Разделы
Материалы

Ароматный выхлоп

На Западе автомобили активно «питаются» биотопливом. Его производство начинается и в Украине, но выгоды от этого пока весьма сомнительны

Гендиректор компании "УкрБиоЭнергия" Вячеслав Бельский уже больше года заправляет свой Mitsubishi Pajero смесью традиционного дизтоплива с биодизелем в пропорции 50х50. "Хотя бывает, что заливаю и чистый биодизель", — признается г-н Бельский. Заправляется на одном из мини-заводов по производству биодизеля, разработанных его компанией. Небольшая потеря мощности двигателя (от 5% до 10%) не ощущается. А запах выхлопа напоминает при этом нагретое на сковороде подсолнечное масло.

В Украине таких, как Бельский пока немного, а вот в Европе и обеих Америках автомобили уже массово заправляют еще недавно экзотическим биотопливом. Для его изготовления используют любое сырье — кто чем богат. Избыток сахарного тростника в Бразилии стал источником альтернативного бензину метилового спирта — биоэтанола. В США на его производство уходит почти четверть урожая кукурузы. Поля европейских стран засевают соей и рапсом, из которых делают биодизель. А рыболовы Вьетнама для создания горючего поставляют специальные сорта жирной рыбы. Так человечество упорно пытается отдалить энергетический кризис, надвигающийся из-за истощения запасов нефти.

Биотопливный эффект
Причины мирового увлечения биотопливом понятны: запасы углеводородного сырья исчерпываются огромными темпами, а значит, цены на него будут постоянно расти. Кроме того, страны-потребители очень хотели бы уменьшить энергозависимость от нефтеэкспортеров. Также было бы неплохо улучшить экологию, да и сельское хозяйство в наше индустриальное время требует немалой поддержки. Определив законом обязательные нормы использования биотоплива, Евросоюз и США стараются решить все эти проблемы сразу. И активно стимулируют его производство и потребление: в Соединенных Штатах на топливо Е10 (с 10-процентной добавкой этанола) на треть снижена ставка акциза, а производители получают субсидии — по 5-10 центов на литр. Президент Буш, большой любитель оригинальных высказываний, заявил, что готов заплатить любую сумму за первый миллиард литров биоэтанола, если в его основе будет не кукуруза (как сейчас), а солома. Мол, так начнут разрабатывать еще один источник "горючки", обкатают технологии, а дальше оно само пойдет.

Европа идет более традиционным путем — во многих странах ЕС для производителей биотоплива налоги намного снижены. В Швеции владельцы биоавтомобилей вообще освобождены от платы за парковку в центре города. До 2010 г. долю биотоплива в Евросоюзе решено довести до 10%. А в активно развивающемся Китае, по данным местных медиа, доля биотоплива на основе биоэтанола уже составляет около 20% всего потребления на внутреннем рынке. Следующим этапом обещает стать более эффективный биобутанол, производство которого начали в этом году.

Мировой автопром адекватно реагирует на природное горючее. В Бразилии, которая в 70-х годах прошлого века первой начала массово применять биоэтанол из сахарного тростника, более 4 млн. машин уже ездят на чистом этаноле. Там специально выпускают автомобили с двигателями, работающими исключительно на спирту. Есть и гибридные модели: к примеру, у компании Ford имеется модель Focus, для которой годится и обычный бензин, и смесевой, где доля этилового спирта может достигать 80%. Это так называемые машины типа flex-fuel — их уже полно на дорогах Америки и Европы. Кстати, для корпорации это своего рода возврат к истокам: первые модели Ford T, по задумке Генри Форда, работали именно на этиловом спирте, дабы фермеры могли перегнать излишки зерна или сахарной свеклы и заправить своих "железных коней".

Привкус политики
В Украине с биогорючим пока лишь экспериментируют — соответствующий законопроект прошел только первое чтение в парламенте, да и то уже после указа о роспуске Верховной Рады. А госстандарт вступит в силу с 1 июня этого года. Тем не менее, восемь спиртзаводов и более десятка фирм предлагают оборудование для производства биодизеля. Они готовы предоставить собственные разработки и монтируют небольшие заводы из импортных или украинских комплектующих "под ключ".

"Мы запустили заводы в Ровенской, Херсонской, Запорожской, Днепропетровской областях", — рассказал Фокусу гендиректор компании "УкрБиоЭнергия" Вячеслав Бельский, который последние три года занимается оборудованием для производства биодизеля. Сегодня, к примеру, одно из Днепропетровских автотранспортных предприятий заправляет свои автобусы междугородних маршрутов наполовину обычной соляркой, а наполовину биодизелем. Чаще всего покупателями мини-заводов становятся фермерские хозяйства, иногда даже вскладчину. Им наиболее выгодно использовать собственный рапс: тонна рапса дает до 900 кг "биосолярки", а себестоимость биодизеля получается около 2,5-2,6 грн./л. То есть, литр биодизеля собственного производства обойдется примерно на гривну дешевле, чем литр покупного минерального дизтоплива.

Но у аналитиков на этот счет иная точка зрения. "Украине невыгодно производить биодизель — его стоимость получается слишком высокой", — уверен Олег Нивьевский, научный сотрудник проекта "Немецко-Украинский аграрный диалог". Он утверждает, что за рубежом производство биотоплива является больше политическим проектом, который имеет государственные преференции. Так, в Евросоюзе выплачивают 200 евро дотации на каждый гектар сельхозугодий вне зависимости от того, что на нем выращивают — хоть рапс, хоть пшеницу. "Есть и непрямая поддержка производства биотоплива — через директивы по его обязательному применению в горючем, которое реализуют на АЗС", — поделился с Фокусом г-н Нивьевский. Вот только финансируется такая поддержка уже из карманов потребителей: к примеру, в Германии обязательное 5-процентное смешивание биодизеля и обычного дизеля приводит к росту цен на топливо, а дополнительные затраты на потребителей составляют до 1 млрд. евро. Кстати, четверть всех немецких биотопливных заводов в прошлом году работала с убытком. Так и у нас — без протекционистских мер, считает эксперт, производство биотоплива будет нерентабельным.

Дело техники
Тем не менее, некоторые украинские автолюбители уже "поят" биогорючим своих железных коней. Специалисты утверждают, что 5% этанола, добавленного в бензин, тоже никому особо не помешают. Так что ввести у нас европейские нормы биотопливу технически возможно. По словам экспертов, сейчас практически все крупнейшие автопроизводители мира — хоть Toyota, хоть BMW, допускают использование горючего с добавлением до 10% этилового спирта. Правда, говорят, что Ferrari пока советует воздерживаться от использования бензина с долей этилового спирта. Но украинские автолюбители с этим, наверное, смирятся.

Однако у нас могут возникнуть другие трудности. В апреле первое чтение прошел законопроект о биотопливе, которым устанавливаются нормативы использования 10% биоэтанола в бензине до 2010 г. и 8% биодизеля в составе дизтоплива. А в 2011 г. весь автопарк городов с населением более полумиллиона человек должен быть переведен на экологически чистое топливо. По расчетам экспертов Института экономических исследований и политических консультаций, при реализации предусмотренных законопроектом мер, маржа производителей составит "минус" 12%. А бюджет недополучит более 1,1 млрд. грн. налогов и потратит около 150 млн. грн только на компенсацию кредитов для постройки заводов. Потребителям же придется платить дополнительно по 14 коп./л смесевого бензина и 18 коп./л дизтоплива с биодизелем. Кроме того, учитывая нынешнее качество горючего на украинских АЗС, возникает вопрос, будут ли недобросовестные продавцы добавлять в него биотопливо или ограничатся банальной "бодягой".

Вопрос сырья тоже непростой. Есть идеи, что биоэтанол можно производить из сахарной свеклы — мол, поможем исконно украинской отрасли, приходящей в упадок. Но только если спирт из свеклы гнать для заправки авто, он получится "золотым". В принципе, можно выйти из положения с помощью зерна — у нас достаточно непродовольственной пшеницы. А для биодизеля, как подсчитал Кабмин, нужно лишь увеличить посевы рапса до 10% общей площади пашни — этого должно хватить. Вот только сырье дорожает на глазах: стоимость рапса за последние два года выросла с 700 до 1400 грн. А из-за спроса производителей биотоплива в мире растут в цене и зерновые. Поэтому не исключено, что "экологическая гонка" вскоре поставит людей перед выбором, кого кормить: людей или автомобили.

Чем хорош биодизель