Кто и зачем создавал мифы о Западной Украине и ее жителях и какие из мифов имеют отношение к реальности
"Крымчане думают, что в Западной Украине их ненавидят, на западе — что в Крыму их могут побить из-за украинского языка, — объяснял мне на вершине карпатского двухтысячника Поп Иван Володя, житель Косовского района Ивано-Франковской области (дело было за год до Майдана, ксенофобскую истерию, приведшую к "крымской весне" и войне на востоке Украины, еще не включили). — Кому это нужно? Только политикам".
Я, крымчанин, соглашался, ведь во время путешествия по Западной Украине убедился, что образ кровожадного западенца, старательно культивируемый в Крыму во время каждых выборов, не имеет ничего общего с реальностью.
Некоторые регионы Украины — чемпионы по количеству мифов, укоренившихся в массовом сознании. Любопытно, что они расположены по краям украинской географии: практически никто не сможет припомнить характерные черты, скажем, жителей Черкасской области, зато о западенцах или дончанах знают очень много. Фокус собрал самые распространенные мифы о Крыме, Донбассе и Западной Украине и попросил жителей этих регионов прокомментировать их.
*********
Игорь Лильо, львовский историк, экскурсовод
Миф №1
Все западенцы — бандеровцы, у каждого в огороде зарыт автомат
Фото: Павло Паламарчук
Бандеровцы — это только название, образ, им нельзя характеризовать все население Западной Украины. Здесь много людей, которые не являются этническими украинцами, а именно для украинцев более характерна бандеровская идеология. Например, ее совершенно не принимают поляки. Хотя известно, что в бандеровских отрядах были представители этнических меньшинств, начиная от выходцев из Средней Азии — бывших красноармейцев, заканчивая евреями-врачами, которые помогали УПА. Кроме того, Западная Украина неоднородна, и бандеровцы в ней были распределены неоднородно: в некоторых регионах Закарпатской области, расположенных ближе к границе с Венгрией, их вообще никогда не было.
Многие, поддерживая идею независимой Украины, при этом не являются бандеровцами. И многие из тех, кто считает Бандеру героем нации, не вникают в суть его идеологии, не знают, что бандеровская идея со временем эволюционировала: бандеровцы до 1939 года отличаются от бандеровцев после 1943 года. Когда Бандера был еще жив и возглавлял достаточно радикальное движение, у него были серьезные дискуссии с украинскими политическими либеральными партиями.
Конечно, автоматов в каждом огороде у нас нет. В свое время советская власть эффективно поработала в плане того, что бандеровцам не удалось удержать ситуацию. Причем даже не им, а УПА. В Украине, не говоря уже о соседях, часто не отличают ОУН — Организацию украинских националистов от УПА — Украинской повстанческой армии. ОУН — это политическая организация, отвечающая за идеологию, а УПА — военная сила. Возможно, приведу не очень корректный пример, но это как Ирландская республиканская армия и ее политическое представительство — партия Шинн Фейн, которая не воевала.
Миф №2
Западенцы не терпят русских, за слово по-русски готовы убить
Фото: hivemind.com.ua
Конечно же, это вранье. Во время последней переписи населения приблизительно 14–17% жителей Львова признавали русский родным языком. Эти люди — не обязательно этнические русские, среди них могли быть литовцы, евреи, греки, поляки. Чтобы поубивать всех русскоязычных жителей Львова, нам нужно "съесть" приблизительно 120 тысяч горожан. Мы стараемся, конечно, — распятые мальчики и эпилептические бабушки на каждом углу. Но вы можете себе представить процесс убийства за русский язык 120 тысяч населения в современном Львове?
Другое дело — почему русский язык на этой территории вызывает отторжение. Это был язык режима, который сюда пришел в 1944 году. Иногда я думаю, что если бы советская власть говорила на другом языке — грузинском, узбекском, эти языки попали бы под раздачу. Потому что человека, который отдавал приказ убивать западных украинцев, звали Джугашвили, Берия тоже не был этническим русским, тем не менее, они со всеми говорили по-русски. Поэтому и возможно негативное восприятие, сказывается историческая память. Сегодняшняя война, конечно, усилила эту тенденцию. Это элемент самозащиты.
Миф №3
Западенцы — селяне, не вылезающие из огородов
Это правда, что до 1939 года украинцы составляли большинство сельского населения. Но неуважительное отношение к селянам — это фактически плевок в своих предков. Если посмотреть на выдающихся деятелей Украины, они все выходцы из села.
Те, кто пренебрежительно говорит о селянах, как правило, хочет подтвердить своей логикой, что приход советской власти в Западную Украину в 1944 году принес сюда цивилизацию. Эти люди так пытаются себя легитимизировать. По этому поводу во Львове есть очень хороший тест. Я очень четко идентифицирую людей, когда они пытаются меня убедить в том, что являются коренными львовянами: почти всегда это говорит тот, кто знает, что его отец или дед был привезен сюда после 1946 года. Коренных жителей, которые живут здесь уже в третьем поколении, во Львове к 1991 году было не больше 15%. Это оставшиеся поляки и те украинцы, которых не добила советская власть.
У меня такое впечатление, что высказывания о селянах говорят о страхе, что когда-нибудь возникнет вопрос реституции, возвращения имущества, поэтому люди пытаются таким образом оправдать себя: мы пришли и принесли вам цивилизацию. Я люблю показывать своим гостям старые канализационные люки на улицах Львова. Они здесь лежат еще со времен Австрии и Польши. Вопрос: раз пришла такая офигенная цивилизация, могли бы за 75 лет хоть трубы поменять?
Миф №4
Почти все западенцы ездят на заработки в Европу
Фото: tyachivnews.in.ua
Если сейчас все западенцы уедут из Сибири, остановится значительная часть нефтегазового комплекса России. В Ивано-Франковске есть знаменитый институт нефти и газа, который обеспечивал нефтяниками весь Советский Союз. Его построили именно здесь, потому что до 1918 года Западная Украина была на третьем месте в Европе по добыче нефти и газа. До 1968 года ее газом грели значительную часть Украины и европейской России. Когда он закончился, в природные подземные хранилища стали закачивать газ, который идет из Сибири в Западную Европу. Поэтому традиционно население Западной Украины ездит на заработки в Россию. Там оно работает не только в нефтегазовой отрасли, но и в других отраслях. Что интересно, как правило, нам пеняют за заработки те, кто в советское время на школьных уроках глотку драл, как пионер, "что каждый труд у нас в почете"! Люди работают, и за это их надо уважать.
До 1991 года ездили только в Россию, а после, когда открыли границы, поехали на Запад. Женщины работают сиделками, присматривают за пожилыми людьми, в основном в Италии, многие выезжали в Германию. Мужчины, освоившие строительные специальности, ездили в Польшу, Испанию, Португалию — в те страны, где Евросоюз закрывал глаза на нелегальные заработки, чтобы дать им возможность скорее достичь европейского уровня.
Западные украинцы всегда были мобильными: нет работы здесь, я поеду туда. Многие жители других регионов, с советских времен приученные к тому, что нужно всю жизнь работать на одном месте, создавать династии, были привязаны к так называемым градообразующим предприятиям и не были готовы к переквалификации. У нас люди оказались более "эластичными". Более того, социологи мне рассказывали, что за последние 20 лет они заметили в Западной Украине резкий рост материнского авторитета и резкое падение авторитета отца. Потому что женщины смогли лучше приспособиться к тяжелым ситуациям, оказались более мобильными, и рынок труда для них оказался бо̀льшим. Этот процесс важен тем, что изменяет так называемую патриархальную семью. Влиятельность мужчин и женщин уравновесилась. В восточных культурах патронимизм очень ярко выражен: ты баба, твой день 8 марта. Здесь это не проходит.
Миф №5
Запад страны — это скорее Польша, чем Украина
Фото: пресс-служба ГПСУ
Это могут утверждать только те люди, которые не жили в Польше, Румынии, Венгрии или Словакии. Но, пожив там, они поймут, что западные украинцы отличаются от своих соседей.
Да, мы регулярно бываем в странах Евросоюза, потому что они рядом. Точно так же, как жителям, скажем, Донецка или Харькова проще ездить в Россию. Если создавать такие стереотипы, можно сказать, что Сумщина — это Россия, потому что она рядом. Неправда. Я был в этом краю не один раз, разговаривал со многими людьми, они имеют четкую украинскую самоидентификацию, "русский мир" туда не пришел.