Разделы
Материалы

Всех излечит, исцелит. За что любят мультфильмы Давида Черкасского

Галина Ковальчук
Фото: ukraineartnews.com

30 октября не стало Давида Черкасского, он умер в 87 лет, на втором месяце комы после инсульта. Работы мультипликатора и режиссера, сделавшие наше детство веселее и ярче, разобрали на цитаты, некоторые из которых не встречались во взятых за основу книгах

Черкасский работал на студии "Киевнаучфильм" и был редким представителем советской украинской мультипликации, у которого был собственный выразительный стиль, новаторские находки и творческая смелость. На "Киевнаучфильме" он снял более 20 мультфильмов, однако самую большую популярность приобрели три — "Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит" и "Остров сокровищ". Их посмотрели миллионы людей и разобрали на цитаты, актуальные во все времена. Некоторые из них, вроде "Как вы яхту назовете, так она и поплывет" или "Не ходите, дети, в Африку гулять" были взяты из книг, другие, такие как "Я там и тут — куда пошлют. А посылают часто" или "Где карта, Билли? Нам нужна карта..." встречаются только в мультфильмах. Благодаря Черкасскому у украинской мультипликации появилось характерное, отличное от других "лицо", и в этом значение его работ очень высоко.

Одна жизнь – разные эпохи

Давид Черкасский — человек, который видел несколько эпох. Он родился в 1931 году в городе Шпола Черкасской области. Во время Второй мировой жил с семьей в эвакуации, видел послевоенные голод и разруху. Ощущал на себе бытовой антисемитизм — хотел поступать на факультет архитекторы, но не взяли. И Черкасский окончил технологический факультет Киевского инженерно-строительного института, а после него работал инженером-конструктором. Но всегда вспоминал, что эта работа была ему не в радость, а вот рисовать любил с детства. Еще до войны он увидел мультфильм в кинотеатре, и сам начал рисовать кадры с разными персонажами. Этим он занимался и в бытность свою инженером, а когда в 1959 году открывалась студия мультипликации на "Киевнаучфильме", Черкасский, не раздумывая, принес свои рисунки и прошел отбор. Так он стал мультипликатором, стажировался в "Союзмультфильме" у Вячеслава Котеночкина, автора "Ну погоди!", разбирал мультфильмы Уолта Диснея, чтобы понять особенности новой профессии.

Широкую известность Давиду Черкасскому принес многосерийный мультфильм "Приключения капитана Врунгеля", снятый в 1976–1979 годах. Основой для сюжета стала одноименная повесть Андрея Некрасова, куда Черкасский привнес детективный сюжет с украденной статуей Венеры и гангстеров, которым противостоят главные герои. Как вспоминал Давид Янович, мультфильм имел огромный успех — его показывали по телевидению, и во время трансляции в некоторых городах даже отключалось электричество, потому что все жители включали голубые экраны.

Давида Черкасского вспоминают как светлого, радостного человека, который был всегда готов оценить хорошую шутку. Эти качества продолжат жить в его мультфильмах

Успешная карьера Черкасского в мультипликации оборвалась резко — в 1990-е, когда государственное финансирование отрасли прекратилось и система развалилась. Он предпринял несколько попыток снять новые картины, но все они не окончены. Зарабатывал Черкасский на рекламе, участвовал в заседаниях клуба шутников "Золотой гусь". Единственной его работой по специальности было сопрезидентство в Международном фестивале мультипликационных фильмов "КРОК".

Разные жанры — один мультфильм

"Когда делаешь картину, ты делаешь ее для себя. Только потом твое видение может с чьим-то совпасть. Я делал как умел, как-то оно совпадало", — рассказывал режиссер год назад в интервью Фокусу. Во многом идеи Черкасского возникали от необходимости — из-за стесненных условий съемок. Главным новшеством его работ называют комбинированные съемки, которые есть во всех его знаковых мультфильмах. К примеру, в "Приключениях капитана Врунгеля" рисованные кадры совмещены с видео моря. Это сделали только потому, что на съемки выделили слишком мало времени — нужно было снять 13 серий за четыре года, в то время как обычный десятиминутный мультик делается два года. Но Черкасский оценил эту технику и впоследствии сделал ее своей фирменной — в "Острове сокровищ" она особенно хороша, с видеовставками песенных и танцевальных номеров.

Режиссер вспоминал, что в советское время на студию "Киевнаучфильм" такого идеологического давления, как в Москве, не было, можно было работать свободнее и не бояться, что картину положат "на полку". Может, благодаря этому в его работах ощущается эта свобода и родство с западной мультипликационной традицией. Учеба на диснеевских мультиках не прошла для Черкасского зря — ее влияние можно проследить по визуальному оформлению мультфильмов с четкой, ясной картинкой без тумана и полутонов, но с яркими цветами. В мультипликационной части "Острова сокровищ" Черкасский использовал также комиксовый прием — со словом "бум!" в рамке, когда происходят взрывы. В создании "Доктора Айболита" режиссер предпринял особенно смелый ход — снял весь мультфильм как оперу, однако цензура это не пропустила, и в окончательной версии остались только речитативы и короткие песенки. Но главное, что сделало работы Давида Черкасского действительно незабываемыми, — это особенный, ироничный юмор и элементы сатиры. В том же "Острове сокровищ" есть пародийная отсылка к сериалу "Семнадцать мгновений весны" — досье на главных героев, которые зачитывает закадровый голос. И вот как они выглядели: "Капитан Смоллетт. Старый моряк и солдат. Говорит правду в глаза, отчего и страдает. Характер прескверный. Не женат".

Друзья и коллеги Давида Черкасского вспоминают его как светлого, радостного человека, который был всегда готов оценить хорошую шутку. Эти качества продолжат жить в его мультфильмах.