Два исследователя из университета Перуджи Джанкарло Джентилини и Карло Сиси утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи.
Ученые полагают, что мужской портрет, выставленный с 26 марта в музее тосканского городка Импрунета, был выполнен, когда молодой Леонардо учился в мастерской Андреа Верроккьо.
Изображение скорбного старика было найдено Джентилини и Сиси на чердаке сиенского палаццо Киджи-Сарачини. У портрета частично утрачен нос, а уши и подбородок носят следы спешной реставрации, сообщает Lenta.ru.
По мнению исследователей, этот портрет мог быть не самостоятельной работой, а моделью, учебным пособием. Внимание ученых обратило на себя сходство портрета с двумя изображениями святого Иеронима. Одно из них хранится во Флоренции, в Палатинской галерее палаццо Питти. Сейчас эту небольшую работу принято приписывать Леонардо.
Вторая вещь - картина со святыми Иеронимом и Антонием и распятым Христом - украдена в 1970-м году, но искусствоведам она знакома по фотографиям. Сходство всех трех изображений св. Иеронима не вызывает сомнений: у них похожим образом проработаны скулы, брови, уши и подбородок, одинаковы форма глазниц и направление взгляда.
В пользу гипотезы Джентилини и Сиси говорят также многочисленные этюды Леонардо с изображениями святого Иеронима и стариков вообще. В описи имущества художника, которую он сам составил в 1482 году перед отъездом в Милан упоминаются "несколько святых Иеронимов" и "множество голов стариков".
Известно, что да Винчи в бытность учеником Верроккьо пробовал силы в скульптуре, но счел этот вида искусства слишком механистичным и обратился к живописи. Тем не менее, он дважды получал заказы на монументальные статуи, но ни одна из них не была завершена.