Разделы
Материалы

Миллионы на трущобах

В украинских кинотеатрах стартовал оскароносный фильм Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб», вызвавший не только зрительский восторг, но и шквал критики в свой адрес

После февральской церемонии награждения "Оскар-2009" вокруг картины британца Бойла "Миллионер из трущоб", сорвавшей куш из восьми золотых статуэток, поднялась невероятная шумиха. Пятый месяц подряд детище Дэнни Бойла потрошит зрительские карманы по всему миру. На сегодняшний день фильм собрал почти $250 млн. (при бюджете в $15 млн.). Зрители валом идут в кино, чтобы посмотреть на уже ставшую знаменитой сказку о том, как индийский юноша, выросший в мумбайских трущобах среди грязи, человеческой жестокости и предательств, трогательно борется за любовь и 20 миллионов рупий. С 19 марта "Миллионер" принялся и за украинских зрителей – в этот день фильм вышел в отечественный кинопрокат.

Несмотря на громкие рукоплескания в адрес Дэнни Бойла и его фильма на Западе, восточный мир, в частности индийская публика, воспринял картину неоднозначно. В первые дни проката индийские зрители громили кинотеатры и проводили демонстрации, выражая крайнюю степень возмущения тем, как британский режиссер увидел и показал их страну.

Ложка дегтя
Бойла обвиняют в том, что при всем своем искреннем стремлении показать Индию такой, какая она есть, автор явно перестарался в натуралистичности. По словам многих критиков, Бойл не смог уловить сути и атмосферы вековых индийских трущоб, окруженных современными небоскребами, а лишь наложил на увиденное свое собственное западное мироощущение. Так, обозреватель газеты "Нью-Йорк таймс" обвинил режиссера в "эстетизации нищеты", а лондонские кинокритики назвали фильм "порно про бедность". Особенно негодуют жители Дхарави – пригорода Мумбаи, где происходит часть действия фильма.

Обитатели района возмущены тем, что нищету этих мест продемонстрировали на весь мир, представив их родину как мусорную свалку. Впрочем, в этом пригороде, на территории, меньшей, чем Центральный парк в Нью-Йорке, живут и работают около миллиона человек. Зато авторы фильма оказали услугу некоторым турфирмам – несмотря на недовольство местных жителей, компания Reality Tours and Travel теперь ежедневно организует туры по трущобам Дхарави, которые после выхода фильма пользуются большой популярностью среди западных туристов. В результате один из обитателей мумбайских трущоб, городской депутат, в знак протеста назвал местных бродячих собак именами создателей фильма.

Одним из главных критиков "Миллионера" выступил живущий в Британии знаменитый индийский писатель, обладатель нескольких литературных премий "Букер" Салман Рушди. Романист, который уже несколько десятилетий скрывается от преследований религиозных фанатиков, раскритиковал наделавшую столько шума драму Бойла, заявив, что в фильме "одна несуразность громоздится на другой".

В частности, писатель отметил: режиссер с легкостью пользуется тем, что зрители не знают Индии. Возмущение Рушди вызвала сцена, в которой герои кинокартины оказываются у Тадж-Махала, несмотря на то, что действие предшествующего эпизода происходило за полторы тысячи километров от него.

Своеобразный удар в спину получил Бойл и от одного из актеров. Звезда Болливуда Амитабх Баччан, сыгравший в картине самого себя, обвинил британского режиссера в том, что тот изобразил Индию "развивающейся, грязной и уязвимой страной", после чего демонстративно не явился на торжественную премьеру в Мумбаи.

Не критикой единой

"Эти оценки основаны на ужасном недопонимании, которое мы стараемся преодолеть. Мы хотели сконцентрироваться на бедности как на социальном явлении", – оправдывается Дэнни Бойл в ответ на целую волну обвинений и критики. Режиссер искренне недоумевает, почему результат его трудов вызвал такое возмущение у многих людей – его съемочная группа провела много месяцев в Мумбаи, стараясь непосредственно окунуться в атмосферу пряной экзотики и зловонной нищеты. А продюсер фильма Кристиан Колсон критику игнорирует, защищая "Миллионера из трущоб" изо всех сил.

"Когда мы начинали, у нас не было ни звезд, ни денег. Был только восхитительный сценарий и вера в то, что с таким сценарием возможно все", – утверждает он. Колсон отметает все нарекания на передергивания и несоответствие картины действительности, а также напоминает, что фильм взял в этом году все возможные и невозможные награды и премии. Помимо обилия "Оскаров" и "Золотых глобусов", сами за себя говорят и постоянно растущие кассовые сборы картины.

Сам режиссер не скрывает радости по этому поводу: "Мы заняли третье место по кассовым сборам среди всех иностранных фильмов, когда-либо выходивших в Индии".