День влюбленных – черный день для растений-первоцветов, занесенных в Красную книгу. И – прибыльный для тысяч браконьеров
В День святого Валентина, который у нас принято отмечать уже несколько лет, любимых одаривают как минимум цветами. Роскошный букет роз – а их никак не назовешь исчезающими растениями – далеко не всем по карману. А первоцветы стоят куда дешевле, но в природе они встречаются гораздо реже.
Если продавец говорит, что сам собирал подснежники в лесу, и дело происходит не в Крыму и не в Карпатах, он врет: подснежники, которые растут, например, в Киевской области (их, кстати, тоже запрещено собирать), обычно появляются только в конце марта.
Как рассказал Фокусу заместитель председателя Национального экологического центра Украины Алексей Василюк, торговля первоцветами – это отлаженный и поставленный на конвейер бизнес. Одни собирают цветы, другие составляют букеты. Их продают оптовикам, а те, в свою очередь, развозят их по стране и в разных городах перепродают своим агентам – тем самым бабкам-торговкам. На выходе цепочки букетик стоит 10–20 гривен.
– На каждом таком букете, – говорит Алексей Василюк, – навар составляет полторы гривны, а ущерб от сезонных набегов браконьеров исчисляется несколькими миллионами гривен.
Вся флора, занесенная в Красную книгу, подразделяется на категории. Ущерб от уничтожения первоцветов, в зависимости от вида растений, оценивается от 9 до 15 грн. за один цветок. Их в каждом букете в среднем шестьдесят. В одном ящике оптовика может быть до 10 тыс. букетов.
– Если посчитать, то получается колоссальная сумма. Если бы браконьеров наказывали штрафом в размере нанесенного ими урона, ситуацию можно было бы изменить коренным образом. Но у нас нет ни одного факта судебного взыскания таких штрафов, – отмечает г-н Василюк.
Правда, защитник природы говорит, что в Киев на продажу стали привозить первоцветов в пять раз меньше, чем три года назад. Но в остальных городах их сбыт не уменьшился.
Способ борьбы с первоцветным бизнесом – рейды, которые проводят общественные организации совместно с милицией и Государственной экологической инспекцией. По информации директора киевского Эколого-культурного центра Владимира Борейко, в результате таких проверок в прошлом году в столице задержали около 300 торговцев.
– Но официальный штраф в три гривны нарушителей не останавливает, и они снова возвращаются в подземные переходы и на стихийные рынки, – говорит г-н Борейко.
Незаконный и пагубный для природы сетевой бизнес на первоцветах можно было бы ликвидировать, если бы транспортная милиция изымала на вокзалах ящики с растениями: ведь закупают их оптовики на собственные деньги, вкладывая в каждую партию по 20–30 тыс. грн.
– Фактически работа оптовика заключается в том, чтобы купить товар и провести немного времени в поезде. А зарабатывает он на этом до 15 тысяч гривен. Это легкие деньги и большой соблазн, – рассказывает Алексей Василюк.
Но, как известно, спрос рождает предложение. И говорить о полном уничтожении преступного бизнеса возможно только тогда, когда покупатели объявят бойкот продавцам подснежников.