Разделы
Материалы

С карандашами и без красных чернил. Как разгрузили и обновили программу начальной школы

Алексей Батурин
Фото: открытые источники

Фокус узнал у советника министра образования и науки Иванны Коберник, с чего начнется реформа среднего образования и как упростили программу для младших классов

С 1 сентября ученики первых-четвертых классов будут учиться по обновленным программам. Изменения в них обсуждали тысячи педагогов и родителей на публичной интернет-платформе, в течение двух месяцев модераторы Министерства образования и науки систематизировали все предложения и разработали новые учебные планы.

МОН вкратце изложил суть нововведений в своей презентации. Среди них, к примеру, отмена замеров скорости чтения, перенос изучения некоторых тем на более старшие классы, отказ от физкультурных нормативов и дублирования информации в разных предметах. Учителям теперь позволено больше времени уделять сложным темам, они смогут использовать в работе не только учебники. Чтобы ученики не боялись делать ошибки, им позволят писать карандашами, а педагоги откажутся от пометок красной пастой.

Советник министра образования и науки Иванна Коберник уверена, что необходимость изменить учебные программы начальной школы назрела давно. Когда пять лет назад отказались от 12-летней системы обучения, младших школьников слишком перегрузили, из-за этого многим из них было трудно и неинтересно учиться. Главная цель нынешнего изменения программ — сохранить качество образования, но показать, что не только зубрежкой и механической учебой можно достичь результата. Таким образом будет внедряться компетентностный подход в обучении, суть которого заключается в том, что важны не только знания ученика, но и умение ими пользоваться.

Конструктивные предложения

— Главным инициатором изменений в программах начальной школы была министр Лилия Гриневич. Именно ее идеей было выложить программы по всем 13 предметам на открытую платформу EdEra и обсудить их в интерактивном режиме. Любой человек, пройдя авторизацию, мог описать свои замечания: 4 тыс. уникальных авторизированных пользователей оставили более 8 тыс. комментариев. Оказалось, что 90% комментариев оставляли учителя-практики, поэтому большинство из них — конструктивные предложения с пониманием проблемы. К тому же в процессе обсуждения рождались методологические дискуссии: мы делаем так, а мы пробовали вот так, и это хорошо работает.

По каждой программе есть таблица учета комментариев, каждый человек получил обратную связь: учтено его предложение или нет и почему. Не так, как было раньше: объявляется общественное обсуждение, всем предлагают слать свои замечания на какой-то электронный ящик, который никто не читает, не дает никакого ответа.

Компетентностный подход

— Изменения внесены во все 13 программ, в первую очередь в те, по которым было большее количество комментариев. Изменений немного, но они существенные, их давно нужно было сделать. Программы были введены в 2011 году, когда экс-министр Табачник решил, что нам не нужно 12-летнее образование, а дети будут учиться 11 лет. Этот год сокращения программы почему-то максимально был положен на начальную школу. Академики, которые составляли программы, без всяких на то оснований решили, что можно механически увеличить нормы чтения, количество заданий, перенести с третьего класса на второй изучение таблицы умножения. Это сделали, не изучив возрастных особенностей детей, их психологических и физических возможностей.

Главная цель нынешних изменений — сохранить качество образования, но показать, что не только зубрежкой и механической учебой можно достичь результата. К изменениям в программы начальной школы — с первого по четвертый класс — будут обновлены методические рекомендации и критерии оценивания. Например, раньше программа математики требовала, чтобы задачу решали в три действия, а если ребенок решал ее за четыре, ему снижали балл. Сейчас программа уже не предусматривает диктата одного правильного решения, она допускает, что ученик может решить задачу удобным для него способом.

Изменения программ приведут к формированию компетентностного подхода в обучении. Он предусматривает не только задачу учителя проверить, что ученик освоил какую-то информацию. Теперь учитель должен убедиться в наличии у ребенка знаний и помочь ему применять их. Это сложно, ведь раньше этому не учили и все еще как следует не учат в педагогических вузах, поэтому предстоит серьезная работа на годы. Но так было во всех странах: нигде переход к компетентностному подходу в обучении не произошел быстро, в один день.

Сейчас мы делаем первый шаг, разгружаем или обновляем именно те моменты, которые больше всего требовали изменений. Это касается списка литературы по чтению, переориентации количественного показателя темпа чтения на качественное. Учитель должен видеть, как читает ребенок, понимает ли он, о чем идет речь в тексте, умеет ли читать выразительно, плавно, а не только выдает какое-то количество букв в минуту. По обсуждениям мы видим, что прогрессивные учителя, которые не делали упор на темпе чтения, раньше, по сути, нарушали программу. Теперь они станут работать в соответствии с ней и, мы уверены, будут подтягивать и других учителей. На платформе EdEra мы выложим видеоматериалы, мастер-классы для учителей, чтобы помогать им двигаться в направлении реформы.

Современное, интересное чтение

— В программу включили новых писателей и существенно расширили присутствие в ней живых авторов: Марьяну Савку, Ивана Малковича, Марьяну и Тараса Прохасько, Марину Павленко, Лесю Воронину — всего несколько десятков имен. Это именно те писатели, которых дети любят читать, чьи книги активно покупают. Но мы же понимаем, что детям покупают книжки активные родители, которые беспокоятся об их образовании. Однако семьи бывают разные, поэтому очень важно, чтобы хорошая украинская литература поступала детям не только потому, что им повезло с родителями, но и потому, что об этом побеспокоилось государство. Потому что дети должны читать актуальные произведения, где описывается понятная им жизнь, а не только давно минувшие дни. При этом еще нужно разбираться, что значат слова "кептарик", "валянки" и так далее — речь, быт, интересы детей за последние 50–100 лет существенно изменились. Очень важно, чтобы школьники читали об окружающем их мире, так как это вызывает интерес к чтению и развивает эмоциональный интеллект. Это важно именно в том возрасте, когда дети еще открыты для знаний, когда они по своей природе, по своим психологическим особенностям рады учиться. Важно этот интерес не убить и предложить современное, интересное чтение.

У нас в программе было очень мало современных авторов, и они никогда не печатались за государственный счет. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы напечатать хрестоматию украинской литературы для начальной школы. Такая книга за годы независимости будет издана впервые.

Подготовка к большой реформе

— Программы средней и старшей школы тоже будут меняться, но пока я не могу ответить на вопрос, как быстро это произойдет. Для этого нам нужно собрать точно такую же группу — синдикат активистов, методистов и ученых. Самое главное, что в ближайшие дни общественности будет представлена концепция новой украинской школы, разработанная министерством. Большая реформа среднего образования стартует в 2018 году, но готовятся к ней уже сейчас.

Под реформу будут изменены государственные стандарты, программы, учебные планы. Здесь можно провести аналогию: государственный стандарт — это Конституция, учебная программа — закон, остальное
— подзаконные акты. Во время обсуждения 70% комментариев по поводу предметов "Основы здоровья" и "Я в мире" сводились к тому, что их нужно отменить, потому что они созданы искусственно, в них дублируется то, что изучают в других школьных дисциплинах. Но поскольку они есть в государственном стандарте, а его не так просто поменять, мы были вынуждены отказаться от идеи убрать эти предметы, хотя об этом просили и учителя, и родители. Однако наши модераторы проделали титаническую работу, существенно обновили содержание программ, чтобы избежать прямого дублирования. В "Я в мире" добавлено больше гражданского образования, развития эмоционального интеллекта, чего раньше не было. В "Основах здоровья" серьезно смещен фокус. Я условно называла этот предмет "как страшно жить", потому что программа изобиловала такими понятиями, как опасность в школе, опасные места дома, опасность катания на роликах или велосипеде. То есть все темы были сформулированы, начиная со слова "опасность", вместо, скажем, "правила безопасного катания на роликах" или "правила безопасного поведения дома". Такая лексика преобладала и в учебниках. Теперь все переформулировано, чтобы дать детям действительно полезную с точки зрения обеспечения и сохранения здоровья информацию, но при этом подавать ее под позитивным углом зрения.

Педагогическая свобода

— Конечно же, учебники никто не сможет поменять до 1 сентября. Но от учителя не требуется изучать с детьми каждую страницу учебника, новыми программами ему предоставлена педагогическая свобода. Учитель сможет сам определять, сколько какой теме уделить внимания, сколько часов на нее отводить. Он вправе пользоваться материалами не только из учебников: если какая-то информация в них плохо изложена, можно воспользоваться другим материалом.

Не стоит воспринимать учителя как почтальона, который берет учебник и говорит детям, на какой странице открыть и прочитать. Это неправильно, так не должно быть.

Фото: unian.net, svoboda.org, 112.ua