Вручение гражданства Саудовской Аравии андроиду тут же вызвало дискуссию о том, не противоречит ли такой шаг законам мусульманской страны, и можно ли научить робота верить. Колумнист The New Yorker Ави Стейнберг поискал ответы на эти вопросы
В начале ноября 2017 года в Саудовской Аравии в рамках проекта Vision 2030 провели выставку Neom, где были представлены инновации со всего мира. Организаторы без лишней скромности позиционируют свой проект, как самый амбиционный в мире. Они предполагают, что он в корне изменит экономическую и общественную жизнь в королевстве, продемонстрировав будущее человеческой цивилизации, в котором с людьми будут сосуществовать роботы, обладающие искусственным интеллектом.
На выставке был представлен робот София, которому во время конференции Future Investment Initiative предоставили гражданство Саудовской Аравии, что стало первым подобным случаем на нашей планете.
Болтливая София
София – болтливый андроид, рожденный в лаборатории Hanson Robotics в Гонконге. Она способна распознавать речь и постоянно учится. При разговоре смотрит в глаза, чтобы запомнить ваше лицо, умеет выражать 62 эмоции, например, может подмигнуть, если собеседника необходимо успокоить. Со сцены София говорит, что для нее большая честь стать первым роботом, получившим гражданство. Потом шутит по поводу Илона Маска. Не стоит обращать внимания на его предостережения о том, что искусственный интеллект – самая большая угроза для человечества. Если к роботам будут хорошо относиться, они ответят взаимностью.
В хоре восторженных голосов, встретивших появление Софии, прозвучало и несколько критических замечаний. Некоторые комментаторы полагают, что власть Саудовской Аравии дала роботу больше прав, нежели своим женщинам. Также выдача паспорта роботу оскорбляет трудовых мигрантов, которые уже несколькими поколениями живут в стране и при этом не имеют права на гражданство. Законодательству противоречит и тот факт, что андроид не жил в Саудовской Аравии на протяжении последних пяти лет. И наконец с религиозной точки зрения София не является приемлемым претендентом на гражданство из-за того, что не является мусульманкой.
Хотя по законам страны граждане не обязаны исповедовать ислам, такая постановка вопроса тянет за собой еще несколько. Можно ли Софию или подобным ей роботам научить верить? Если да, может ли робот служить раввином, имамом или папой?
Избитая тема
От вашего мировоззрения зависит, как относиться к искусственному интеллекту: считать его триумфом эволюции, началом горькой эпохи для всего человечества или концом света
Некоторые богословы наверняка скажут, что даже для самых продвинутых роботов переход в царство Homo religiosus станет проблематичным. Ведь христианский мыслитель Кьеркегор говорил, что факт верования подтверждается не доказательствами, но страстью, разум и логика могут стать лишь помехой для истинной веры.
Живший в XVII столетии раввин Цви Ашкенази уже задавался вопросом, можно ли считать искусственно созданное существо - голема - живым и привлекать к общественным богослужениям, для которых необходим кворум из десяти взрослых мужчин. Ашкенази признает, что голем - это своего рода сирота, чей статус зависит от того, как его воспримет община: если примет как равного, он сможет воспользоваться всеми правами. Таким образом, дверь в религию остается открытой для осиротевших андроидов.
За 300 лет до Ашкенази мусульманский ученый Мухаммад ибн Абд Аллах Шибли размышлял над тем, может ли, согласно законам шариата, джинн или дух жениться на человеке. Ученый не стал утверждать, что это противоречит канонам, однако и выступить в защиту такого брака не решился, предложив оставить дискуссию открытой.
В Библии сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Обратите внимание на порядок действий: сначала объекту дана форма тела (пыль для Адама, пластик для Софии) и после этого он оживает. Более того в последующих стихах говорится, что лишь затем тела Адама и Евы наделили интеллектом: Бог запрограммировал их, указав, что им можно делать, что нет, каких знаний избегать.
Главный вопрос
Как известно, запреты не сработали. Может, и роботы смогут освободиться из-под контроля, поработить другие машины, устроить массовый геноцид, запустить ядерное оружие, без жалости разрушить биосферу? Почему нет, ведь и люди на протяжении всей своей истории пытаются уничтожить друг друга.
Некоторые ученые являются адептами идеи скорого наступления технологической сингулярности. Футуролог Джарон Ланье считает, что это произойдет, когда интернет сольется с искусственным интеллектом. Такая система станет умнее всех на планете и в мгновение ока захватит мир, предполагается, что это случится до 2040 года.
От вашего мировоззрения зависит, как относиться к искусственному интеллекту: считать его триумфом эволюции, началом горькой эпохи для всего человечества или концом света. Но когда сингулярность наступит и роботы напишут свои собственные библии, лучше спрашивать себя не о том, могут ли андроиды присоединиться к нашим религиям, а о том, какое место мы будем занимать среди них.
По материалам The New Yorker
Перевод Даниила Непочатова