Разделы
Материалы

Технологический патриотизм: как доверие к своему производству стимулирует экономику

Ставка на технологичные товары – путь многих экономик, совершивших прорыв в последние годы. Украине такой сценарий тоже подходит – здесь не только когда-то делали ракеты, но и сегодня работают современные предприятия, поставляющие технику на рынки ЕС. Другое дело, что годы использования иностранных товаров убедили украинцев, что доверять стоит только импортной продукции, поэтому относительно техники made in Ukraine сформировались устойчивые стереотипы

Причина недоверия к продукции, сделанной в своей же стране, кроется еще в советских предубеждениях – тогда все были уверены, что стоящую бытовую технику могут производить только за границей. Сегодня ситуация иная, но избавиться от мнения, сформированного годами, намного сложнее. Интересно, что столкнулись с такой проблемой даже международные компании, открывшие производство в Украине.

Так, например, компания Electrolux, которая открыла завод по выпуску стиральных машин в Ивано-Франковскееще в 2011 году. Старая производственная база была полностью обновлена – установлено новое оборудование, проведено обучение персонала, внедрены международные стандарты качества. С тех пор там выпускают стиральные машинки, которые хорошо продаются в странах ЕС и при этом отвечают локальным требованиям украинцев. С конвейера сходят узкие стиральные машины с полноценным объемом загрузки, что наиболее востребовано в стране, где в большей части домов совсем небольшие ванные комнаты. Несмотря на такие преимущества, в самой компании Electrolux заметили, что украинцы чаще стремятся найти те же модели, но европейской сборки.

"Это очень по-советски верить, что лучше там, где нас нет. Европейских партнеров удивляют такие предубеждения, ведь там давно привыкли доверять бренду, который гарантирует качество, а не стране производства, – комментирует Александр Кузик, директор ДП "Электролюкс ЛЛС". – У нас же есть, как минимум, явное незнание того, что в стране делают технику. А еще хуже – недоверие только из-за указания адреса. Чтобы исправить ситуацию мы создали платформу "Техно Юкрейн", где пытаемся разобраться с вопросом".

Действительно, в рамках проекта "Техно Юкрейн" проводятся опросы потребителей, а также публикуются статьи с примерами технологичного производства в Украине, чья продукция популярна в Европе. По мнению создателей проекта –преодоление стереотипов может стать первым шагом к повышению интереса инвесторов, а значит, возможностью привлечь западные компании.Приход таких гигантов как Electrolux на самом деле выгоден Украине. Дело в том, что западная компания задействует местных поставщиков, требуя с них, конечно, европейского качества. В такой ситуации выигрывают все – международный бизнес получает новые мощности и рынки сбыта, отечественные поставщики усиливают экспортный потенциал, в национальную экономику попадают дополнительные средства и создаются рабочие места, а потребители могут приобретать надежные устройства, сделанные в их стране.

Более того, из такой цепи поставщиков может появиться и свое производство. Именно по этому пути ранее пошли многие китайские компании. Изначально они занимались сборкой, а теперь выпускают и собственную продукцию. В Украине этот процесс еще на самых первых стадиях, но уже сейчас около 50% себестоимости стиральной машины с Ивано-Франковского завода приходится на украинских производителей. Все условия для развития технологичного производства в нашей стране есть – осталось преодолеть стереотипы.