Топ-спикеры международного проекта FutureLab — о стартапах нового поколения, особенностях славянского менталитета и о том, чему украинцы могут поучиться у хорватов
Впервые о социальном предпринимательстве я услышала восемь лет назад в США. Тогда мой новый знакомый Дуглас спросил, где я покупаю продукты. "Там, где ближе или дешевле", — бесхитростно ответила я, даже не подозревая, как его возмутит этот ответ. Пришлось выслушать мини-лекцию об ответственности перед обществом, экономикой и самим собой. Оказалось, что сознательный человек (которым я тут же захотела стать) обязательно выясняет, где найти местные социальные проекты, и делает покупки там как можно чаще.
С выражением "объяснить на пальцах" мой англоязычный друг не был знаком, поэтому взялся продемонстрировать разницу на яблоках. "Видишь этот фрукт? — Дуглас повертел в руках сочный плод. — Если бы я купил его в супермаркете, вся прибыль досталась бы его владельцу, что не есть плохо. Но я купил его в магазинчике за углом. Этот магазин особенный, он сотрудничает с разными фондами. Значит, я не просто купил яблоко, я пожертвовал пять центов на помощь пострадавшим от цунами".
Украинцы тоже стали задумываться и о том, где покупать яблоки, и о том, как продать их так, чтобы помочь как можно большему количеству людей.
В октябре в Киеве стартовал второй этап международного проекта FutureLab - платформы, которую организовала Украинская социальная академия вместе с международной организацией Starkmacher. Участники — 30 студентов из Украины, Сербии, Хорватии, Болгарии и Германии. Цель проекта — обучить молодежь премудростям социального бизнеса.
Топ-спикеры проекта Матиас Капс и Петер Фабиан рассказали Фокусу о том, чем настоящий социальный проект отличается от фальшивого, что важно учитывать при его создании и почему восточноевропейская система образования не справляется с воспитанием нового поколения предпринимателей.
Работа с ценностями
Если в браузере ввести "бизнес в Украине", поисковик предоставит 18 миллионов результатов. "Актуальный", "выгодный", "готовый" и "прибыльный" — основные прилагательные, предшествующие слову "бизнес". Словосочетание "социальный бизнес" появляется в поле зрения далеко не сразу.
"Помню, мы ездили по программе обмена в Италию. Проверяя наши документы, итальянский пограничник изумлялся: "Как это возможно? Как сербы и хорваты могут ехать в одном автобусе? Ведь ваши страны воюют!"
Петер Фабиан:
— Так и есть. Даже те, кто хочет заниматься социальным предпринимательством, могут не до конца понимать, что это такое. Приведу пример: начинаем очередной молодежный проект, просим участников объяснить, насколько важен доход в социальном бизнесе. "О, это неважно", — отвечают они. Шутите? Ваш проект должен быть окупаемым. Вам нужно выжить — иначе как вы будете помогать другим? Прибыльность и бизнес-план проекта для вас так же важны, как и для любой другой компании.
Матиас Капс:
— Социальные предприниматели — люди, которые не только работают на себя, но и хотят продвигать какие-то ценности в обществе. Наша миссия — дать им знания, помочь понять, как действовать. К примеру, один из наших студентов захотел открыть собственную кофейню в Хорватии. Ему было мало просто открыть какое-нибудь заведение. Он хотел вывести культуру потребления кофе на новый уровень: работать с органическим продуктом, продавать соотечественникам высококачественный кофе. Мы помогли ему четко сформировать цель, свели его с кофейным экспертом.
Еще один наш студент хотел вести проект для людей с особенными физическими потребностями. Для этого нужны дополнительные знания. Опять-таки, мы познакомили его со специалистами в этой сфере.
Сейчас на востоке Украины идет война. Кто-то может счесть это не лучшим периодом для старта бизнеса, тем более особенного, включающего в себя социальную составляющую.
Петер Фабиан:
— Вам наверняка известно, что около 20 лет назад Хорватия тоже воевала — с Сербией. В тот период мы организовывали много социальных проектов. Но не в одиночку, а с жителями воюющего с нами государства. Хорватская и сербская молодежь собиралась и делала что-то вместе. Помню, мы ездили по программе обмена в Италию. Проверяя наши документы, итальянский пограничник изумлялся: "Как это возможно? Как сербы и хорваты могут ехать в одном автобусе? Ведь ваши страны воюют!" Не стоит недооценивать социальные акции. Важно собираться вместе, говорить о своей позиции, приглашать СМИ для освещения ваших проектов.
В Киеве мы посетили Pizza Veterano. Узнав, что наша команда познакомится с социальным проектом, который как-то связан с войной, я очень удивился. Для меня это две несовместимые вещи. Но когда увидел работу ветеранов, был приятно удивлен. Если хотите сделать проект, который бы остановил волну ненависти, можете рассчитывать на этих людей. Да, ветераны — сотрудники пиццерии вернулись с войны, но их не разъедает злоба.
Повод для гордости
Как возник проект FutureLab?
Матиас Капс:
— К этому проекту я шел 10 лет. Раньше я работал школьным учителем математики. Замечал, что у моих учеников много талантов и способностей, которые не связаны с точными науками. Педагогическое образование помогало мне объяснять подопечным: у нас двухуровневые отношения. Если вы приходите ко мне на урок, я вижу в вас не только ученика. Какую бы оценку вы ни получили, я ценю вас как человека. Мне нравилось проводить внеклассные занятия — вдохновлять подростков, делать все, чтобы они поверили в себя. Позже я основал НГО Stark macher, превратив хобби в работу.
Поначалу мы помогали подросткам. Они раскрывались: танцевали, пели, ставили мюзиклы. Мы заметили, что чем больше мы доверяем людям, тем увереннее они становятся. "Если я смог выйти на сцену, то и на собеседовании смогу себя показать", — думали они. Позже у нас появились и другие проекты.
С тех пор наша миссия — помогать молодежи. Вдохновлять их на осуществление мечты. С этой же целью Stark Macher взялся за проект FutureLab. Мы ищем талантливых людей, которые хотят изменить мир к лучшему и задаются вопросом: что я могу сделать для общества? Из них могут получиться классные социальные предприниматели. Для этого мы стараемся снабдить их всеми необходимыми инструментами, передать им весь свой опыт и знания. Мы рядом, когда они делают первые шаги на пути к своему проекту.
Петер Фабиан:
— В течение 15 лет я и сам был предпринимателем, занимался кейтерингом и оптовыми продажами цветов. Я из семьи предпринимателей, поэтому всегда знал, что хочу работать на себя. Со временем я стал задумываться: для чего все это? В том, чем вы занимаетесь, помимо заработка, должен быть какой-то смысл. Я начал искать, кому и чем могу помочь. Поначалу работал над проектом-инкубатором для хорватских стартапов. Затем стал партнером Stark Macher. Помогаю нашим студентам разрабатывать идеи для социального предпринимательства и устойчивого развития.
Я говорю им: владелец бизнеса, даже самого маленького, способен менять мир. В Хорватии полно таких историй. Например, я живу в небольшом городке — около 10 тысяч жителей. У нас есть шоколадница Hedona — стартап, который за пять лет существования вырос в настоящий бизнес. Социальная составляющая этой компании — рабочие места для людей с особыми потребностями. А один из стартапов, который родился в моем инкубаторе, производит подсолнечное масло. Третью часть своего дохода они реинвестируют в социальные проекты.
Будущие предприниматели, с которыми вы работаете, — студенты из разных стран. Сильно ли украинцы отличаются, скажем, от хорватов?
"Владелец бизнеса, даже самого маленького, способен менять мир. В Хорватии полно таких историй"
Петер Фабиан:
— Мы, славяне, похожи между собой, а вот немцы очень отличаются. Как? Например, мы договорились, что сегодня начнем работу в 9 утра. В 8:55 немецкие студенты уже заняли места в зале, готовы к занятию. Все остальные явились примерно в 9:10. Для ребят такие ситуации — подсказка. Они убедились: немцы пунктуальны, приходят на встречу за 5–10 минут до ее начала. Это, как минимум, стимул не опоздать. Хотите в дальнейшем сотрудничать с немцами — проявите пунктуальность.
Должен сказать, украинцы очень хорошо показывают себя в проекте. Первая встреча FutureLab состоялась в Хорватии, я был хостом. По идее, мы даем участнику возможность начать работу уже после первого занятия. Спрашиваем: "Что вы могли бы делать?" Пока другие команды раздумывали над одним проектом, украинские участники тут же заявили, что будут разрабатывать сразу два. Для меня это очевидное доказательство того, что вы готовы к социальному предпринимательству.
Поддерживаете ли вы отношения с выпускниками программ, над которыми работали?
Матиас Капс:
— Да, и многие из них — настоящий повод для гордости. Могу поделиться несколькими историями. Первая — о молодом студенте, участнике талант-проекта, который мы делали в Германии. У него, как бы мягче выразиться, нестандартная фигура. Широкая кость. Мне казалось, что из-за этого он был немного зажатым. Вместо того чтобы проводить свободное время с другими участниками, парень постоянно крутился рядом с нашим специалистом по звуку. Мы даже дали ему прозвище — The Boss. И вот несколько лет назад он подошел ко мне на одном из мероприятий: "Матиас, помните меня?" Парень рассказал, что за эти пять-десять лет, что мы не виделись, он открыл собственную звукозаписывающую студию. Там, на нашем проекте, он понял, что именно этим хотел бы заниматься.
Если говорить о социальном предпринимательстве, вспоминаю проект, который мы проводили в Латинской Америке. Группа наших выпускников теперь продвигает в этом регионе зеленую энергетику. Им нелегко, учитывая состояние рынка в развивающихся странах, но их движет идея. Поэтому у них все получится.
Петер Фабиан:
— Я горжусь студентами, с которыми мы работаем на этом проекте. Объясню почему. На самом деле все программы по обмену похожи между собой: первые два дня — знакомство, все полны энергии, а на третий день энтузиазм гаснет. Сказывается усталость — участники мало спят, стараясь как можно больше времени посвятить неформальному общению. Вчера во второй половине дня у наших участников было свободное время. Мы вернулись в хостел, а они продолжали работать над своими проектами! Просили меня взглянуть на черновик, указать на недостатки. То есть людей реально волнует то, чем они занимаются. Как ими не гордиться?
Один немецкий проект, который я веду вместе с другом, продвигает демократические школы. В этих школах нет директора. Среди учеников выбирают членов комиссии, которые нанимают учителей, являются их боссами. Они отвечают за все бытовые вопросы, включая оплату коммуналки. Я горжусь тем, что мой друг, испытав на себе преимущества такого образования, захотел, чтобы в мире таких школ стало больше. После нашей встречи он организовал обмен со студентами из Ганы. Африканских студентов пригласили на месяц в Германию, где они изучали систему, чтобы вернуться в свою страну и открыть там первые демократические школы.
Умение доверять
Сегодня много говорят и пишут о преимуществах, которые дают современной молодежи глобализация и технический прогресс. А что в таком случае мешает достигать цели?
Матиас Капс:
— Поучать не в моих правилах. Но я бы предложил молодежи учить английский. Недоразумения и неумение объяснить свою идею западному коллеге или партнеру — большой минус. Знание иностранного языка — это не только возможность коммуницировать с другими людьми, но и противоядие от национализма и ограниченного мышления.
Я вспоминаю, как в детстве писал бумажные письма в Штаты. Тогда было модно заводить друзей по переписке, чтобы хоть как-то практиковать свой английский. Сегодня есть интернет, соцсети. Заводить новых друзей и поддерживать с ними отношения стало гораздо легче. Почему бы не воспользоваться этим?
Я много путешествую, часто бываю в восточноевропейских странах. У меня сложилось впечатление, что в образовании у вас просматривается ярко выраженная авторитарная система. Ваши люди полностью полагаются на преподавателя. "Он мой учитель, значит, ему виднее, что мне нужно изучить", — думают они. А я считаю, что профессия учителя — больше о том, как предоставить вам возможность что-то изучить, а не решать за вас. Молодежь впитывает знания по-новому. Поэтому преподавателям нужны новые методы обучения, новый стиль общения с подопечными.
Кроме того, я бы сказал: не бойтесь. "Мое, мое, мое", — это вчерашний день. Нужно доверять другим, делиться идеями. Представителям этого поколения незачем строить стены вокруг своего города или страны, они не смогут жить в полной изоляции. Поддерживайте социальный бизнес.
Недоверие к новому типу бизнеса вполне объяснимо. Наряду с ответственными и честными предпринимателями хватает и тех, кто пытается нажиться, прикрываясь благородными идеями. Как распознать аферистов?
Петер Фабиан:
— Ознакомьтесь с миссией компании. У социального бизнеса она есть. Такая компания наряду с бизнес-планом и другой финансовой информацией анализирует свое социальное влияние. У нее есть данные о том, насколько она продвинулась в решении поставленной социальной задачи, что конкретно было для этого сделано.
Те, кто только называет себя социальным проектом, не смогут предоставить конкретную информацию о том, почему их бизнес следует считать бизнесом нового поколения. Им попросту не о чем рассказать.