Военно-историческая реконструкция — так называют свое хобби любители бряцать оружием, испытывать романтику побоища и при этом не слишком рисковать жизнью. В потешном бою могут отрубить палец, но голова с плеч не покатится. Любительский театр военных действий развернулся неподалеку от центра Киева, на обычной школьной спортплощадке
Около тридцати человек, облаченных в сверкающие доспехи, готовят свое оружие к предстоящему бою. "Стенка на стенку" особенно нравится любителям исторической реконструкции: такую свалку в кругу знатоков именуют "бугуртом". Этого слова нет в словарях, но считается, что именно оно исторически правильное. По крайней мере, в его звучании слышится и необузданная энергия, и стук сшибающихся щитов.
Немец, англичанин и русский
В бугурте, как в анекдоте, сходятся немцы, англичане и русские. Три группы латников изображают германцев графства Гессен, дружинников-русичей и йоркско-ланкастерских рыцарей: все они примерно из одной эпохи. "Время" действия и "национальная принадлежность" участников может меняться в зависимости от их пристрастий и вдохновения. Нет постоянного состава и в командах: например, сегодня немцы бьются против англичан, причем в обеих "армиях" имеются русские витязи.
Из-под сияющего металла у некоторых выглядывают пятнистые штаны и ботинки с высокой шнуровкой, больше подходящие коммандос. Что касается оружия — и на вид, и на ощупь оно вполне годится для мясорубки.
Приглашение "выяснить отношения" своим единомышленникам послали "гессенцы". Да и правила, по которым предстоит сражаться, разработаны лично предводителем военно-исторического клуба "Гессен" Михаилом Видейко.
— Можно использовать мечи, алебарды, топоры или копья, — рассказывает Михаил. — Воин обязан покинуть ристалище в случае, если его свалили на землю либо он пропустил три точных удара по голове. Запрещено наносить удары в заднюю часть колена, в кисти, шею и пах. Каждому участнику необходима металлическая защита корпуса — кираса, кольчуга либо чешуйчатый доспех; обязательно должна быть защищена голова, шея и основные суставы.
Доспехи для человека средней комплекции весят до 30 кг. Немалый вес, особенно для женщин, которые, как выяснилось, также участвуют в сражениях. Сегодня, впрочем, на арене лишь одна из них. Татьяна одета в чешуйчатый доспех и вооружена двуручным топором. Ее супруг — "русский воевода". Их сын четырех лет носится по спортплощадке в трехкилограммовом шлеме, кожаной поддевке и размахивает детским, но не игрушечным мечом.
— Когда подрастет — тоже будет заниматься военно-исторической реконструкцией. Мы с мужем считаем, что это полезно, интересно и достойно. Иначе бы не увлекались этим, — говорит мама воинственного мальчугана.
Рубит, колет, режет
"Полководцы" выстраивают войска и осматривают поле предстоящего боя. В битве участвуют воины с различным вооружением, а значит, тактика сражения имеет значение. По команде, прикрываясь щитами и сохраняя строй, воины начинают сходиться. Зрители предупреждены: приближаться к дерущимся нельзя — мало ли что случится в горячке. Первым преуспел англичанин, с размаху угодивший боковым ударом топора в голову неприятеля. "Убитый" грузно оседает. На его шлеме красуется свежая вмятина.
Заходя с тыла, русский богатырь, весом не менее центнера, предпринял попытку выбить из бугурта сразу нескольких врагов — свалить их с ног своим телом. Но не успел: из-за подсечки соперника его ноги запутались, он потерял равновесие и, грохоча кольчугой, рухнул на землю.
Топоры скрестили предводители германцев и англичан. Десятисекундный обмен ударами — и англичанин повержен. Кто-то из рубак, не дожидаясь конца схватки, выбрался из сечи, подошел к зрительнице (девице, облаченной в средневековое платье) за платком — утереть кровь с лица. Еще минута и на арене уже рубятся не более восьми бойцов. От тяжелых ударов они валятся друг за другом, пока на ногах не остается лишь один — германец. Боевым кличем он провозглашает победу "Гессена" в этой битве. Которая, кстати, длилась меньше, чем требуется на прочтение этого текста.
Минус палец
Один из "павших" поднимается с земли и, кривя лицо от боли, принимается растирать опухший локоть. Удар пришелся в аккурат по суставу, на руке видна багровая гематома.
— В принципе, металлические доспехи неплохо защищают, да мы и не боимся травм, — говорит Иван. — Синяки для меня — обычное дело. Реже бывают переломы, но это тоже естественно. Неестественно — когда наносят черепно-мозговые травмы или отсекают пальцы рук. Вот у нас пару месяцев назад парень лишился третьей фаланги указательного пальца. Зрелище, конечно, не из приятных…
Оружие и доспехи любители военно-исторической реконструкции обычно изготавливают вручную. Все стараются одеваться "близко к теме". Чем "аутентичнее" выглядит вещь, тем она, разумеется, дороже. За доспехи, созданные по старым технологиям, приходится выкладывать фантастические суммы. Михаил Видейко, также занимающийся производством доспехов, поясняет:
— Повторять изделия, над которыми несколько веков назад работали настоящие мастера своего дела, — очень сложно и дорого. Есть три уровня исторической достоверности: точная копия вещи или ее существенных особенностей, либо стилизация, похожая на оригинал. Достоверная реконструкция стоит около $80 тыс. Комплект европейского рыцаря среднего правдоподобия обходится гораздо дешевле — около $2 тыс. Из них $300 — шлем, $100 — щит, $400 — меч, $100 — кинжал, $1000 — амуниция.
Всего в стране сыщется не более полутысячи любителей военной реконструкции. Среди них можно встретить не только молодежь, но и людей в возрасте, объединенных страстью к исторической науке. Главные украинские центры, где культивируется увлечение — Киев, Луцк, Львов, Херсон и Судак. А любимые модели — знаменитые сражения средневековья: Куликовская битва, Грюнвальд, осада Мальборка. Интересуют реконструкторов и более поздние времена. К примеру, каждый год под Москвой, на том самом месте, где встретились армии Кутузова и Наполеона, проходит грандиозное шоу по мотивам Бородина. На него съезжаются фанаты со всего мира.
Как сплести кольчугу