Мастер и Мариэтта. Как знаменитый ученый помогает российским детям любить Украину
Булгаковед Мариэтта Чудакова, подписавшая все письма в поддержку Украины, которые только писались в РФ, — о романе без Мастера, реабилитированном ею стукаче и конкурсе сочинений "Что мне близко и интересно в Украине"
— Мне сказали, что я встречаюсь с медработниками в медицинской библиотеке, нет? Скажите точно, с кем я встречаюсь? Анатомический театр? Надеюсь, не с экспонатами?
Знаменитый литературовед Мариэтта Чудакова к 125-летию Михаила Булгакова прочла в Киеве несколько лекций. Одну из них в Национальном музее медицины — бывшем Анатомическом театре Киевского университета Св. Владимира, где начинал свой путь врача автор "Мастера и Маргариты".
Чудаковой скоро восемьдесят. Маленькая, стремительная, соображающая быстрее, чем все, кто ее окружает. Лекции читает исключительно стоя, живо, умно, не запинаясь. Она поступала на филологический факультет Московского государственного университета, когда там был конкурс 25 медалистов на место. И всю жизнь посвятила науке. О ее работоспособности ходят легенды: говорят, когда она общалась с одной из жен Булгакова, почти не спала неделю — все записывала. "Хотите знать, в чем суть хорошего отдыха? В работе без помех!" — пишет она на своей странице в Facebook.
Ее муж, однокурсник Александр Чудаков, был крупнейшим специалистом по Чехову. Удивительное совпадение — муж и жена изучали жизнь и творчество двух писателей-медиков. Правда, Мариэтта настаивает на первенстве своего "подопечного": "Булгаков обладал характером и силой духа покрепче, чем терапевт Антоша Чехонте! Михаилу Афанасьевичу приходилось во время войны пилить конечности в несметных количествах. Его жена Татьяна Николаевна мне рассказывала: он стоял и пилил кости — руки, ноги, продолжалось это бесконечно. Мне сначала стало дурно, но потом пришлось помогать".
Вот вам и Анатомический театр. Киевское здание, хранимое духами прошлого, приставленными, как гласит легенда, архитектором, "масоном 99 градуса" Александром Беретти. Иначе как можно объяснить 160 лет без капитального ремонта? Как объяснить, что "театр" уцелел при войнах, большевиках, советах и не продан в наше время? Возможно, без мистики Булгакова не обошлось. Здесь он провалил экзамен по гистологии на втором курсе и ушел в академический отпуск.
"Влюбился потому что!", — заступается за писателя первый директор киевского музея Михаила Булгакова Анатолий Кончаковский, который пришел на лекцию Чудаковой в булгаковской широкой бабочке и костюме "с иголочки".
Чудаковой скоро восемьдесят. Маленькая, стремительная, соображающая быстрее, чем все, кто ее окружает. Лекции читает исключительно стоя, живо, умно, не запинаясь
Никакого Мастера не было
Первым человеком, собравшим по крупицам биографию Булгакова, была Мариэтта Чудакова. Его архив разбирала и упорядочивала тоже она. Так случилось, что в шестидесятые годы в Государственной библиотеке им. Ленина единственным "специалистом по советским писателям" была Мариэтта. Она то и дело исправляет идеологический канцеляризм: не "советские писатели", а "писатели советского периода".
Самым волнующим моментом многолетней работы Чудакова называет воссоздание почти уничтоженных глав романа "Мастер и Маргарита" и исследование обстоятельств его написания.
— В первой редакции романа 1929 года никакого Мастера не было и в помине! — восклицает она торжествующе. — Был Феся… и дьявол. Свое произведение Булгаков так и называл "роман о дьяволе". И так же, как Гоголь, посягнул на уничтожение написанного.
Ох и нервны таланты из Украины в московских реалиях.
Мариэтта Чудакова скрупулезно выверяла каждую букву и угадывала в поврежденной тетради названия глав романа. Разорванная тетрадь попала к ней из купленного Министерством культуры у третьей жены писателя Елены Сергеевны Шиловской архива Булгакова. 15 глав, 300 страниц — результат двухгодичной работы молодого ученого, щепетильно относящегося к определениям. "В день удавалось сверить только четыре страницы, дальше внимание рассеивалось, голова не слушалась. Но такая основательная, медленная работа была оправданна, и роман был спасен". Работала Чудакова в период жесточайшей советской цензуры, и результаты своего труда опубликовать, конечно же, не удавалось. Но в 1988 году библия для всех булгаковедов увидела свет — "Жизнеописание Булгакова" Мариэтты Чудаковой.
Закольцованный осведомитель
Почему именно эту девочку шестидесятых "мистик Булгаков" допустил к своей жизни? Научившись в юности различать идеологию и науку, Мариэтта не шла на компромиссы с совестью. В своих работах во время учебы она не упоминала понятие "социалистический реализм" и имена генеральных секретарей ЦК КПСС, как того требовала партийная номенклатура. "Это было ненаучно, я просто не могла, — вспоминает литературовед. — Шансов защитить диссертацию у меня не было. Но свершилось чудо, в прямом смысле, и я защитилась. Один из членов комиссии мне потом объяснил: "ну, мы подумали, что вдруг девчонка что-то знает…".
Мариэтта была верна себе и науке. И побеждала — систему, окружающий мрак, запреты. В этой маленькой женщине чувствуется сила. И эта сила открывала даже наглухо закрытые двери.
— Михаил Афанасьевич, — рассказывает Чудакова, — любил шутить над приставленным к нему осведомителем из НКВД. Булгаков звал его в гости — это был образованный человек, переводчик Эммануил Жуховицкий — и говорил невзначай: "Поеду-ка я за границу жить. И Елену с собой возьму". Жуховицкий удивленно-испуганно говорил: вас вдвоем не выпустят. Но Булгаков усмехался и отвечал, что ему все равно, он-де привык с Еленой Сергеевной за границей бывать. Осведомитель спешил уйти, поскольку у них было правило: именно в день разговора и именно в стенах Лубянки все описать. Но Михаил Афанасьевич всякий раз задерживал разговорами и уговорами, от души потешаясь, глядя на нервные терзания своего визави. Когда тот все же убегал, Булгаков говорил жене: "Надо же! Учился в Оксфорде, а такой…" И стучал костяшками пальцев по столу. Через какое-то время просил: "Елена, позови этого, что-то скучно!"
У Чудаковой с Жуховицким совершенно булгаковская история вышла. Мариэтта Омаровна его искала в списках реабилитированных, поскольку была уверена, что его расстреляли, она хотела найти протоколы допросов. И вот ей отвечают: он был расстрелян, но не реабилитирован — никто за него не просил и прошения не подал. Но это, — говорят ей, — можете сделать вы. И Мариэтта написала заявление. У нее, изучавшей наследие Булгакова, хранится документ о реабилитации его осведомителя. "Булгакову бы понравилось!", — весело восклицает Чудакова.
Булгаков и все
Булгаков хотел уехать. И жалел, что попал в ловушку Сталина, когда тот позвонил ему и спросил иезуитски: "Ну что, выпустить вас, слишком мы вам надоели здесь?" Писатель пробормотал, что должен, наверное, остаться на Родине. Так он думает. "Я тоже так думаю!", — с сильным грузинским акцентом ответил Сталин. И надолго привязал Булгакова к себе.
Булгаков не хотел иметь детей. Мариэтта Чудакова говорит о повышенном чувстве ответственности писателя. Он вылечился от морфинизма, но боялся, что дурная наследственность может отразиться на детях. Чудакова просит: "Не верьте, ни за что не верьте, что он собственноручно делал аборты своим женам! Каждый врач подтвердит, что станет делать операцию близким людям только в самом крайнем, последнем случае. А у Булгакова был первоклассный гинеколог в Москве".
Мариэтта Чудакова говорит ярко, бодро. С увлечением делится, что, исследуя ХХ век, который был до невозможности кровавым и жестоким, она нашла повод для маленького позитива. Дело в том, что опальные писатели и ученые в ссылках… преподавали. А сидя в камерах — меняли мировоззрение уголовников. Свободное течение мысли и слов там, где они для власти уже почти не представляли опасности, позволило в сибирской глуши вырасти талантам, которые со временем превосходили "центровых". И в науке, и в нравственном отношении. И это было очень важным, неоценимым вкладом в развитие, — уверена Чудакова.
Чудакова признается, что были педагоги, которые боялись озвучивать тему сочинения об Украине. Но она научила, как отвечать в случае чего. Нужно напустить грозный вид, сдвинуть брови и сказать сурово: "Вы что это! Мы с народом не воюем"
Украина, как что-то необъяснимо великое
Подписавшая все письма в поддержку Украины, которые только писались в РФ, Чудакова говорит: "Я придумала вот что. Мы ведь не знали совершенно, что делать с этими якобы 86 процентами, поддерживающими известно кого и его чистое безумие. И я придумала объявить конкурс сочинений российских школьников на тему: "Что мне близко и интересно в Украине". Общественный фонд имени Булгакова, который я возглавляю, объявил этот конкурс, а сроком сдачи работ мы назначили 7 мая, чтобы к концу месяца подвести итоги. Я привезла в Киев наспех сверстанную книжечку некоторых сочинений, чтобы успеть вам о них рассказать. Я хочу вас обрадовать!", — добавила Мариэтта Чудесная и зачитала отрывки:
Лилия Акбирова, ученица 4-го "В", Каменск-Уральский Свердловской области
"Я была в Украине, мне очень понравилось. Я побывала почти во всех достопримечательностях Киева! Я ездила на станцию метро "Арсенальная", она очень глубокая! Ее глубина 105 метров"! Когда я приехала домой, я узнала, что Украина — почти самая большая страна Европы!.. Это просто прекрасная страна! Например, в Ровненской области много старых мест и вещей. Ну, например, старый дуб, его возраст 1300 лет! Еще там живет самая древняя географическая карта, ей около 1500 лет, и выбита она на кости мамонта! Я могу говорить миллион раз — это прекрасная страна! Я обязательно поеду туда еще раз!"
Мария Самойлова, Ксения Ахметченко, ученицы 4-го "Б", Каменск-Уральский Свердловской области
"Мы с моей подругой Ксюшей узнали в шесть лет о стране Украина. Об украинском языке мы ничего плохого не думаем, но мы его не понимаем. Но зато нам очень нравится украинская национальная одежда. Она очень красивая и яркая. Украинские песни очень веселые и непонятные. Флаг Украины двухцветный. Мы никогда не были в украинских городах, но хотим побывать в некоторых их них. Еще мы бы хотели побывать в селах и деревнях. Нам кажется, что природа там красивая".
Светлана Бурдова, ученица 5-го "А", Пермь
"Я несколько раз была в Украине. Там очень интересно, красиво, мне запомнились удивительные закаты. Люди добрые, вежливые, уважают свой город. Улицы чистые, мусора нет. Только приезжие люди мусорят и не уважают тех, кто старается содержать свой город в чистоте. Я считаю, что все люди свободны, в том числе и граждане Украины, у них есть право выбора, и, если им не нравится правительство, они не обязаны соблюдать законы, которые им не по душе. Будь я президентом той или иной страны, я бы постаралась решить проблемы без войн, мирным путем".
Диана Мотырева, ученица 5-го "В", Пермь
"Я знаю, что Украина раньше была в России, а сейчас это отдельное государство.
Сейчас Украина и Россия воюют.
Я бы хотела, чтобы все стало как прежде, мирно, ведь по новостям наоборот, все украинцы хотят воевать"
Ирина Пискунова, ученица 5-го "В", Пермь
"…Есть два писателя, которые, можно сказать, провели жизнь в Украине: Гоголь и Булгаков, также там есть президент Порошенко. Поскольку я люблю смотреть телевизор, я знаю, что война там идет 2 года. Я ни разу не слышала украинские песни, мне бы очень хотелось их послушать".
Юлия Ходырева, ученица 11-го "А", Пермь
"…Мне не нравится, что средства массовой информации настраивают Россию и Украину друг против друга. Много молодежи уже презирают Украину только из-за того, что им это внушили по телевизору, родители, друзья. Но на самом деле нужно относиться к украинцам с уважением, лояльно… Не стоит уподобляться агрессивным людям, стоит всегда думать своей головой…".
Ксения Авдощенко, ученица 11-го "А", Пермь
"…Лично я не понимаю, почему люди так агрессивно относятся к Украине. Все эти войны лишь от глупости некоторых правителей".
Артем Боганцев, ученик 7-го класса, Москва
"…Я считаю Украину очень красивой страной. Я всегда очень хотел и все еще хочу выучить украинский язык. Я считаю, что украинский язык невозможно спутать с любым другим. Мне в украинском языке нравится то, что есть такие слова, которые обозначают хорошие вещи, а звучат угрожающе, и наоборот".
Миа Мелани, ученик 10-го класса, Москва
"…Я не знаю, что происходит в Украине на самом деле, и не факт, что узнал бы, даже если бы поехал туда, но уверен, что все мы после разнообразных пируэтов политиков хотим одного — чтобы все это прекратилось, заново наступил бы мир между государствами. Все это когда-нибудь наступит, и мы можем только надеяться, что произойдет сие чудесное событие как можно скорее, а Украина вновь зацветет своим великолепием перед глазами всего мира".
Кристина Смирнова, ученица 10-го класса, Белово Кемеровской области
"…Говорят, что украинцы — очень добрый, радушный и гостеприимный народ! Хочется верить, что отношения между взрослыми людьми России и Украины улучшатся, а нам, детям, делить нечего!"
Владислав Байдак, ученик 5-го "А", Клинцы Брянской области
"Украина — это что-то необъяснимо великое для меня. Украина — это моя Родина.
Я жил на Украине в прекрасном городке Кировске Луганской области. Что невозможно забыть и что часто вспоминается? Дом. Наш милый уютный дом. Перед домом разбиты клумбы с цветами.
….
Украину я люблю не за красоту природы, а за то, что я родился там. Чем дальше уходит время, тем острее начинаешь понимать, что многого уже не вернуть. Дом разрушен, сад уничтожен осколками снарядов, животных наших больше нет. Центральная площадь и улицы города изрыты воронками от мин. Грустно и обидно…".
Мариэтта Чудакова признается, что были педагоги, которые боялись озвучивать тему сочинения об Украине. Но она научила, как отвечать в случае чего. Нужно напустить грозный вид, сдвинуть брови и сказать сурово: "Вы что это! Мы с народом не воюем".
Она обязательно поедет в школы, в которых прошел конкурс, и поговорит с детьми, писавшими сочинения об Украине. И привезет им из Киева подарки. Для этого слушатели лекции быстро наполнили кулек деньгами. Мариэтта не успевала говорить "спасибо" и записывать имя каждого, кто захотел передать подарок.
В этот момент московская гостья выглядела абсолютно счастливым ребенком, посланницей света, несущей знание о тех, кого взрослые всегда сбрасывают со счетов и никогда не спрашивают их мнения. Ну глупо же, право, спрашивать у ребенка, стоит ли красть чужую территорию и убивать для этого людей соседнего государства. Что дитя может знать?
Когда Мариэтта Омаровна зачитывала сочинения, мне на минуту показалось, что она и школьники из Перми, Каменск-Уральского, Брянской области и Москвы верят в нас и нашу страну гораздо больше нас самих. "Такого не может быть!", — чуть не крикнула я на весь полукруг здания анатомического театра, где Булгаков не сдал экзамен по гистологии.
Влюбился потому что.
Фото: Елена Кимельфельд / Facebook