Разделы
Материалы

Папа может. Кому и чем грозит новый закон об алиментах

Тамара Балаева, Дарья Тарасова
Фото: Getty Images

Фокус разобрался, как изменится жизнь неплательщиков и кто получит выгоду от принятых норм — дети или их родители

3 млн детей в Украине живут в неполных семьях. Из них почти 600 тыс. не получают алименты (данные Минюста). Чтобы хоть как-то улучшить статистику, правительство инициировало "детскую реформу". Летом 2017 года был принят закон о взыскании алиментов в судебном порядке, а минимальный размер выплат увеличился с 30% до 50% прожиточного минимума. Впервые алименты стали считаться собственностью ребенка и, следовательно, должны тратиться исключительно в его интересах.

Вторым этапом реформы стал закон, ужесточающий наказание для злостных неплательщиков. Он вступил в силу в феврале. Спектр санкций в отношении плохих родителей не просто расширен — отныне должников могут ограничить в правах и отправить на "социальные работы" (раньше такого понятия в украинском законодательстве не было). Фокус разобрался, как изменится жизнь неплательщиков и кто получит выгоду от принятых норм — дети или их родители.

Что приняли

Теперь родитель, который не выплачивает алименты более 6 месяцев, может быть лишен права охотиться, пользоваться оружием, выезжать за границу, водить машину. Водительские права не смогут отобрать лишь у граждан с инвалидностью, военных во время мобилизации, участников АТО, а также у тех, для кого автомобиль является способом заработка.

Как уже отмечалось, появился и новый вид наказания — общественно полезные работы. К примеру, если родитель, который должен выплачивать алименты, нигде не трудоустроен и у него нет денег на содержание ребенка, ему могут впаять до двух месяцев социальных работ. Впрочем, этот вид взыскания может касаться и трудоустроенных, но финансово несостоятельных граждан. В таком случае общественные работы будут выполняться в свободное от основной работы или учебы время.

100% дохода от этой общественно полезной деятельности планируется направлять на нужды ребенка. Чем именно будет заниматься неплательщик, решат органы местного управления. Как правило, речь идет об уборке улиц, уходе за кладбищами, покраске домов. В случае уклонения от выполнения таких работ нарушителю грозит административный арест до 15 суток. Исключение будет касаться лишь людей с инвалидностью I или II группы, беременных женщин (алиментщиками, как известно, могут быть и женщины), а также лиц преклонного возраста: женщин старше 55 лет и мужчин после 60.

Почти 600 тысяч детей в Украине не получают алименты

Не исключено, что этот вид взыскания будет распространяться не только на неплательщиков алиментов. Теоретически теперь социальные работы смогут назначать тем, у кого, к примеру, есть долг за неуплату коммунальных услуг или другие задолженности перед государством.

Еще одно радикальное новшество. Если у родителя-алиментщика есть шестимесячная задолженность по выплатам, второй родитель без его разрешения — и при наличии соответствующей справки — сможет вывозить ребенка за границу на срок до одного месяца. Юрист компании "Астерс" и руководитель практики семейного права Ольга Лепихина комментирует: "Эта норма — большой плюс, потому что часто один из родителей не дает разрешения на выезд ребенка, прибегая к шантажу. И тогда ребенок пропускает международные соревнования, олимпиады или просто не едет на отдых. Теперь, если кто-то не платит алименты, такой проблемы не будет. Но надо учитывать, что кроме справки о задолженности должно быть еще и решение суда о проживании ребенка, например, с матерью. В Украине же при расторжении брака родители очень редко в судебном порядке определяют место проживания ребенка. Они лишь устно договариваются".

Такой старый метод морального воздействия, как публичное порицание, теперь тоже должен заработать по-новому. Министерство юстиции представило реестр должников-алиментщиков. На "доске позора" уже около 75 тыс. украинцев. В список вносятся все, кто не выплачивал алименты более трех месяцев. На своей странице в Facebook министр юстиции Павел Петренко, презентуя это нововведение, посоветовал украинкам перед вступлением в брак проверять своих избранников в списке неплательщиков. Между прочим, этой информацией могут также пользоваться банки, контрагенты по бизнесу, да и вообще все желающие.

Есть нюансы

На практике закон будет реализовываться следующим образом: если отец с матерью не могут договориться между собой, родитель, с которым проживает ребенок, обращается с заявлением в Государственную исполнительную службу о выдаче приказа по поводу взыскания алиментов. Госисполнитель "пробивает" неплательщика по базе, запрашивает данные в налоговой и выносит постановление, которое и отправляет ответчику.

Важный нюанс: отныне все вышеперечисленные меры будут применяться государственными исполнителями без участия суда. У ответчика есть 10 дней для того, чтобы обжаловать решение. Если успеет уложиться в срок, постановление не вступит в силу. Однако если в это время должник находится, скажем, в больнице, за границей, в другом городе или же просто проживает по-другому адресу, не видит это постановление и, как следствие, не реагирует на него в десятидневный период, оно автоматически вступает в действие. Потом, конечно, можно судиться, но постановление, скажем, о лишении водительских прав придется исполнить.

Не соблюден баланс интересов — защищены права ребенка и опекуна, однако интересы алиментщика так и остались неудовлетворенными

По словам главы общественной организации "Отец имеет право" Александра Швеца, закон прописан так, что у одного из родителей появляется слишком много возможностей использовать закон в своих целях. "Представьте себе ситуацию: приходит мамочка к государственному исполнителю и говорит, что ее бывший муж не платит ей денег и она понятия не имеет, где его искать. Государственный исполнитель и без того загружен работой — только в Киеве один человек ведет около 700 дел одновременно. Он физически может не успеть проверить доходы или найти место жительства одного из родителей. Вполне возможно, что он сразу же оформит справку о задолженности. Мама берет эту справку, выезжает с ребенком за границу и не возвращается. А то, что у должника могли быть объективные причины не платить алименты или, возможно, ему не давали видеться с ребенком, остается на втором плане", — говорит Швец.

Возможна и другая ситуация: после развода родители устно договариваются об алиментах, и все деньги передаются наличными. При возникновении конфликта родитель-опекун идет к исполнителю и заявляет, что ребенок алиментов никогда не получал. В таком случае родитель-алиментщик никак не докажет, что передавал деньги или покупал ребенку все необходимое. У него может не оказаться ни чеков, ни расписки, ни банковских выписок. Чтобы этого избежать, юристы советуют оформлять все взаимоотношения официально через государственную исполнительную службу или же собирать все чеки и расписки.

"У этого закона очень хорошая цель, но сделан он как попало, — возмущается Швец. — Все наказания наступают спустя 6 месяцев. А эти 6 месяцев ребенок что должен есть? На этот вопрос закон не отвечает".

В юридическом сообществе отношение к документу неоднозначное. Одни специалисты считают, что ужесточение наказания за неуплату алиментов сократит число злостных неплательщиков. Другие убеждены, что закон сырой и многие его положения не продуманы. В частности, не прописано, как именно будут изыматься водительские права или разрешения на охоту. К тому же не соблюден баланс интересов — защищены права ребенка и опекуна, однако интересы алиментщика, которому не гарантируются даже встречи с ребенком, так и остались неудовлетворенными.

"Много надо доработать. Однако на этом этапе реформы не стоит слишком критично относиться к закону. Пусть он начнет действовать, и тогда мы сможем понять, каков эффект", — резюмирует адвокат Ольга Лепихина. А до тех пор советует всем родителям-алиментоплательщикам почаще проверять свою почту, сообщать заинтересованной стороне о смене местожительства, всегда оставаться на связи и главное — обеспечивать своих детей.

пытается добиться алиментов уже почти два года, но считает, что новый закон в ее ситуации бесполезен


Анжелика вышла замуж в 2015-м, в начале 2016-го родила ребенка, а уже в мае подала на алименты. Сейчас ее бывший муж служит по контракту в зоне АТО, и за год до знакомства с девушкой переехал в Киевскую область из Луганска.

"Мы часто ссорились, и у нас не получалось вместе жить. Он постоянно говорил: "У меня нет денег". Раньше у военных действительно была маленькая зарплата, но сейчас, насколько я знаю, ее подняли. Когда мы жили вместе, он давал мне 2 тыс. грн в месяц и считал, что на эти деньги можно нормально питаться, платить за коммуналку и готовиться к родам. Теперь не дает ничего", — рассказывает Анжелика.

К моменту родов муж приехал в отпуск, и через пару месяцев Анжелика поняла, что жить вместе они не смогут. Когда сказала об этом супругу, он ответил: "Тогда я не буду вам платить". И сдержал слово. Пара официально развелась только в апреле 2017-го, потому что развод был невозможен, пока ребенку не исполнится год. При этом на алименты Анжелика подала почти на год раньше (по закону разрешается подать иск на взыскание алиментов, даже находясь в браке; кроме того, алименты с мужчины можно взыскать вообще без учета фактора наличия или отсутствия официального оформления отношений, если он записан отцом ребенка).

"Когда мы жили вместе, он давал мне 2 тыс. грн в месяц и думал, что этих денег хватит на все. Теперь не дает ничего"

На первом заседании по разводу бывший муж заявил, что ребенок не от него, и согласился на экспертизу ДНК. "Он прекрасно понимал, что ребенок его. Просто хотел затянуть выплату алиментов за счет экспертизы", — говорит Анжелика. В декабре 2016 года подтверждающие отцовство результаты были готовы, и суд принял решение об установлении алиментов в размере 25% от зарплаты. В суде мужчина говорил, что очень счастлив подтверждению отцовства и будет помогать ребенку не только алиментами.

В январе 2017 года Анжелика обратилась с решением суда в исполнительную службу. Ей ответили, что зарплата мужа нигде не идентифицируется. Позже пришли ответы из Пенсионного фонда и других финансовых учреждений — о том, что он не платит налоги и у него нет счетов в банке.

"Я точно знаю, что он служит по контракту и получает зарплату на карту. Не знаю, как так может быть, чтобы он считался безработным", — говорит Анжелика.

Уже год она пишет запросы во все инстанции — в налоговую, в военкомат. Даже подала заявление о неуплате алиментов в полицию. Там ей сказали, что таких заявлений тысячи и открывать криминальное производство никто не будет. Анжелика также подала заявление на лишение родительских прав, но опекунский совет ей отказал. То, что отец не принимает участия в жизни ребенка и не платит алименты, как оказалось, недостаточно веская причина.

Запросы в разные инстанции по-прежнему не приносят результатов, и Анжелика живет без алиментов и возможности полноценно работать. Ребенку всего два года, и оставить его не с кем.

Она уверена, что новый закон в ее ситуации не поможет: "Во-первых, чтобы закон заработал, нужно время. Во-вторых, у моего бывшего мужа нет машины, и он не ездит за границу. Ему все равно".

не представляет, сколько лет общественных работ потребовалось бы ее официально "нищему" бывшему мужу, чтобы выплатить долг по алиментам в 60 тыс. грн


Вита развелась с мужем семь лет назад. У него тогда была своя фирма, и они решили расстаться полюбовно: Вита не подает в суд на раздел имущества, а бывший муж покупает ребенку квартиру.

Из квартиры, где они жили вместе, Вита "ушла, как мужик" — взяла только ребенка и свои вещи. Сняла жилье рядом, нашла работу. Основным ее помощником в этой ситуации была мама. Так длилось около четырех лет.

"Как вы понимаете, никакую квартиру он не купил и с самого начала нам не помогал. Поэтому я почти сразу подала на алименты. Ни на одно заседание муж не пришел, и за семь лет ни разу даже не поздравил ребенка с днем рождения", — рассказывает Вита.

Суд принял решение, согласно которому бывший муж должен каждый месяц платить алименты в размере 25% от официального дохода (в данном случае получилось около 1 тыс. грн).

"Около года он действительно их платил, хоть и нерегулярно, а раз в несколько месяцев. Потом перестал делать это совсем и уехал к себе на родину, в Каменское. Еще летом задолженность по алиментам была 60 тыс. грн", — говорит Вита.

Когда они с мужем жили вместе, он часто менял автомобили, но на себя оформлял далеко не все. Сейчас у него тоже есть машина, но Вита уверена, что оформлена она не на него.

"Я не знаю, поможет ли мне новый закон. Мало в это верю. Бывший муж официально не работает, у него нет имущества. И даже эти 60 тыс. долга — какой в них смысл и как их из него выжать? Если даже его отправят на общественные работы, то сколько лет ему там подметать, чтобы отдать ребенку эти деньги?" — сокрушается Вита.