В прокат вышла вторая часть киноэпопеи Федора Бондарчука «Обитаемый остров», в которой режиссер продемонстрировал умение заимствовать чужие идеи и страсть к голливудским экшенам
Тем зрителям, которые с нетерпением ждали второй части блокбастера "Обитаемый остров" в надежде на то, что она окажется лучше первой, можно только посочувствовать. Несмотря на масштабную рекламную кампанию, разговоры о беспрецедентном для российского кинематографа бюджете и обилие звездных фамилий в титрах, фильм "Обитаемый остров. Схватка" может порадовать только тех, кто не выдвигает особых требований к тому, что смотреть.
Лучшие романы братьев Стругацких – это больше социальная философия, чем научная фантастика как таковая, и "Обитаемый остров" тому подтверждение. В центре повествования у писателей – человек максимально развитый как физически, так и интеллектуально, житель утопического светлого будущего. Земля, достигшая идеального состояния равновесия в развитии цивилизации, порождает институт прогрессорства, с помощью которого пытается помочь отсталым планетам, погрязшим в тоталитаризме и эколого-техногенных катастрофах.
Братья-фантасты создали целый мир – Мир Полудня, где за идеей прогрессорства стоит благополучная цивилизация будущего. Однако именитый российский режиссер, получивший в свое распоряжение неслыханный бюджет в $37 млн., явно увлекся и превратил первую часть литературной трилогии "Волны гасят ветер" в пестрое месиво из спецэффектов, ряда недвусмысленных заимствований из голливудских фильмов и сомнительного подтекста. Из экранизации с корнем вырвана идея нового надежного Земного мира. Остались лишь парень, ведущий себя как рьяный прямолинейный комсомолец, да несчастная планета, покрытая радиационным и человеческим мусором.
С мира по нитке
Во второй части фильма главный герой Максим Каммерер (Василий Степанов), дитя идеального мира будущего, так и не перестает улыбаться, симпатичная жительница планеты Саракш Рада (Юлия Снегирь) продолжает демонстрировать зрителям бюст четвертого размера и взгляд с поволокой, а Максимов приятель Гай (Петр Федоров) почти все экранное время вопит и брызжет слюной. Впрочем, вопли и кровавая слюна – неотъемлемая часть "Схватки": кричат тут все, много и самозабвенно. Судя по всему, Бондарчук счел, что надрывный крик – лучший способ передать сложное эмоциональное состояние героев.
Сам режиссер и продюсер картины Александр Роднянский говорит, что второй фильм представляет собой самодостаточную киноединицу, не привязанную к фильму, который вышел в январе. Однако на вопрос о том, стоит ли знакомиться с первой частью перед просмотром второй, Бондарчук отвечает все-таки утвердительно. Совет вполне уместный, поскольку январская картина при всех своих недостатках выглядит более смыслообразующей по сравнению с апрельской.
"Схватка" напоминает одновременно такие фильмы, как "Дюна" Дэвида Линча, "Вспомнить все" Пола Верховена, "Пятый элемент" Люка Бессона и "Матрицу" братьев Вачовски. Однако получилось в итоге некое подобие фантастического боевика "Поле битвы: Земля" Роджера Кристиана, ставшего излюбленным объектом насмешек критиков и похоронившего на некоторое время Джона Траволту как актера.
"Мне как режиссеру, фанату Стругацких больше нравится первая картина. Я отдаю ей предпочтение, потому что там практически не измененные тексты из книги – идея писателей о мироустройстве, о тоталитарном режиме, о природе власти. Первая часть для меня философски более интересна, чем вторая", – честно признается Федор Бондарчук.
Пан или провал?
Впрочем, несмотря даже на то, что ключевая сцена фильма удивительно похожа на драку главного героя "Матрицы" с агентом Смитом и на финальный бой из мультфильма "Король Лев" одновременно, у дилогии есть свои поклонники. За один уик-энд "Обитаемый остров. Схватка" посмотрели около 800 тыс. российских зрителей, принеся создателям фильма почти $4 млн. Украинцы же раскошелились всего на $258, 4 тыс., и через несколько дней после выхода на экраны столичные кинотеатры встречали "Схватку" полупустыми залами.
Сам режиссер пока соблюдает спокойствие и утверждает, что зрители еще пойдут на его картину. "Пойдут хотя бы для того, чтобы изничтожить ее потом", – самокритично замечает Бондарчук.
Впрочем, своеобразным утешением российскому режиссеру могут служить слова писателя Бориса Акунина: "Экранизация – это очень полезная вещь для того, чтобы читатели больше покупали твоих книжек. В этом состоит главная и единственная польза экранизации. А в чем еще?"
«300 спартанцев», 2006 Зак Снайдер Манера изъясняться с помощью отчаянного крика очень напоминает способ общения в Спарте Зака Снайдера | ||
«Поле битвы: Земля», 2000 Роджер Кристиан Внешний вид персонажа Гоши Куценко – копия главного негодяя, сыгранного Джоном Траволтой | ||
«Матрица», 1999 Энди Вачовски, Ларри Вачовски Цитат из «Матрицы» в «Схватке» предостаточно. Однако наибольшее сходство – в постановке драк, в которых принимает участие герой Степанова | ||
«Пятый элемент», 1997 Люк Бессон Город, в который попадает юный Каммерер, сделан по образу и подобию мегаполиса из «Пятого элемента». Также на одного из персонажей Бессонна – злодея Зорга – похож Фанк из «Схватки» | ||
«Бегущий по лезвию», 1982 Ридли Скотт Создатели «Схватки» позаимствовали образы не только для главных героев, но и для второстепенных |