76 городов и 795 сел и поселков должны быть переименованы - сообщили 10 июня в УИНП. Фокус выяснял, как это будет происходить и во сколько обойдется топонимическая революция
Список на переименование был составлен Украинским институтом национальной памяти в соответствии с законом о запрете тоталитарной символики. Определиться с новыми названиями местные общины должны до 21 ноября 2015 года. Массовый отказ от тоталитарной символики может обойтись в сотни миллионов гривен, точную цифру затрудняются назвать даже авторы законопроекта.
Фокус поговорил о целесообразности топонимической революции с депутатом ВР Юрием-Богданом Шухевичем, заместителем мэра Цюрупинска Ольгой Петриченко, замминистра культуры Юрия Зубко и членом Комиссии по вопросам наименований Киевсовета Павлом Бригинцом.
заместитель министра культуры
Пока нет точного списка городов, сел, улиц, районов и площадей, которые будут переименованы. В ориентировочном списке 850 населенных пунктов. Большинство из них расположено в Харьковской, Днепропетровской, Донецкой и Луганской областях.
В их названиях встречаются фамилии Ленина, Кирова, Дзержинского, Калинина, Петровского, Орджоникидзе, Фрунзе. Часто нужно прибегать к историческому анализу названия – коммунистическая топонимика на первый взгляд не прослеживается. Например, село Мопровское в Днепропетровской области. Странное название образовано от аббревиатуры МОПР – Международная организация помощи борцам революции. Встречаются противоположные ситуации. Село Хрущевое было названо 200 лет назад и не имеет отношение к коммунистическому лидеру.
В шестимесячный срок после вступления в силу закона о запрете тоталитарной символики органы местного самоуправления должны провести общественные слушания и подать на рассмотрение Верховной Рады предложения по переименованию населенных пунктов.
Что касается Восточных областей, соответствующие предложения должны внести Донецкая и Луганская военно-гражданские администрации. Если этого не происходит, Парламент примет решение о переименовании основываясь на рекомендациях Украинского института национальной памяти.
Сейчас трудно говорить о том, в какую сумму обойдется переименование населенных пунктов. Могу сказать, что цифры, которые называют оппозиционные силы (от 7 до 15 млрд грн. - Фокус) сильно завышены. На одну область приходится в среднем десять-двадцать таких названий, не думаю, что на их смену нужны такие деньги.
Что касается названий брендов, собственники обязаны их переименовать на протяжении шести месяцев, после вступления в силу закона. В таком случае сбор за административные услуги изыматься не будет.
народный депутат, один из авторов закона об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики
— Когда-то я жил в Донецке, он тогда еще назывался Сталино. Пожилые люди часто оговаривались, говорили: поеду в Юзовку. Новое название не прижилось, и Хрущев вновь его изменил. Тогда никто не возражал, и сегодня не нужно бояться перемен. Мы боремся с остатками советского прошлого, но оставляем советские названия только потому, что так привычно. Разве это не шизофрения?
Попытки избавиться от советских названий уже предпринимались, например, ставился вопрос о возвращении Цюрупинску древнего названия Олешки, были попытки переименования Кировограда. Это говорит о том, что у людей есть внутреннее несогласие с ними. Значит, переименование актуально, несмотря на возможное противостояние в обществе.
Сменить названия так же просто, как демонтировать памятники Ленину. Местная власть утвердила — демонтировали. Конечно, на переименование городов и улиц нужны деньги, но это не такая большая сумма. Ведь речь идет не только об изменениях в документах или географических картах, но и об изменениях в сознании людей.
Среди городов, которые будут переименованы, населенные пункты Крыма и восточных областей. То, что эти земли временно оккупированы, не значит, что мы от них отказываемся. Я не исключаю, что чиновники на местах могут саботировать выполнение закона. Так уже было с указом Виктора Ющенко о чествовании памяти жертв Голодомора.
Но процесс запущен, и постепенно будут переименованы города, улицы, площади. Отчасти этому будет способствовать российская агрессия. Россия стремится сохранить коммунистические традиции, а мы стараемся оттолкнуться от всего, что связано с врагом.
секретарь Комиссии по вопросам культуры и туризма Киевсовета, член Комиссии по вопросам наименований
— Украинский институт национальной памяти составил и передал в Комиссию по вопросам наименований перечень из ста киевских улиц, названия которых должны быть изменены. Параллельно составляется список исторических деятелей, которые сыграли важную роль в жизни Украины и чьи имена могут быть использованы в новых названиях. Через две-три недели этот перечень будет передан в Комиссию, в состав которой входят ученые, историки, депутаты.
Комиссия рассмотрит список имен, и, если не будет замечаний, он будет вывешен на голосование на сайте Киевсовета. Результаты голосования рассмотрят члены комиссии, список передадут в Киевсовет, где он будет вынесен на голосование. Я надеюсь, что весь этот клубок нам удастся распутать до проведения местных выборов.
По самым грубым подсчетам, смена названия одной небольшой улицы в Киеве может стоить 250–300 тыс. грн. Эти деньги уйдут на смену табличек. Их смена — самая большая трудность в финансовом плане.
Долгий период времени, а в архивах — постоянно, будет легитимно и старое название, и новое. Смена документов живущих на этой улице будет происходить по необходимости. Например, человек меняет паспорт или покупает жилье. Тогда в новых документах будет указано новое название.
заместитель мэра Цюрупинска
— Пять лет назад мы уже пытались сменить название Цюрупинск. (Город получил последнее название в 1928 году в честь большевика, наркома продовольствия Александра Цюрупы, который здесь родился. – Фокус). Подсчитали, что на смену документации, изготовление печатей, табличек с названиями городов и т.д. понадобится около $5 млн. В местном бюджете не было таких денег. Мы обратились в областную государственную администрацию, в Кабинет министров, но получили отказ.
Теперь приняли закон, согласно которому мы обязаны сменить название города. Теоретически мы за. Просто я считаю, что сейчас не самое лучшее время для этого. Во-первых, сама процедура смены названия не до конца прописана в законе. Если раньше переименование должно было проходить путем референдума, то теперь должны проводиться общественные слушания. Проблема в том, что большинство людей против. Не потому, что не хватает патриотизма, а потому, что война сейчас самая большая проблема.
Необходимо оформлять помощь участникам АТО, нужно оформлять субсидии. Смена документов одной семье стоит около 1000 грн. По закону смена личных документов должна осуществляться за счет местного бюджета. Но мы не можем просто так дать деньги физическому лицу, поэтому придется оформлять материальную помощь. Мы сейчас общаемся с нотариальными конторами и паспортными столами, чтобы понять, как это лучше организовать.
Кроме того, уже есть разногласия с выбором нового названия. Цюрупинск называют городом казацкой славы и предлагают вернуть ему название Олешки. Но городу 900 лет, казаки тут были 200 лет назад, пробыли несколько месяцев. Почему именно Олешки? Много вопросов и со сменой названий улиц. К примеру, улица Советов. Не у каждого это название ассоциируется с совдепией, у нас ведь есть местные советы, городские. Я считаю, всему свое время.