Разделы
Материалы

Пошли на принцип. Почему известные украинцы отказались работать в России

Тамара Балаева
Фото: Getty Images

Фокус поговорил с тремя людьми, которые сделали свой выбор и в условиях войны с Россией отказались от работы, денег и славы в этой стране

Быть или не быть. Остаться или уйти. Бросить или помочь. "Наполеон" или "Медовик". Выбор, который влияет на один вечер или на целую жизнь. Три истории - дирижера Кирилла Карабица, шоумена Дмитрия Чекалкина и лидера группы "Вопли Видоплясова" Олега Скрипки - о том, что деньги решают не все.

Кирилл Карабиц

Живет во Франции. Стал первым украинским дирижером, возглавившим симфонический оркестр в Великобритании. В 2013 году Королевское филармоническое общество назвало его дирижером года.

Фото: Дарья Синельникова

Несколько месяцев назад мне предложили стать главным приглашенным дирижером Российского национального оркестра. Приглашенный дирижер — второй человек в оркестре. А Национальный оркестр — это очень престижно, это лучший оркестр в России. Я отказался. Но однозначного ответа, правильно ли я поступил, у меня нет до сих пор.

Я думал неделю или даже больше. Пытался понять, что почувствую, если соглашусь и если не соглашусь. Как личность и как гражданин Украины. В каком-то смысле, можно сказать, что гражданин во мне победил. Тем, кто меня приглашал, я сказал, как есть: что сейчас сложная ситуация, и если приму это предложение, люди меня не поймут. Я и сам себя не пойму.

При этом я не отказываюсь от сотрудничества с оркестром в принципе. Я могу выступать с ними, просто не хочу официально занимать там должность, быть частью Российского оркестра.

С карьерой у меня все в порядке. Сейчас я главный дирижер Борнмутского симфонического оркестра в Англии, главный дирижер немецкого Национального театра и капеллы в Веймаре. Но та работа, от которой я отказался, открыла бы для меня новые перспективы, я мог бы чаще выступать в новом качестве не только в России, но и в Европе, и в Америке. Мне хотелось бы сказать, что когда война закончится, я вернусь к этому предложению и приму его. Но я не могу этого сказать. Я не знаю, какие отношения между нашими странами будут к тому моменту.

"Можно заменить российский газ словацким, но с композиторами так сделать нельзя"

Я не осуждаю людей, которые согласились работать в России. Может быть, они не сделали бы этого, будь до конца востребованными в своей стране. А когда у человека нет работы на родине и ему предлагают ее в России — о чем тут можно думать?

Очень неприятно, что вся эта ситуация завязана на политике. В речах тех, кто сидит в парламенте, — сплошная антироссийская риторика. При этом у многих есть бизнес в России, и они спокойно с этим живут. Получается, что идти на какие-то жертвы должны все, кроме них.

Артисты и люди искусства зависимы от политиков. Они устанавливают правила и границы. Потом одна власть сменяет другую, а жизнь людей продолжается. На моей памяти сменилось уже достаточно политиков, которые говорили диаметрально противоположные вещи. Так что, я должен с каждой сменой власти менять свои убеждения? Это невозможно.

Я сейчас дирижирую оперу "Хованщина" в Базельском театре. Это опера Мусоргского. И что получается? Теперь композитор Мусоргский стал для меня иностранцем? И я, дирижируя оперу Мусоргского, в какой-то степени предатель. Я задавал себе этот вопрос, и у меня есть только один ответ на него. Мусоргский однозначно был и есть мой композитор. Он останется им навсегда. Какой бы ни была ситуация между странами, я не собираюсь отказываться от своего композитора. Можно заменить российский газ словацким, но с композиторами так сделать нельзя.

Дмитрий Чекалкин

Шоумен, генеральный директор ивент-агентства DIVA production. Отказался от проведения праздников в России и трансляции своих передач по радио РФ.

Отказавшись от работы в России, я потерял 70% своего дохода. Но я ни о чем не жалею. Чувствую ли, что моя карьера что-то потеряла? Я не зациклен на карьере. Стало ли у меня меньше денег? Да, но их все равно хватает. Какую-то показную и чрезмерную роскошь я всегда считал аморальной.

Раньше я регулярно ездил в Москву и другие города, проводил там корпоративные торжества и семейные праздники. В моем списке больше десяти мероприятий для Газпрома и его структур. Сейчас с российскими заказчиками работаю при двух условиях. Если они проукраински настроены и если их мероприятие проходит за границей. В российских городах — однозначно нет.

Последний праздник в Москве провел в июне прошлого года. Тогда уже чувствовалось, как в России нарастает антиукраинская истерия. Следующим заказом должна была быть еврейская свадьба. С этими людьми я работал уже много раз, но тогда в голове как будто что-то щелкнуло.

Свадьбу собирались отмечать в ресторане буквально в километре от СИЗО "Лефортово", где сидели Олег Сенцов и Надежда Савченко. Я подумал: как можно рядом с этим местом веселить людей и говорить пламенные тосты? Это решение далось мне нетрудно. Я отказался от свадьбы и всех остальных заказов в России. А потом не стал продлевать контракт на трансляцию моих программ на радио в РФ. Собственником того холдинга стал "Газпром медиа", о чем тут еще говорить?

"Если в течение трех недель по российским телеканалам показывать вместо Киселева программы радио "Свобода", то психология россиян поменяется"

Конечно, меня пытались уговаривать. Обещали охрану и гарантировали безопасность. Я объяснял, что дело не в страхе. Дело в том, что я буду чувствовать себя некомфортно. Вы удивитесь, но все знакомые россияне меня поняли. Может быть, они не поддерживают меня публично, не пишут комментарии под моими постами в Facebook, но в личных сообщениях и по телефону все время говорят: "Мы тебя понимаем. Не думай, что здесь все такие ватники, как показывают по телевизору".

Если раньше у меня было примерно два заказа в неделю, то сейчас — один раз в две недели. В Украине в последние два года не празднуют торжества с размахом, не разбрасываются деньгами. Иностранных клиентов тоже не очень много. Приходится экономить. Я сократил количество сотрудников с 20 до семи, почти перестал тратить деньги на путешествия. Но, честно говоря, это не очень меня расстраивает.

Сложно сказать, вернусь ли я на российский рынок, когда все закончится. Это будет зависеть от того, изменится ли что-то в сознании россиян. В 1990 году я вернулся в Союз после четырехлетней командировки в Алжир, и перестройка сознания советских людей произошла прямо на моих глазах.

Когда я уезжал, врагами номер один были империалисты, сионисты. Когда приехал, по радио крутили песни про поручика Голицына и корнета Оболенского, на Красной площади Рейган обнимался с москвичами. На одном из мероприятий, куда меня пригласили, многотысячная аудитория стоя встречала главу всемирного еврейского агентства "Сохнут". Еще три месяца назад это было невозможно.

Причины просты. На телевидении вместо "говорящих голов" появились вменяемые и человечные ведущие. Они и провели перезагрузку сознания. Я уверен, что если в течение трех недель по центральным российским каналам показывать вместо Киселева программы радио "Свобода", то и психология, и настроение россиян поменяются в другую сторону. И тогда все снова станет возможным.

Олег Скрипка

Музыкант, композитор, лидер группы "Вопли Видоплясова". Отказался от гастролей в России

Олег Скрипка, музыкант, композитор, лидер группы "Вопли Видоплясова". Отказался от гастролей в России.

Я уже почти три года не выступаю в России. Причина очевидна. В последний раз давал концерт в питерском клубе зимой 2013 года. Чтобы увидеть, что между нашими странами идет война, не нужно даже надевать очки. О каких поездках в Россию можно говорить в таких условиях?

Предложения о концертах в России периодически звучат. В последний раз, по-моему, летом предлагали сыграть концерт в Питере. Я объяснил, что это невозможно. Кроме всех других причин, есть еще элементарная безопасность. Могут задержать на границе, могут прийти на концерт российские фашисты. Может произойти все что угодно. Любые скандалы. Тем более, мы поем на украинском языке, а он в России практически под запретом.

Безусловно, все артисты, которые выступали в России, потеряли часть доходов. Раньше две трети своих концертов мы давали в РФ. Но дело не только в том, что мы туда больше не ездим. Знаю, что российский рынок концертов упал еще больше, чем украинский. Их исполнителям еще тяжелее, чем нам.

Играет роль и общая экономическая ситуация. Выступлений стало гораздо меньше, гонорары упали. Сейчас 80% наших концертов проходят в Украине и 20% — за границей, в Европе, Америке и Канаде. Мы и раньше ездили в эти страны, но теперь делаем это гораздо чаще. Во-первых, там вырос спрос на украинскую музыку, во-вторых, мы сами стали в этом больше нуждаться.

Если кто-то ездит в Россию — это дело их совести. Я никого не осуждаю.

Знаю, что в российских СМИ меня не раз называли "пособником террористов". Это больно для любого артиста, но я понимаю, что не могу для всех быть хорошим. Тем более, так обо мне думают далеко не все люди в России, а только какой-то процент тех, кто верит пропаганде СМИ.