Свободные поневоле: быть фрилансером сейчас нелегко, но зачастую это единственный выход в условиях безработицы
Попавшие под сокращение наемные работники начинают работать на себя
Быть фрилансером сейчас нелегко, но зачастую это единственный выход в условиях безработицы.
Большую часть рабочего времени фотограф Евгений Колесник проводит сидя в интернете, во всевозможных социальных сетях и форумах. Это не от безделья. "Я ищу себе новых клиентов", – объясняет он. До октября прошлого года Евгений работал в одном из отечественных изданий, но в связи с сокращением был вынужден уйти на вольные хлеба.
Сейчас Евгений фрилансер, то есть внештатный сотрудник, который получает деньги по результатам работы. Приверженцы фриланса были и до кризиса – в основном это люди творческих профессий и интеллектуального труда: фотографы, дизайнеры, переводчики, программисты. Но сегодня с ростом числа безработных в Украине неуклонно растет и количество почитателей свободного рода деятельности. Многие сотрудники, попавшие под сокращение, видят во фрилансе единственно возможный способ выжить в новых условиях. Интерес подогревает распространенное мнение о небывалых преимуществах этого рода деятельности.
Не на дядю
В работе фрилансера и в самом деле есть неоспоримые плюсы. Например, программисту Евгению Рыбаку не нужно каждое утро ездить на работу – он трудится прямо у себя в квартире. "Вот уже три года я сам себе нахожу клиентов, сам договариваюсь, сам выполняю заказы", – говорит Евгений, специализирующийся на создании сайтов.
Заработки фрилансеров, как правило, не отстают от зарплат наемных белых воротничков, а то и превышают их. Так, Евгений Рыбак за разработку программной части сайта берет $1,5–2 тыс. Высоко оценивает свою работу и дизайнер Вадим Мосийчук, известный в профессиональных кругах под ником N1tro: за день он берет $100.
Оплата по результатам работы осуществляется по-разному. Кто-то получает гонорар в конверте, кто-то просит перечислять сумму на счет в банке. А кого-то устроит оплата в электронных деньгах. Доход фрилансера ограничен разве что его способностями и фантазией – как правило, один человек ведет несколько проектов одновременно. Это привлекает на вольные хлеба все больше специалистов.
Есть, конечно, и свои минусы. Работающий самостоятельно человек накапливает опыт медленнее, чем тот, кто трудится в компании. "Я уже лет семь работаю на себя. Но иногда устраиваюсь на службу, чтобы научиться чему-нибудь новому", – признается Вадим Мосийчук. Кроме того, трудясь дома, тяжело разграничивать работу и быт. "Трудно психологически в семь часов вечера выключить компьютер и начать заниматься домашними делами", – смеется Евгений Рыбак.
Тем не менее на фриланс как на спасение в кризисные времена сейчас посматривают не только рядовые сотрудники. С недавних пор на него обратили внимание работодатели и рекрутинговые агентства. Тренд последних месяцев – привлечение компаниями на условиях фриланса своих же сотрудников, уволенных по сокращению. "Это выгодно прежде всего тем, что можно оптимизировать офисные помещения, фонды оплаты труда и поддерживать проверенных людей", – объясняет Ирина Мазюкова, директор рекрутинговой компании Bravo-Solution.
На учете в другой рекрутинговой компании – "Брэйн Сорс Интернешнл" – в отдельном списке уже состоят 1600 квалифицированных сотрудников. "Как альтернативу сокращению мы предлагаем привлекать на временной основе часть персонала в подразделениях, где сократился объем работ, – говорит руководитель отдела маркетинга "Брэйн Сорс Интернешнл" Елена Явор. – Компания получает возможность оплачивать только фактически отработанное время таких сотрудников. Мы, в свою очередь, имеем возможность задействовать специалистов для работы в других компаниях".
Обман ожидания
Тем не менее новичкам, в силу обстоятельств перешедшим на вольные хлеба, не стоит строить глобальные планы. Фриланс и в лучшие времена был делом нелегким. Сейчас же многие его позитивные стороны нивелирует сложная экономическая ситуация. Ведь самозанятых специалистов кризис заденет не меньше, чем сотрудников компаний.
Основной удар придется на оплату труда фрилансеров – она уже упала в среднем на 15–30%. Так, по словам фотографа Евгения Колесника, за съемку на свадьбе в Киеве в былые времена платили от $400. Теперь ситуация кардинально изменилась. "Стоимость упала почти в два раза – до $250, – жалуется фотограф. – Тех денег, которые были раньше, уже никто платить не будет – лучше "мыльничкой" поснимают, чем фотографа закажут".
По мнению рекрутеров, гонорары сократятся из-за увеличения количества свободно занятых специалистов и, соответственно, усиления среди них конкуренции. Ведь для большинства новичков единственно возможный способ выдержать соперничество с более опытными старожилами – это снижение цен.
Поэтому некоторые из фрилансеров подумывают о смене профессии, хотя бы временной. "Я чувствую, что придется на некоторое время прекратить профессиональную деятельность", – делится планами Евгений Колесник. У него есть несколько вариантов, из которых наиболее реальным он считает работу курьера в интернет-магазине. За доставку товара по одному адресу курьер получает 8–9 грн., и, сделав несколько ходок в день, за месяц можно заработать не самые маленькие по нынешним временам деньги.
Поймать волну
Но не все фрилансеры столь пессимистичны. Каждый находит свой способ удержаться на плаву в нелегких условиях. Кто-то решает снизить цены на услуги. Кто-то расширяет специализацию. Большинство же опытных фрилансеров видят выход в повышении качества своих услуг и разработке конкурентоспособных предложений для клиентов.
Например, Евгений Рыбак работает не один. Вместе с ним над проектами трудятся его коллеги, тоже фрилансеры. Для удержания своих клиентов они придумали специальный ход. "Мы проводим тренинги по внедрению наших сайтов, – объясняет он. – Обычно фрилансеры сдают сайт, и на этом сотрудничество заканчивается. А мы предлагаем поддержку сайта, приезжаем, говорим, что делать".
Объединение одиночек – явление парадоксальное, тем не менее оно имеет свои преимущества. Работа в команде позволяет распределить нагрузку и разрабатывать большее число проектов. А в дальнейшем Евгений Рыбак намерен создать собственную компанию. Кризис его планы не нарушает, скорее наоборот. "Я ощущаю увеличение количества клиентов, – уверяет он. – С помощью интернета можно неплохо зарабатывать, поэтому многие ринулись делать себе специальные сайты".
Спокойно относится к происходящему и дизайнер Вадим Мосийчук. Кризиса он вообще не замечает. "Я не смотрю новости и кризиса не ощущаю, – заявляет он. – Ни на какие уступки, чтобы удержать клиента, я не иду". Менять сферу деятельности Вадим не намерен – не хочет терять профессиональные навыки. А на вопрос, что все-таки он делает, когда у него нет заказов, N1tro невозмутимо отвечает: "Сажусь за изучение новых программ".