Разделы
Материалы

Наскальная живопись XXI века. Кто и зачем разрисовывает стены городских домов

Мария Бондарь
Фото: birdinflight.com

Фокус пообщался с несколькими художниками о том, как уличное искусство меняет облик городов

В Киеве на улице Артема появился мурал, посвященный Михаилу Грушевскому - историку, ученому и первому президенту Украины. Художники начали работу над портретом 14 ноября, для его создания использовали более 150 аэрозолей различных цветов. Общая площадь мурала - 160 кв.м.

Чуть ранее в Киеве появился самый масштабный в Европе арт-объект. Только ленивый не обсуждал появление 53-метрового портрета девушки в вышиванке на стене киевской многоэтажки. Войдет ли эта работа австралийского художника голландского происхождения Гвидо ван Хелтена в Книгу рекордов Гиннесса, пока неясно, однако новую страницу в истории киевской уличной живописи она определенно откроет. Речь о мурале — изображении, нанесенном краской на поверхность стены дома.

Для создания такого арт-объекта требуется разрешение местных властей. До сих пор украинские чиновники относились к разрисовыванию стен домов как к проявлению вандализма. Если художник выполнял заказ коммерческой структуры, с местными администрациями договаривались бизнесмены. Когда речь шла о независимом искусстве, на получение разрешений уходили месяцы. И вот наконец арт-революция, о необходимости которой так долго говорили, свершилась: киевский мэр патронирует проект City Art, в рамках которого несколько муралистов творили на стенах домов, расположенных в центре и спальных районах столицы.

Изображение девушки в вышиванке — самый крупный мурал проекта. Кроме него были портреты знаковых для Украины личностей и просто фантазии художников. На Михайловской появился портрет погибшего на Майдане Сергея Нигояна, на улице Туполева — "Летающий слон", на Гончара — абстракция "Писатель за работой".

Предполагая, что будущее муралов в Украине светлое и прекрасное, Фокус пообщался с несколькими художниками о том, как уличное искусство меняет облик городов.

Гвидо ван Хелтена

австралиец,
автор огромного мурала, посвященного красоте украинских женщин

— Идеология современного города – холодное, серое равнодушие к соседям, к своему безликому району, двору, дому. Стрит-арт делает городских жителей счастливее, меняя их отношение к месту, где они живут. Роспись уличной стены заставляет увидеть красоту в повседневности. В конце концов, заставляет обратить внимание на то, что это их среда обитания, и, наверное, стоит приложить усилия, чтобы сделать ее чище, ухоженней, безопасней, веселей.

Однажды меня пригласили в Нуук — столицу Гренландии — в такой, знаете ли, унылый, скучный район на окраине. Я расписывал стены и наблюдал, как появление цветных рисунков на домах влияет на местных жителей. Они как будто пробуждались, начинали понимать, что этот район по сути их дом. На окраине Киева тоже есть несколько районов, которые неплохо бы разрисовать и "разбудить".

Я приезжал в Украину несколько раз минувшим летом и в начале осени по приглашению тех, кто спонсировал создание муралов. Я очень много путешествую, рисую на стенах в разных городах мира. У меня на родине, в Австралии, как бы парадоксально это ни звучало, просторно, но тесно. Не хватает истории, не хватает глубины.

Я езжу по миру в поисках новых знаний, образов, культурных прозрений, в поисках вдохновения. Девушка в вышиванке, которую я нарисовал в Киеве, — вымышленный персонаж, собирательный образ, возникший в моем сознании после того, как я посвятил какие-то время изучению украинской истории и культуры. Ну и, конечно, место создания рисунка повлияло на образ — форма и высота дома, его расположение, даже плитка, которой выложена стена. Узор на рубашке состоит из квадратиков — это выборочно зарисованные красным клеточки облицовочной плитки.

Алексей Бордусов

киевлянин, участник художественного дуэта Interesni Kazki, пишущего муралы в Украине, США, Франции, Испании, Бразилии, Италии и Мексике. Одна из самых заметных украинских работ — "Святой Юрий" в Киеве на Большой Житомирской

Алексей Бордусов, киевлянин, участник художественного дуэта Interesni Kazki, пишущего муралы в Украине, США, Франции, Испании, Бразилии, Италии и Мексике. Одна из самых заметных украинских работ — "Святой Юрий" в Киеве на Большой Житомирской:

— Мне нравятся сочные насыщенные цвета — в солнечных странах, где много света, такие краски выглядят очень гармонично, а у нас — контрастируют с городской серостью.

Видели, как преобразился киевский спальный район Святошино? Глава районной администрации Илья Сагайдак пригласил для этого европейских художников, они создали много интересных рисунков.

Мурал влияет на ценность недвижимости только, если является частью девелоперского проекта, предполагающего серьезные инвестиции в улучшение условий жизни. Недавно мы вернулись из Сан-Пауло, где участвовали в таком проекте. До этого делали то же самое в Майами и Детройте. В Украине системного девелоперского бизнеса практически нет, никто не восстанавливает старые здания, вместо этого предпочитают строить новые. К тому же стрит-арт у нас пока не воспринимается как нечто ценное. Я, например, никогда не рассчитывал, что, разрисовывая стены, превращу свой родной Виноградарь в престижный район, хотя очень много там работал. Кстати, живу там до сих пор. Иногда мне хочется, чтобы какой-то стрит-арт-художник расписал стену моего дома. Сам я этого не делаю, потому что своя работа быстро наскучит.

Я присмотрел несколько стен в Киеве, которые неплохо бы расписать, но с разрешениями в нашем городе все непросто. Санкцию на создание мурала на Шулявке возле Индустриального моста мы ждали не один год. Иногда владельцы объектов недвижимости сами зовут нас и просят что-нибудь нарисовать, но место должно вдохновлять.

Пожалуй, самый вдохновляющий пример я видел на Сицилии. Я побывал там, где по легенде Одиссей ослепил Полифема, и расписал стену муралом, посвященным этому фрагменту. Конечно, тема зависит не только от места, но и от времени. К примеру, в прошлом году мы обращались к патриотическим символам, такое было настроение. Сейчас я не стал бы этого делать — с патриотическими мотивами и так уже перебор.

Илья PSYFOX

художник-дизайнер, бывший граффити-райтер, автор мурала "Спящий Будда" на стене "Мыстецького арсенала"

— Все началось с наскальной живописи. Считайте, что муралы пришли к нам из первобытных времен. Они эволюционировали, менялись. В начале ХХ века очень много для развития муралистики сделал мексиканский художник и политик Диего Ривера. Его дело продолжил Пабло Пикассо, вы наверняка слышали про "Гернику", очень большую картину, посвященную нацистской бомбардировке в Испании, это тоже, по сути, мурал.

Муралистика — искусство, хотя не все это признают. Причем на создание мурала часто требуется потратить гораздо больше времени и сил, чем на стендовую картину. Одна небольшая стена расписывается примерно две недели. На большой мурал уходит месяц.

Я уж не говорю о 20 литрах краски, самой разной и отнюдь не дешевой, валиках и прочих приспособлениях, которые надо купить. В среднем, чтобы сделать большой настенный рисунок, нужно потратить 15–20 тысяч гривен, так что муралистам сложно работать без спонсоров, а желающих финансировать такие вещи, к сожалению, не так уж много.

Фото: artukraine/Алиса Ложкина,
Facebook/Aec Interesni Kazki, Facebook/Ilya Psyfox