Японским ученым удалось получить здоровое потомство от трансгенных обезьян, причем дети генетически модифицированных игрунок (Callithrix jacchus) также несли чужеродный ген.
В качестве гена для вставки в геном игрунок авторы выбрали ген зеленого флуоресцентного белка (GFP). Результат модификации ДНК геном GFP легко проверить - белок флуоресцирует зеленым при облучении его ультрафиолетом.
Чтобы ввести ген GFP в геном обезьян, ученые воспользовались так называемым вирусным вектором. Этим термином обозначают вирусную частицу, геном которой модифицирован так, чтобы вирус не был патогенным. При этом способность легко проникать в клетки и встраивать свои нуклеиновые кислоты в геном клетки-хозяина у таких вирусов сохраняется. В данном случае исследователи выбрали вирус SV40, в геном которого был вставлен ген GFP.
Вирусом "заражали" оплодотворенные яйцеклетки игрунок. Соответственно, все клетки выросших обезьян будут нести ген GFP. Модифицированные яйцеклетки ученые подсаживали суррогатным матерям. В общей сложности 50 игрункам было подсажено 80 яйцеклеток. Семь обезьян забеременели, пять беременностей оказались успешными. GFP у трансгенных обезьянок экспрессировался в некоторых участках конечностей (что можно было видеть в ультрафиолете).
Как соообщает Lenta.ru, спермой одного из самцов по кличке Коу исследователи оплодотворили яйцеклетку "обычной" игрунки, подсадили ее суррогатной матери и дождались появления потомства. Дети трансгенного Коу также несли в своей ДНК ген GFP. Таким образом, встроенный чужеродный ген оказался устойчив в череде поколений.
Работа японских биологов вызвала бурный отклик в научном сообществе. Использованная авторами методика в перспективе может применяться для изучения наследственных заболеваний человека (например хореи Хантингтона или болезни Паркинсона). Именно, имея в виду будущее применение технологии в медицинской практике, ученые выбрали для своих опытов приматов. Полноценно исследовать течение и способы лечения болезней людей на мышах, червях или бактериях невозможно, так как эти организмы очень далеко отстоят от человека на эволюционной лестнице.