Разделы
Материалы

Простить нельзя бежать. Что делать женщинам, оказавшимся в роли домашней жертвы

Евгения Королёва
Фото: pamelawilliamssw.com

История матери четырех детей Лилии Шевцовой, обвинившей мужа Александра Русанова в семейном насилии, всколыхнула украинскую общественность, а в дело вмешалась полиция и политики. Фокус разбирался, что делать женщинам, оказавшимся в роли домашней жертвы

Революция соцсетей

Поздно вечером 28 августа Лилия написала в соцсети, что много лет страдает от физического, эмоционального и финансового насилия со стороны своего мужа. Сказала, что ищет "поддержки и возможности выйти из этого ада с детьми". Эмоциональный пост киевлянки стали комментировать знакомые и незнакомые люди, чуть позже к обсуждению подключились представители МВД, сообщившие, что к дому потерпевшей выехал наряд полиции. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко попросил потерпевшую направить письмо на его имя. Уже через несколько часов Александра Русанова изолировали, и у Лилии было время для дальнейших действий. На следующий день женщина написала, что она и дети находятся в безопасности.

Одни исследования показывают, что в Украине каждая пятая женщина подвергается домашнему насилию, другие уверяют, что каждая третья

Кейс Шевцовой вызвал широкий резонанс еще и потому, что позволяет оценить, насколько эффективно сейчас работают те механизмы государственного реагирования, которые внедрялись в последнее время. И наиболее важными пунктами в этом вопросе стало принятие в декабре прошлого года закона о предотвращении и противодействии домашнему насилию и запуск мобильных групп "Полина" (Полиция против насилия).

Одни исследования показывают, что в Украине каждая пятая женщина подвергается домашнему насилию, другие уверяют, что каждая третья. Посчитать же в реальности количество пострадавших просто невозможно — большинство из них никогда и никуда не обращается. Во многом из-за существующего у нас в обществе толерантного отношения к агрессивной роли мужа в семье. Однако психолог Ольга Краснова считает, что постепенно эти стереотипы нивелируются.

— "Надо терпеть ради детей", "раз женился, то это уже твой крест на всю жизнь" — я твердо уверена, что эти установки меняются в нашем обществе, — комментирует психолог. — Конечно, эти изменения не могут быть одномоментными, но мы движемся в правильном направлении.

Говорить о результатах по делу Лилии Шевцовой преждевременно, но уже сейчас понятно, что социальные сети медленно меняют ситуацию с домашним насилием. Они дали возможность потерпевшим свободнее говорить об этом и рассчитывать на поддержку со стороны даже незнакомых людей.

Портрет жертвы

Если насилие происходит непосредственно сейчас, эксперты советуют как можно быстрее вызывать полицию

Женщина от 35 до 47 лет, замужем, с одним-двумя детьми. Такой условный портрет жертвы набрасывает Ольга Краснова.

— Это очень приблизительные характеристики, — уточняет эксперт. — У многих остается стереотип, что чаще всего в такие отношения попадают малообразованные и неуспешные "серые мышки". Ничего подобного! Эта проблема очень далека от социальных условностей. Женщины могут быть успешными и красивыми и при этом страдать от домашнего насилия.

В то же время наиболее незащищенными в таких ситуациях оказываются женщины в селах. Если в райцентрах и областных городах есть надежда, что полиция вовремя среагирует на заявление, а женщина может скрыться хотя бы на время в приюте и получить бесплатную юридическую и психологическую поддержку, то жительнице какой-нибудь Архиповки на Полтавщине, скорее всего, придется рассчитывать только на себя. К сожалению, даже на родственников женщинам зачастую не приходится полагаться.

Алгоритм действий

В случае, когда есть возможность подготовить свой уход от мужа-тирана, нужно собрать свой "тревожный чемоданчик", советуют в общественной организации "La Strada-Україна", где вопросами насилия в семье занимаются на протяжении 20 лет.

— Прежде всего нужно подготовить документы: паспорт, свидетельства о рождении детей и так далее, — рассказывает вице-президент организации Катерина Черепаха. — Если получается, желательно отложить хотя бы минимум денег на первое время. Также должны быть ключи от квартиры и вещи первой необходимости. Все это нужно спрятать в укромном месте и воспользоваться в случае необходимости.

Психолог Ольга Краснова уверена, что в такой ситуации обязательно надо иметь поддержку со стороны.

"Самый главный совет для женщин, пострадавших от домашнего насилия, — не молчать"

— Мой самый главный совет для женщин, пострадавших от домашнего насилия, — не молчать! — говорит психолог Ольга Краснова. — Необходимо поделиться с тем, кому доверяешь, и это не обязательно должен быть родственник.

Если женщина все же решается уйти от мужа-тирана, она может постараться максимально обезопасить себя и детей через правовую систему.

— Пострадавшая может обратиться в суд за получением ограничительного предписания, — разъясняет юрист Марина Легенька. — Для пострадавшего лица это бесплатная процедура — за подачу заявления не взыскивается судебный сбор. Рассматривается оно в течение 72 часов.

Но все эти советы подходят в случае, если побег от мужа планируется заранее. Если же насилие происходит непосредственно сейчас, то эксперты сходятся в одном — необходимо как можно быстрее вызывать полицию.