Реформа образования — одна из самых дискуссионных тем года. Рада приняла новый закон об образовании в сентябре 2017-го, часть его норм уже вступила в силу, часть начнет работать в 2018-м
Закон практически полностью меняет подход к образованию в Украине. Он предполагает 12-летнее школьное обучение (вместо 11-летнего), которое станет трехуровневым. А именно: четыре года начальной, пять лет базовой и три года профильной средней школы. В последние три года школьник сможет выбирать, учиться в академическом лицее или профессиональном колледже.
Вводится компетентностный подход к обучению, акцентирующий внимание на развитии у детей ключевых компетенций в различных сферах. Среди прочего, к примеру, ребенок должен разговаривать на одном из международных языков, быть математически, общекультурно и экологически подкованным, уверенно чувствовать себя в информационно-цифровом пространстве, развивать предприимчивость и стремление постоянно учиться новому. Также меняется система оценивания: ученики младшей школы теперь будут проходить тестирование только с мониторинговой целью.
При этом сами школы становятся автономными. Они получают право самостоятельно, а не через местные управления образования, как раньше, утверждать учебные планы и нанимать учителей. Проводить аттестацию учебных заведений также будут не местные органы, а Государственная служба качества образования (ГСКО).
Большинство пунктов реформы работники образования и родители учеников восприняли позитивно, но языковой вопрос вызвал горячие споры
Еще реформа вводит понятие трех форм получения образования: формальной, неформальной (тренинги, курсы) и информальной (самообразование).
Согласно новому закону, языком обучения должен быть украинский, а для представителей национальных меньшинств предполагается создание отдельных классов и групп (ранее это были целые школы). Кроме того, закон обязывает учебные заведения при необходимости создавать инклюзивные классы.
Большинство пунктов нового закона работники образования и родители учеников восприняли позитивно, и только один момент — языковой — вызвал споры. Эта тема активно обсуждалась в венгерских и румынских общинах Закарпатья, "языковую" статью раскритиковали власти Венгрии, Румынии, Молдовы, Болгарии, России и Греции. После этого Министерство иностранных дел Украины направило закон на экспертизу в Венецианскую комиссию, и в начале декабря она опубликовала свои выводы. Комиссия порекомендовала Украине внести изменения в "языковую" статью — продлить переходный период (реформой предусматривается два года) и прописать четкие механизмы ее реализации в законе о среднем образовании.
О новом законе и о том, какие его нормы уже начали работать, Фокус поговорил с экспертом по вопросам образования аналитического центра CEDOS Ириной Когут и сооснователем ресурса "Освіта онлайн" Сергеем Колебошиным.
"Реформа требует усилий и ресурсов"
— То, что мы видим сейчас, — старт самой масштабной реформы образования за все годы независимости Украины. Часть норм нового закона уже можно было почувствовать — в частности те, что касаются автономности работы школ.
С нового учебного года стартуют изменения, касающиеся содержания образования и методов преподавания. Сейчас в рамках пилотного проекта в 100 школах страны учителя фактически создают новые программы на практике. Конкретно о них пока можно говорить только в контексте начальной школы. В первом и втором классах обучение будет проходить в виде игры. Детям перестанут, например, давать задания составить предложение по схеме. Им это неинтересно, и они не понимают, зачем это делать.
Школы смогут использовать не только классно-урочную систему, когда детям преподают отдельно украинский язык, английский, математику и так далее. Теперь можно будет выбрать тему недели или месяца и проходить ее комплексно. Например, если эта тема — вода, то дети изучают ее одновременно с точки зрения природоведения и обществознания: какие водоемы есть в Украине, как их контролирует закон. Еще — с позиций языка: как меняются слова, связанные с водой. И в контексте математики: как считать объемы воды. Это так называемый интегрируемый подход.
"У реформы есть большие шансы на успех, но только если она будет последовательной и проводиться с привлечением самих работников образования"
Внедрять ли его — свободный выбор школ. Но даже если такой подход не используется, в начальной школе планируется оставить три предмета — математику, украинский и иностранный языки. А большинство других знаний будут преподавать в рамках одного большого курса. Так проще для детей, потому что меньше уроков и не нужно носить с собой много учебников. Кроме того, в первом и втором классах планируется вообще отказаться от домашних заданий. Сейчас это рекомендация Министерства образования, но в следующем году она станет требованием.
Реформа образования очень масштабная, она требует усилий и ресурсов. Конечно, у нее есть слабые места, и если за ними не проследить, все может провалиться. Например, процедура внешнего оценивания. Новый аудит должен не просто показывать, что вот эта школа хорошая, а та плохая. Цель аудита — помогать школам достигать лучших результатов. Это ново для Украины, и существует большая угроза, что если аудит будет формальным и станет опираться не на реальные индикаторы качества образования, а на какие-то комсомольско-показательные, мы просто потеряем шанс дать школам толчок к развитию.
Еще одна проблема — обучение преподавателей новым методам. Учителей в Украине 440 тыс., а тех, кто может их обучать, совсем немного. Поэтому это явно будет очень небыстрый процесс.
Я думаю, что у реформы есть большие шансы на успех, но только в случае, если она будет последовательной и проводиться с привлечением самих работников образования. Важно, чтобы министерству не вскружил голову успех: чтобы была постоянная обратная связь с учителями, директорами школ, методистами, родителями и учениками. В этом случае риск того, что со сменой министра или правительства реформа откатится назад, будет минимальным.
"Новый закон декларирует децентрализацию образования"
— С момента принятия нового закона прошло слишком мало времени, чтобы увидеть системные изменения. Новый закон рамочный, он декларирует глобальные изменения, но механизмы их внедрения пока не прописаны. Для этого будут приняты отдельные законы о среднем, высшем, профессионально-техническом образовании. Конечно, дьявол кроется в деталях, и я не исключаю, что в ходе реализации какие-то механизмы будут прописаны несовершенно или возникнут проблемы. Но концептуальные заложенные в закон вещи — компетентностный подход, необходимость образования на протяжении всей жизни — вызывают у меня только оптимизм.
- Читайте также: Простая арифметика. Как научить детей учиться
В каком-то смысле новый закон декларирует децентрализацию образования. Больше не будет жесткого диктата, что учить и как. Понятно, что государство заинтересовано в том, чтобы на выходе из школы получать образованных людей, и существуют стандарты, но траектории прихода к этому могут выбирать сами школы. Мне кажется правильным, что больше ответственности возлагается на тех, кто обеспечивает учебу.