Разделы
Материалы

Кроме Украины, Майдана и АТО, есть еще звезды и другие планеты, — Алексей Арестович

Тамара Балаева
Фото: Александр Чекменев

Блогер и военный обозреватель Алексей Арестович рассказал Фокусу о том, что поможет женщинам на грани развода, почему люди не доверяют мужчинам с маникюром, как отвлечь людей от пива и заставить их думать о развитии цивилизации

Алексей Арестович — военный эксперт, актер, философ, психолог и телеведущий. В свои 40 лет, кроме всего перечисленного, Арестович успел стать кадровым офицером ВСУ, начать проводить психологические тренинги и индивидуальные консультации, создать курс по обучению искусству драматической импровизации и написать книгу "Азбука Хирона. Начальный курс импровизационной драмы". При этом Арестович гордится тем, что у него нет академического образования ни в одной из сфер, в которых он работает. "Я предпочитаю самообразование учебе в университете", — говорит он.

Арестович — один из тех, кто прославился в Facebook во время Майдана. Сейчас у него 100 тысяч подписчиков, часть из которых считает его мессией. Арестович уверен, что его предназначение — изменить коллективное бессознательное жителей планеты. Для этого он пишет свои посты в соцсети и ведет передачу "Философские этюды".

— Философские вопросы близки абсолютно всем. И моя задача — популяризировать не академическую философию, а философию как образ жизни. Например, когда отец наказывает сына за "двойку", его подсознание делает выбор между милосердием и справедливостью. А это уже философский вопрос. Старые паттерны поведения и концепции перестают объяснять мир и уже не отвечают на три главных вопроса человека: "Кто я?", "В каком мире я живу?" и "В каких отношениях я с миром?".

Про паттерны переведите на общечеловеческий язык, пожалуйста.

— Например, устаревшее понимание ролей мужчины и женщины. Сейчас в Украине очень много разводов. Это происходит как раз из-за того, что отношения между полами меняются. Ко мне приходит какая-то условная тетя Маша и не понимает, почему она в пятый раз разводится с мужчиной. Все советуют ей надеть каблуки, отрастить волосы и пойти на йогу, но дело ведь не в этом. Тетя Маша должна ответить для себя на два вопроса: "Кто такая женщина?" и "Кто такой мужчина?"

Такие же устаревшие понятия движут людьми и в профессиональной сфере. Как детей готовят к взрослой жизни? В детском саду и в школе из них растят работников, которые будут восемь часов в день, пять дней в неделю ходить в офис, на стройку или еще куда-то. Это больше не подходит людям. Мир вокруг меняется, и люди перестают понимать себя.

Алексей Арестович: "Люди привыкли, что если человека называют экспертом, то это такой серьезный ученый муж, который 30 лет изучал что-то одно. А тут им показывают какого-то хлыща с маникюром, похожего на плейбоя и совсем не похожего на военного, и говорят, что это военный эксперт"

Люди во время Майдана нуждались в коллективной психотерапии

Сейчас у вас 100 тысяч подписчиков в Facebook. Как вы стали блогером?

— У меня была страничка в Facebook, и там было где-то 30 подписчиков. Я описывал какие-то случаи из жизни, писал афоризмы. А когда начался Майдан, я увидел, что народ растерян и не знает, что делать. Я вез дочку в деревню в Житомирской области и за рулем написал "Стратегию теплого океана" (блог Арестовича в Facebook, написанный в начале декабря 2013 года. В нем он рассказывает, почему возник Майдан и как он может победить систему. — Фокус). В этой деревне нет связи, я пробыл там три дня, а когда вернулся, увидел, что у меня уже 35 тысяч подписчиков и куча пропущенных звонков от телеканалов. На самом деле я был родоначальником жанра Facebook-статей, разъясняющих происходящее.

Почему во время Майдана и АТО оказались настолько востребованными блогеры-гуру?

— Потому что люди нуждались в объяснении происходящих событий, в коллективной психотерапии. Лично я не делал никаких усилий, чтобы себя раскрутить. Я просто помогал, как мог.

Люди нуждались в том, чтобы им объяснили происходящее. А вы нуждались в людях, которые слушали бы вашу точку зрения о событиях?

— Нет. Для меня это как помочь подняться женщине, которая упала на улице. Не думайте, что популярность — это только приятное. Да, есть люди, которые меня поддерживают, но ровно столько же людей меня ненавидят, присылают угрозы, устраивают разоблачающие кампании. Кроме того, мое отношение к популярности не такое, как у среднестатистического человека. Нельзя одновременно быть психологом и позволить своей голове кружиться от популярности.

Вы говорили о разоблачительных кампаниях. Как вы считаете, почему часть читателей не доверяет вам?

Алексей Арестович: "Люди сами ставят себе низкую планку, в этом и проблема. На самом деле очень много вопросов решается, когда человек просто поднимает глаза и видит, что, кроме Украины, Майдана и АТО, есть еще звезды и другие планеты"

— Думаю, потому что я занимался в жизни очень разноплановыми вещами. Был военным, актером, психологом. Люди к такому не привыкли. Они привыкли, что если человека называют экспертом, это такой серьезный ученый муж, который 30 лет изучал что-то одно. А тут им показывают какого-то хлыща с маникюром, похожего на плейбоя и совсем не похожего на военного, и говорят, что это военный эксперт. Конечно, они ему не верят. Меня не задевает такое отношение. Люди находятся в плену концепции, которую усвоили еще в детстве.

Кстати, как вы стали военным экспертом?

— Я не считаю себя военным экспертом. Эксперт — это человек, который занимается какой-то отраслью профессионально, изучает ее. Я просто высказываю личное мнение, поэтому считаю себя обозревателем. Журналисты начали называть меня экспертом после того, как нашли информацию о том, что в 2008 году я описал возможный сценарий захвата Крыма Россией, и он на 95% совпал с тем, что произошло. На самом деле предсказать эти события было несложно. Все ведь началось не внезапно. До этого была Тузла, Абхазия, Приднестровье. Россияне везде реализуют одну и ту же схему. Нужно просто ее изучить. А я какое-то время служил в структурах, где учили анализировать информацию. Я умею видеть микропризнаки будущего в настоящем. Ведь хороший врач может диагностировать ангину, когда пациент еще не открыл рот.

Facebook стал намного умнее за последние два года

Есть ли сфера, в которой вы себя еще не пробовали, но хотели бы?

— Нет. Я выстроил свою жизнь так, чтобы заниматься только тем, чем хочу, и в том режиме, в котором хочу. Единственное — я хотел бы получить реальные рычаги воздействия на социум и изменить коллективное бессознательное.

Для чего?

— Знаете, у Рэя Брэдбери был наивысший процент сбывшихся предсказаний среди писателей-фантастов. Но после 1985 года его предсказания перестали сбываться. И когда журналисты спросили его, почему так, он ответил: потому что человечество — сборище идиотов. Они могли бы осваивать космос, но выбрали Facebook и пиво. Я хочу сделать так, чтобы люди переориентировались с пива на дальнейшее развитие цивилизации. В идеале я хочу дожить до момента, когда человечество построит базы на планетах Солнечной системы. Только тогда люди смогут увидеть себя со стороны, и это откроет им глаза на то, что происходит в космосе и в микрокосмосе.

Как вы собираетесь это делать?

— Лев Толстой, написав "Анну Каренину", "Крейцерову сонату" и "Воскресение", что-то изменил в понимании людей о семейной жизни. Это значит, что любой человек может сделать такую минимальную работу. Просто все зависит от того, как ты работаешь над собой, какие индивидуальные усилия прикладываешь. Мне каждый день пишут сообщения: "Создавай свое движение и меняй что-то в стране". Но пока я наблюдаю, все время спрашиваю у себя, пришло ли время. После Майдана я пробовал собрать людей и посмотреть, насколько они готовы к общественной работе. Они не готовы. Я жду, что внешние события, повтор одних и тех же сюжетов их чему-то научит. Люди сами ставят себе низкую планку, в этом и проблема. На самом деле очень много вопросов решается, когда человек просто поднимает глаза и видит, что, кроме Украины, Майдана и АТО, есть еще звезды и другие планеты.

Алексей Арестович: "У Рэя Брэдбери был наивысший процент сбывшихся предсказаний среди писателей-фантастов. Но после 1985 года его предсказания перестали сбываться. И когда журналисты спросили его, почему так, он ответил: потому что человечество — сборище идиотов. Они могли бы осваивать космос, но выбрали Facebook и пиво"

Думаете, проблема украинцев — в том, что они зациклились на себе?

— Я думаю, что если человек долго подвергался воздействию негативных факторов, он становится существом с пораженным, больным мозгом. И эта болезнь передается на генном уровне. Последние 400 лет Украину на все лады ломали и калечили, поэтому все мы генетически пораженные люди. Я хочу вылечить нацию. Для этого нужно заехать в каждый областной центр и, образно говоря, зажечь там свечи. Все культурные революции начинаются ведь с маленьких кружков, где собираются небезразличные думающие люди. Кроме того, я пишу посты, которые, в среднем, набирают по тысяче лайков. Каждая тысяча лайков — это 30–35 появлений публикации в ленте. Не у каждого национального СМИ есть такая большая аудитория. Так что я делаю свою работу, лечу коллективное бессознательное.

Вы уже видите результаты своей работы?

— Человек и коллектив меняются двумя способами. Через системную работу и катастрофу. Катастроф в последнее время хватает, поэтому публика склонна меняться. Люди стали более критично реагировать на информационные вбросы. Вообще, Facebook стал намного умнее за последние два года.

Фото: Александр Чекменев