Разделы
Материалы

Места под солнцем. Как повлияет отмена госзаказа на студентов-бюджетников

Мария Бондарь
Фото: segodnya.ua

Первый заместитель министра образования Инна Совсун рассказала Фокусу о новой системе распределения бюджетных средств между вузами

Одна из самых обсуждаемых тем недели – недавнее заявление министра образования и науки Сергея Квита о том, что пора "прекратить финансировать высшее образование через госзаказ". Для родителей старшеклассников, рассчитывавших на то, что их чада в будущем получат вузовские дипломы за бюджетный счет, эта фраза прозвучала как сигнал тревоги. В стране, где выдача льготных кредитов на оплату обучения и студенческие гранты – явление не массовое, отказ от государственного финансирования вузов по сути означал бы гибель системы высшего образования.

За разъяснениями Фокус обратился к первому заместителю министра Инне Совсун – одному из авторов идеи будущей реформы системы финансирования украинских вузов.

— Чем аукнется будущим абитуриентам отказ от практики госзаказа?

— Скорее всего, они его даже не почувствуют, зато для вузов перемена будет существенной и благотворной. Мы не собираемся отказываться от государственного финансирования высших учебных заведений, просто изменим принцип распределения денег. У украинцев по-прежнему будет возможность учиться за счет государства, о коммерциализации образования никто не говорит, в конце концов, бюджетное финансирование вузов – нормальная европейская практика. В Германии госфинансирование составляет 85% бюджета вузовской системы, французские вузы вообще на коммерческой основе обучают только иностранцев, для граждан страны высшее образование там бесплатное.

— Тогда что именно вы собираетесь отменить?

— Схему, при которой государство указывает вузу точное количество выпускников госзаказа по каждой специальности. Мне вообще хотелось бы отказаться от формулировки "госзаказ", давайте называть этих студентов учащимися за бюджетный счет. Мы до сих пор пользуемся советской терминологией, когда все заводы были государственными, а экономика плановой. Тогда и вправду не сложно было определить точное количество специалистов каждого профиля, которые потребуются в начале следующей пятилетки. Сегодня государство не может со стопроцентной точностью спрогнозировать кадровые потребности экономики через 5 – 8 лет. Тем не менее, мы все еще прописываем конкретное количество будущих выпускников бюджетного отделения по каждой специальности. Представляете, каково это, когда мы заказываем вузу 13 физиков. Если через четыре года диплом бакалавра выдают 12, ректор получает нагоняй за недостачу. Как будто его вина в том, что кто-то бросил учебу, не справился с программой или был исключен за какую-то провинность. Сейчас мы подсчитываем выпускников так, будто это детали, сошедшие с заводского конвейера – категорически не правильный подход.

"Сейчас мы подсчитываем выпускников так, будто это детали, сошедшие с заводского конвейера – категорически не правильный подход"

Кроме прочих недостатков эта схема не предполагает нормального отсева студентов по успеваемости. Вузы заточены выпустить всех, кто поступил на госзаказ. Если вдруг окажется, что из 20 поступивших на определенную специальность, к финишу пришли только 15, руководству учебного заведения придется разбираться с КРУ по вопросу нецелевого использования бюджетных средств. Я уж не говорю о корреляции количества студентов и суммы, выделяемой на их обучение. Как, скажите, посчитать, сколько стоит подготовка одного специалиста. Я преподаю в университете и мне платят почасово вне зависимости от того сколько студентов слушают мою лекцию 5 или 60. По большому счету вузу-то все равно 7 человек подготовить на определенную специальность или 20, это в любом случае одна группа – расходы те же.

— Какую схему взаимодействия с вузами вы предлагаете взамен госзаказа?

— Для Европы типична "блочная" система финансирования. Государство оценивает работу университета и, исходя из этого, решает, какую сумму ему следует выделить. Разрабатывается комплекс критериев оценки, указываются желаемые показатели. По самым важным для страны специальностям может быть установлено приблизительное количество выпускников, но не как жесткое требование. Что касается остальных специальностей – университет сам решает, сколько и кого набирать. Поштучная раздача мест – постсоветская экзотика, и к слову, она очень усложняет администрирование. Вот звонит мне ректор, просит разрешения перекинуть свободные бюджетные места с информатики на другую, смежную специальность. Там конкурс выше и результаты экзаменов лучше. Каждый год мы получаем тысячи писем с просьбами о передаче незанятых бюджетных мест на какую-то другую специальность.

— И теперь собираетесь предоставить вузам возможность самостоятельно определять, сколько студентов и на каких специальностях будут учиться за бюджетный счет?

— Мы не можем, как Швеции просто выделить вузу некую сумму и полагаться на то, что он сам исследует рынок и определит количество студентов, учащихся за бюджетный счет. Из опыта общения с руководством украинских учебных заведений можно предположить, что они непомерно раздуют количество мест на экономических специальностях, просто потому что на них сейчас есть спрос. В большинстве стран чувствуется нехватка инженеров или специалистов, изучавших естественные науки, они всегда востребованы на рынке труда, но среди абитуриентов желающих получить такое образование, как правило, не так уж много, просто потому что учиться там тяжело. Поэтому министерство заключает с вузом контракт, в котором говорится о минимальном количестве выпускников по приоритетным специальностям. И в том же контракте, кстати, упоминается определенное количество научных работ. В Европе научная составляющая считается ключевой, а у нас она как будто вообще не влияет на финансирование вуза.

— Будущая схема взаимодействия государства с высшими учебными заведениями уже прописана?

— Как раз сейчас мы этим занимаемся. Потребуются также изменения в действующем законодательстве. Этой осенью они должны быть представлены на рассмотрение парламента и если все пройдет гладко, в следующем году вузы будут получать финансирование по новым принципам.

— Количество бюджетных мест в вузах уменьшится?

— Этого мы заранее не знаем, хотя, по сути, оно не может не уменьшиться из-за демографического спада. Мы видим это по числу выпускников школ. До 2020 года количество поступающих в вузы будет снижаться.