделе к создателю этой соцсети обратился и Петр Порошенко, заявивший о желательности открытия украинского офиса, защищавшего бы отечественных блогеров от волюнтаризма модераторов-россиян.

Антон Носик отмечает, что блокировка - это "эпизоды широкомасштабной кибервойны, развязанной российскими хунвэйбинами на зарплате против зарубежных соцсетей и их русскоязычных пользователей". В своем блоге в "Живом журнале" он подробно описал алгоритм действий ольгинских ботов, с помощью которого добиваются закрытия неугодных аккаунтов. Боты направляют тысячи жалоб на аккаунт, предположительно нарушающий пользовательское соглашение. Не владеющий русским модератор сети, видя такое количество жалоб, приходит к выводу, что пост действительно нарушает правила, удаляет его и блокирует "нарушителя". "Хунвэйбины отправляются в кассу за премией, начальство выделяет бабло за очередную победу над национал-предателями в интернете", - описывает Носик стандартный финал операции.

При этом в интервью Фокусу Антон Носик отметил, что украинские пользователи соцсети зря подозревают администрацию Facebook в ангажированности. А своими попытками убедить Марка Цукерберга в необходимости борьбы с цензурой и открытия украинского офиса компании, они добиваются обратного результата.

Насколько я понял, у ФБ нет офисов на постсоветской территории, и не будет. Модераторами выступают американцы?

- Есть отдел поддержки пользователей в Менло Парке, штат Калифорния, но для Европы модерацией занимается дублинский офис. Он, разумеется, подчинен калифорнийскому. Работают там граждане многих стран.

Человек, оторванный от наших реалий, может не понимать сути претензий, в конце концов, просто недостаточно знать русский или украинский, чтобы вынести справедливое решение.

- Ошибки модерации, разумеется, возможны. В том числе, и человеческие, хоть это и реже, и ошибки скрипта, анализирующего поток входящих жалоб. В любом случае, важно понимать, что это именно ошибки и сбои системы.

"Для Европы модерацией занимается дублинский офис. Работают там граждане многих стран"

Антон Носик о том, что у Facebook нет никакого московского офиса

Почему в последнее время таких сбоев стало больше? Свежий пример Адагамова, которого 18 мая забанили за фотографии новогодних игрушек времен нацистской Германии, показывает, что неугодного могут заблокировать по жалобе его оппонентов за вполне безобидный контент. Ведь смешно обвинять Рустема в симпатии к нацистам.

- Повторяю, любая система совершает ошибки. Особенно когда какая-то внешняя сила целенаправленно ищет слабые места и их использует. В интересах любой системы — защищаться от таких ошибок. То есть исправлять алгоритм, делать его более технически устойчивым к внешней манипуляции. По сути, это такая же история, как совершенствование фильтров против спама. Россия и Украина много лет являются мировыми центрами рассылки спама, потому что на постсоветском пространстве это не преследуется даже в административном порядке.

Можете объяснить на пальцах, как это работает? Вот есть пост в Facebook. На него пошел поток жалоб. Что делает модератор, как он проверяет обоснованность претензий?

- Сначала скрипт сортирует по числу жалоб, и по их "весу". У каждого пользователя есть свой условный рейтинг, который определяет весомость его жалобы. Также у каждого типа нарушения есть свой рейтинг. Основная масса жалоб поступает, разумеется, не на тексты, а на изображения. За восемь лет в Facebook я ни разу не был здесь забанен за текст. Задача провокатора — взять какое-то изображение в журнале жертвы и подогнать его под "статью".

Tо есть, если я опубликую фотографию с Тихоновым в роли Штирлица в нацистской форме, ко мне могут возникнуть претензии?

- Я опубликовал кадр из фильма Пьера Паоло Пазолини "Сало или 120 дней Содома", про итальянский фашизм — и на него было написано много доносов за обнаженку. Свастика как таковая не запрещена в Facebook.

Есть ли возможность подать жалобу на модератора, реально ли объяснить свою позицию и добиться отмены бана?

- Нет, модератор и жалобщик анонимны для жертвы доноса. Но внутри группы поддержки, разумеется, дается оценка и доносу, и качеству модерации.

"Основная масса жалоб поступает, разумеется, не на тексты, а на изображения"

Антон Носик о проверенном способе избежать бана

Администрация Facebook как-то противодействует спланированным атакам на неугодные аккаунты?

- Разумеется, они приняли меры. Поставили на контроль массовые жалобы в русскоязычном сегменте. Это сработало. Массовые жалобы больше не гарантируют блокировку в этом сегменте. Одни и те же фотографии в моем Facebook, приводившие к блокировкам 7 и 9 мая, с 12 мая рассматриваются как не содержащие нарушений policy.

Как бы вы строили систему противодействия кремлевским троллям?

- Прежде всего, я бы развивал культуру сетевого поведения. Важно понимать: когда ваша сторона в публичном поле ведет себя неадекватно, она отпугивает вменяемых людей. В том числе, замечу, и Цукерберга. Украине для начала следовало определиться, с кем она воюет в информационном поле, и каковы цели войны. Без такого понимания эффект часто выходит обратный искомому.

То есть, вы бы посоветовали украинцам не реагировать на нападки, не играть в эти игры?

- Беда в том, что украинцы не "реагируют", они атакуют. А цель атаки не сформулирована. Вот скажите, зачем писать доносы на аккаунт в Facebook спецкора РенТВ в Донецке, у которого 40 подписчиков? Польза Украине от этого какая? Модераторы Facebook знают, что украинская сторона сама пишет ложные доносы на российских пользователей. Репортер РенТВ увидел, что целью войны является любой москаль, а не какой-то реальный военный противник. Помогло это Украине?

Получается, недавний "флешмоб", организованный в Украине, – сходи к Цукербергу и напиши о цензуре и необходимости украинского офиса, привел к обратному результату?

- Совершенно точно. Взяли реальную техническую проблему, превратили ее в глупый политический донос на козни московского офиса, которого не существует. Цукерберг увидел: люди невменяемые, но очень агрессивные. Ему же реально уничтожили канал общения с 1,44 млрд пользователями, забив его флагами и вышиванками. Он попросил задавать вопросы, ему один и тот же вопрос задали пять тысяч раз, и каждый раз с флагом Украины. И не вопрос, а утверждение: ваш московский офис продался Кремлю. А у него нет никакого московского офиса, и он об этом знает, и любой об этом может узнать, с помощью простого запроса в Google. Людям проще было написать пять тысяч доносов на "московский Facebook", чем один раз узнать реальную ситуацию. Это неадекватное и агрессивное поведение, а вовсе не приглашение к диалогу.