В мире это называют "идеальной работой на лето". Фокус выяснял, кто такие лайфгарды и чем они отличаются от спасателей, как развивать пляжную культуру и что это даст украинским отдыхающим
Жаркий августовский выходной многие киевляне проводят на пляже. Там же лежу и я, разморенная послеполуденным солнцем. То, что что-то происходит, понимаю только по резкому движению, которое замечаю краем глаза. Три человека в красной униформе "стрелой" бросаются в воду и выносят оттуда мальчика лет пяти. Оказалось, он тонул в метре от берега. Не было ни крика, ни всплеска. Мама мальчика стояла у воды, буквально на секунду отвернулась и, как и я, отреагировала только на движение спасателей и за ними ринулась в воду. Обоих благополучно эвакуировали из реки, но отпустили не сразу, а провели успокоительную беседу и удостоверились, что все в порядке.
В эти минуты я ощущаю себя, будто внутри американского сериала. Но нет: все это происходит на пляже "Венеция" в киевском Гидропарке, а люди в красной униформе – спасатели "Пляжного патруля", общественной организации, которая следит за порядком и безопасностью на муниципальных пляжах и в зонах отдыха. При этом патрульные ничем не отличаются от своих американских или австралийских коллег. Они эффективно работают по международным стандартам, носят узнаваемую во всем мире красно-желтую экипировку и называют себя лайфгардами, спасателями на воде. Есть и термин лайфсейвинг, обозначающий спасателей-волонтеров, а также социально ответственное движение и особый вид спорта, включающий десятки дисциплин. Фокус узнавал, как "Пляжный патруль" развивает эти стандарты и культуру в Киеве.
Спасатель или лайфгард
"Каждому нужен свой вызов. Кто-то помогает бойцам АТО, кто-то – детям с онкозаболеваниями. Наш вызов – спасение людей на воде. Мы стараемся заниматься этим увлекательно, но без лишнего пафоса, с акцентом на главные группы риска – молодежь и семьи с детьми", - рассказывает Денис Пикалов, основатель "Пляжного патруля".
Денис – одессит, в детстве тонул дважды. Мы встречаемся в кофейне в центре Киева, и мой собеседник собран и скрупулезен, говорит, не отвлекаясь на сообщения, приходящие на два его телефона. До 2014 года, когда возникла первая идея о пляжном патруле, Пикалов успел поработать по разные стороны "баррикад" – был и журналистом и чиновником. В то время спасатели, работавшие в КП "Плесо", получали круглый год зарплату порядка 1600-1800 грн и были не особенно мотивированы. Тем временем статистика утоплений, которую дает ДСНС, неутешительна – к примеру, с начала этого года в водоемах Киева утонули 52 человека.
Перед началом работы лайфгарды проходят 56-часовое обучение и получают навыки сердечно-легочной реанимации и доврачебной помощи
Когда мэрия предложила Денису Пикалову заняться проблемой пляжей и создать современный муниципальный сервис, он погрузился в тему спасения на водах и обнаружил, что в странах с развитой пляжной культурой это разветвленное движение, а лайфгарды работают иначе, чем украинские спасатели. Они не покидают свой пост, не отворачиваются от пляжа и воды, анализируют происходящее на их территории с помощью специальной техники скрининга. Перед началом работы лайфгарды проходят 56-часовое обучение и получают навыки сердечно-легочной реанимации, доврачебной помощи, а также изучают протоколы действия в различных случаях. Ведь люди тонут по-разному – бывают уставшие пловцы, бывает, люди расслабляются и засыпают в воде, бывает, что человек ударился в воде о что-то и повредил позвоночник. В каждом случае спасатель действует по-разному.
Попутно оказалось, что украинские стандарты спасения на водах устарели – к примеру, лайфгарды используют серфы, каяки, каноэ и другие плавсредства, но не лодки, которые гребец направляет спиной вперед и просто не видит, где находится тонущий человек.
Движение спасения на водах началось в Великобритании еще в начале XIX века. Спасение жизней было делом чести для джентльменов, которые на волонтерских началах помогали морякам и пассажирам кораблей, потерпевших крушение. Сейчас это движение развито во многих странах, особенно хорошо в США и Австралии – странах с огромной береговой линией. Работа лайфгарда популярна среди молодежи, ведь вы проводите лето на пляже и в то же время занимаетесь важным делом, помогаете людям, спасаете их. Эти международные практики и развивает "Пляжный патруль", который работает в Киеве уже третий сезон.
Правила жизни на пляже
Лежа на пляже "Венеция", вы услышите частые объявления в мегафон. Среди них - "не заплывайте за буйки", "пить спиртное на пляже запрещено", "не забывайте пользоваться солнцезащитным кремом". В этом отношении "Венецию" можно назвать пляжем нового поколения, потому что здесь есть четкие правила и люди, которые следят за их выполнением. Этим тоже занимается "Пляжный патруль", для которого превентивные меры по предотвращению утоплений так же важны, как и спасение людей. Вдоль пляжа есть несколько деревянных вышек, на каждой из них – трое лайфгардов, которые постоянно сканируют территорию. И если на пляже вы закурите или попытаетесь утопить буй, то к вам лично будут обращаться до тех пор, пока вы не прекратите. В случае, если вы захотите поплавать, приняв "на грудь", патрульные будут корректно уговаривать вас все-таки не идти в воду и не испытывать стихию.
"Пляжный патруль" ведет не только трагическую, но и оптимистическую статистику: в 2016 году на пляжах Киева лайфгарды спасли 144 человека, в 2017-м – 105 человек
"Не всем нравится то, что мы "орем". Но мы вежливые, уверенные в себе и стоим на своем. И снова и снова мы будем просить соблюдать правила", – говорит Артем Гальчук, руководитель "Пляжного патруля".
Гальчук – одессит, в детстве тонул три раза. Пока мы гуляем по Венецианскому острову, он рассказывает о своем американском опыте лайфгарда и том, как устроен патруль. На третьем курсе экономического факультета он прошел подготовку, жесткий отбор, в числе троих из 60 претендентов уехал в США и работал на пляжах Карибского залива.
Артем вспоминает, что, приходя на пляж, американцы первым делом уточняют у лайфгардов, что можно и что нельзя. И в целом там принято благодарить за службу. Украинцы пока к такому непривычны: если нам что-то не нравится, мы сразу выражаем недовольство, а если все хорошо – молчим.
Есть и такие отдыхающие, кто притворяется утопающим, чтобы проверить работу лайфгардов. "Мы считаем это неэтичным поведением. Потому что пока лайфгард идет к такому притворщику, может утонуть ребенок, который стоит по колено в воде", – уточняет Артем Гальчук.
Все происходящее на пляже патрульные детально описывают и ведут внутреннюю статистику. За сезон они насчитывают около четырех миллионов визитов на киевские пляжи. Но в пляжной жизни, как и любой другой, есть периоды затишья и "бурь". К примеру, чаще всего происшествия случаются с четырех до шести часов пополудни, когда люди уже утомленные солнцем, но до вечера еще далеко и они стремятся в воду. Если говорить о летнем сезоне в целом, то патрульные выделяют несколько пиковых дат – это длинные праздничные выходные на День независимости или День конституции, а также 25 мая, когда разгоряченные праздником выпускники идут на пляж и начинают прыгать с моста. Для патрульных эти даты означают усиление бдительности и напряженную работу. А еще, в отличие от ДСНС, "Пляжный патруль" ведет не только трагическую, но и оптимистическую статистику, считая тех, кого спасли, а не потеряли. В 2016 году на пляжах Киева лайфгарды спасли 144 человека, в том числе 26 детей, в 2017-м на их счету – 105 спасенных человек, из них 27 детей.
Попасть на вышку
Чтобы стать лайфгардом "Пляжного патруля", нужно ценить жизнь человека и уметь плавать. В отборе людей в "Пляжный патруль" нет дискриминации по расовому, гендерному или возрастному признаку, нормативы одинаковые для всех. Перед началом каждого сезона организация проводит отбор всех желающих, которые сдают нормативы по плаванию. Нужно на время проплыть 50 и 500 метров, а также две минуты продержаться в воде, держа руки за спиной и не касаясь дна и бортиков бассейна. Желающих довольно много: как рассказывает Денис Пикалов, к ним приходит до 500 человек. Из них остается 120, причем это люди разного возраста и специальностей, много студентов, а профессиональных пловцов не более 10%. Те, кто прошел нормативы, затем учатся по программам и спецкурсам, которые соответствуют международным стандартам. Привлекают профильных специалистов: к примеру, модули доврачебной помощи проводят представители Красного креста.
Кроме прочего, лайфгарды проходят курсы инклюзивности, стресс-менеджмента и управления конфликтами
Курс обучения в Киеве длится 56 часов – дольше, чем в других странах. Как рассказывают представители "Пляжного патруля", они добавили модуль инклюзивности – сюда входят навыки физической и психологической помощи людям с инвалидностью. Более того, на киевских пляжах есть специальные кресла-амфибии, чтобы люди с особенными потребностями могли отдыхать на воде. Также киевские лайфгарды проходят курс стресс-менеджмента и управления конфликтами, которого нет у их американских коллег. Артем Гальчук рассказывает, что в США в случае любой конфликтной ситуации на пляже лайфгарды вызывают копов, они сразу приезжает и все решают. В Киеве на вызовы Артема и его коллег полиция реагирует далеко не всегда. Поэтому нужно уметь самим решать конфликты с пьяными агрессивными посетителями, к примеру. По окончанию учебы у будущих патрульных есть экзамен – бег, заплыв против течения на открытой воде и снова бег.
Гальчук вспоминает, что в первый сезон 2015 года все, кто прошел отбор и обучение, работали как волонтеры и выходили на смены по выходным. Правильной экипировки тогда не было, и они приспосабливали для своих нужд надувные круги, к которым привязывали шнур.
C 2016 года "Пляжный патруль" перешел на полноценную работу – каждый день, с утра до вечера, охватывая 23 муниципальных пляжа и зоны отдыха. Работают лайфгарды по контракту с КП "Плесо", получают почасовую оплату, 44 грн в час и работают только в сезон, который длится с 15 мая до 15 сентября. В остальном "Пляжный патруль" остается независимым – в отборе и учебе людей, формировании стандартов и контроле качества услуг. Как отмечает Денис Пикалов, это было принципиальное решение, чтобы оставаться максимально открытыми и привлекать новых единомышленников.
Если человек опаздывает на смену больше, чем на пять минут, или покинул пост, когда на пляже нет людей – с ним расстаются
Рабочий день киевского лайфгарда начинается в восемь утра – с часовой тренировки, после которой люди расходятся на посты и патрулируют. Они могут работать до восьми вечера и дольше, если на пляже много людей. Как рассказывает Артем Гальчук, требования к лайфгардам довольно жесткие и постоянно повышаются. Им нельзя пить спиртное и курить в униформе, нельзя на посту спать, отворачиваться от воды, не говоря уже о том, чтобы покинуть его. Если человек опаздывает на смену больше, чем на пять минут, или покинул пост, когда на пляже нет людей – с ним расстаются. Работу патрульных мониторят их коллеги-супервайзеры, которые объезжают все посты, а координирует всех на смене оперативный дежурный, он же в случае необходимости вызывает скорую и полицию.
Героем может быть каждый
У входа на пляж "Венеция" есть небольшой дом – это база "Пляжного патруля" и одновременно клуб, который объединяет тех киевлян, которым интересна культура лайфсейвинга. Здесь есть и рабочая зона, и диванчики, и задний дворик, уставленный каяками и другой экипировкой. На стенах клуба развешаны фотографии с прошлых сезонов. Помимо основного состава лайфгардов каждый сезон с ними работают и волонтеры – люди, которые готовы несколько часов на выходных патрулировать пляж и таким образом проводить свой досуг. В этом отношении Киеву есть куда стремиться: в Австралии, к примеру, функционируют более 300 таких клубов, которые охватывают 400 пляжей. И люди ходят туда годами, приводят своих детей и внуков, чтобы они научились навыкам выживания и оказания помощи на воде, да и просто развлеклись.
Клубную культуру развивают и в Киеве. Организовывают обучение для взрослых, при этом вы можете посещать не весь курс, а те модули, которые вам интересны. К примеру, освоить сердечно-легочную реанимацию или навыки патрулирования на каяке. Приглашают и детей, для которых организовывают эстафеты, забеги в ластах и с веселыми желтыми уточками, так приобщая к пляжной культуре. "Пляжный патруль" готов делиться своими знаниями и опытом со всеми желающими, включая активные и неравнодушные к безопасности на воде сообщества из других городов Украины.
У "Пляжного патруля" есть девиз: "Героем может быть каждый". Денис Пикалов и Артем Гальчук хотят, чтобы в Киеве и в перспективе в Украине клубов лайфсейвинга стало больше, хотят проводить чемпионаты между клубами и вообще вовлекать в это движение как можно больше и взрослых, и детей, чтобы они могли реализовать свой потенциал и желание помогать и спасать. И в этом большая ценность их инициативы – то, что она рассчитана на поколения вперед.