Ожидая ребенка, украинки борются с токсикозом своими силами, то есть без помощи отечественной медицины. Успешные женщины сегодня предпочитают рожать на лоне природы либо за границей
Место, где третий месяц живут бывшие киевляне Марина Соколовская и ее муж Станислав, напоминает обертку конфеты "Мишка косолапый": сосновый лес, река, пахнущий деревом дом. Отсутствие медведей в почти шишкинском пейзаже восполняет красная Nissan Note. "Машиной практически не пользуемся, – рассказывает Станислав, – с тех пор как переехали, в Киеве был всего один раз, хотя туда всего часа два езды".
Их новая родина – воспетая классиками украинская глушь. К паре осевших в деревне Слободка Житомирской области столичных жителей местные относятся настороженно. Между прочим, на это есть причина. У 34-летнего Станислава – в недавнем прошлом программиста с годовым доходом $60 тысяч – два красных диплома, а его 35-летняя жена Марина по специальности переводчик-синхронист. Сейчас она на седьмом месяце беременности, и когда, надев кимоно, делает во дворе гимнастику, редкий прохожий удержится, чтобы не перекреститься.
Новость о том, что Марина ждет ребенка, не застала супругов врасплох. Выплаченный кредит за квартиру, стабильный доход и престижная работа внушали оптимизм. Правда, продержался он до первого посещения одного из столичных медицинских центров. Из-за повышенного внимания врачей к платежеспособным клиентам у женщины едва не случился выкидыш. К тому же в связи с кризисом доходы Станислава уменьшились вчетверо, а Марине и вовсе перестали поступать заказы. Приняв решение о переезде, они нашли подходящий дом через агентство недвижимости. Вместе с участком земли и оформлением сделки он обошелся в $27 тысяч. Нанятые умельцы за несколько месяцев придали дому жилой вид. Супруги сдали квартиру в Киеве и переехали в Слободку.
"Арендных денег – это почти тысяча долларов – нам вполне хватает на жизнь здесь, – радуется Марина. – Чувствую себя лучше, чем когда столько же тратила на лекарства". На вопрос, собирается ли рожать по старинке в подол, лишь бы не подпускать к себе докторов, говорит, что обойдется без крайностей. "Позовем врача, только когда он уже не успеет навредить", – смеется она.
Время самородков
По данным международной организации "Право на жизнь", число украинок, до последнего месяца так и не ставших на учет, составляет 10–12% общего количества беременных.
Эта статистика не удивляет Сергея Лазаренко – врача-гинеколога с 17-летним стажем, который долгое время работал в женской консультации одной из районных поликлиник Киева, а затем перешел в частную клинику. По его словам, если раньше на учет не вставали в основном маргиналы-бомжи, то теперь ситуация изменилась. При терпимом самочувствии даже те, кто располагает средствами, стараются отсрочить первый официальный визит к врачу. Альтернатива – домашний гинеколог, который ведет женщину все девять месяцев, получая оговоренную сумму. "Беременность – время, когда женщине можно внушить что угодно, – считает Лазаренко. – Врачи этим пользуются, получая откат от 10 до 40% стоимости анализов или препаратов, которые якобы "по жизненным показаниям" были рекомендованы пациентке. На каждый чих беременной в частной клинике отвечают направлениями на обследования и консультации". Только первый визит к врачу и программа обследования в частных клиниках Киева обойдется почти в 3 тыс. грн. Облегчив кошелек беременной, ее в конце концов все равно отправят в районную поликлинику, поскольку согласно инструкциям Минздрава ставить на учет могут только государственные лечебные учреждения.
Тут-то будущие матери и почувствуют разницу между частной и бюджетной медициной: вместо преувеличенной заботы – демонстративное безразличие, вместо чая и глянцевых журналов – бесконечные очереди. Кроме того, по словам Лазаренко, врачи женской консультации стараются действовать наверняка. Например, иногда женщин с большой вероятностью выкидыша на ранних сроках, прежде чем поставить на учет, отправляют погулять несколько самых критических недель. Если вдруг не сложится, зачем портить статистику?
Одна нога здесь, другая там
Те украинки, которых не умиляет запах сена и прочие экологические радости жизни, всеми правдами и неправдами стараются рожать за рубежом. Согласно статистике Госпогранслужбы, число украинских детей, которые появились на свет за границей и вернулись с родителями в страну, увеличилось на треть по сравнению с прошлым годом. Эту тенденцию подтвердили и в турагентствах, предлагающих клиентам экзотический вид туризма – роды за границей. Как рассказала Фокусу директор киевского турагентства "Деметра", Надежда Снегирева, только за апрель она подготовила документы для трех украинок. Две через месяц должны родить в Австрии (в зависимости от клиники стоимость двухнедельного пребывания составляет от 8300 до 9500 евро), одна – в США ($10 тыс.).
Елена Асауляк в феврале родила дочь в одной из клиник Лос-Анджелеса. "Вся авантюра вместе с гостиницей, полным обследованием в госпитале, родами и перелетом в оба конца стоила мне около 19 тысяч долларов, – рассказывает Елена. – Хорошо, что с визой мне повезло, – в прошлом году я съездила в командировку в Балтимор, и теперь в паспорте стоит многоразовая пятилетняя". Тем, кто хочет повторить ее подвиг, советует изучить все детали. Вплоть до правил перевозки беременных различными авиакомпаниями. Так, американская Delta, на самолете которой Елена летела в Калифорнию, берет на борт женщин, чей срок беременности не превышает 38 недель.
Под музыку Вивальди
"Как и 20 лет назад, наши врачи убеждены в том, что беременность – это тяжелая болезнь. И как остальные болезни требует упорного лечения, – с ужасом вспоминает этот период жизни 25-летняя киевлянка Ирина Тимченко. – Гинекологи даже любят шутить, мол, здоровая женщина – это женщина, которую недостаточно хорошо обследовали".
Чрезмерная забота врачей женской консультации, куда законопослушная Ирина встала на учет, привела к тому, что уже к середине беременности она твердо решила рожать дома, заранее подыскав опытную акушерку. Медики намерение Ирины посчитали слишком революционным: когда женщина прекратила сдавать бесконечные анализы и по два раза в неделю являться на прием, ее начали донимать звонками. Среди прочих страшилок ей сообщили и о том, что роды в домашних условиях в Украине противозаконны, а участникам этой авантюры может грозить уголовная ответственность. Не в последнюю очередь благодаря поддержке своего мужа Сергея Ирина устояла и в марте родила здоровую дочь – у себя дома под музыку любимого Вивальди. Кстати, с тех пор как она написала расписку о том, что осведомлена о возможных последствиях и берет всю ответственность на себя, медработники потеряли к ней интерес.
Сложности, с которыми столкнулась Ирина Тимченко, желая избежать встречи с медицинским конвейером, явно удивили бы ее европейских сверстниц, например, голландок. Руководитель харьковского клуба для будущих и молодых родителей "Семья от А до Я" Валентина Чичкун, побывавшая в Стране тюльпанов, утверждает, что тамошние беременные в основном сдают анализы один раз. Не в пример советской школе акушерства европейцы исповедуют более легкомысленный подход: коль женщина смогла забеременеть, значит, она здорова. По крайней мере, настолько, чтобы благополучно выносить и родить. Кстати, все больше голландок предпочитают родные стены: по статистике, 38–40% жительниц Нидерландов рожают дома.