Разделы
Материалы

Искушение победой. Какие вызовы стоят перед новым митрополитом Киевским Епифанием

Екатерина Станко
Фото: Михаил Маркив / УНИАН

Учиться управлять, искать компромиссы и не стать частью государственного механизма, Фокус разбирался, какие первоочередные задачи стоят перед предстоятелем новой церкви

Автокефальная Православная церковь Украины официально будет провозглашена в день получения Томоса 6 января следующего года, но летопись ее будут вести с 15 декабря 2018-го. В субботу Объединительный собор избрал предстоятеля новой церкви - митрополита Переяславского и Белоцерковского Епифания. Отныне он будет именоваться Митрополитом Киевским и всея Украины. Миссия почетная, а задача — тяжелая, если взвесить все вызовы, которые придется принять и преодолеть.

Темные пятна

Митрополит Епифаний — в миру Сергей Думенко —получит из рук Вселенского патриарха Томос за месяц с небольшим до своего 40-летия. Для столь высокого духовного сана это почти что юный возраст. Тем не менее последние пять лет Епифаний является второй по значимости фигурой в Украинской православной церкви Киевского патриархата, правой рукой и наместником патриарха Филарета.

Также известно, что новый митрополит — титулованный богослов, автор ряда ученых трудов, член Союза журналистов Украины и Международной федерации журналистов, наместник Свято-Михайловского Выдубецкого монастыря, ректор Киевской православной богословской академии, член Высшего церковного совета УПЦ КП.

"Наверняка противники автокефалии сейчас будут искать хоть какой компромат на предстоятеля"

"В некоторых СМИ Епифания называют карьеристом, но фактически ему нечего предъявить, – говорит религиовед Антон Чернязовский. – Родился в селе, влиятельных родственников не имел, не был замешан в каких-то политических или имущественных скандалах. Будучи наместником патриарха, он участвовал во всех публичных мероприятиях, но держался в тени Филарета, писал на богословские темы и был немногословен с прессой. Наверняка противники автокефалии сейчас будут искать хоть какой компромат на предстоятеля, но на этот пост он заступает без темных пятен в биографии и с репутацией мудрого человека".

По словам эксперта, Епифаний имеет вес в церковных кругах не только Киевского, но и Московского патриархата. В 2013 году он дал свое первое интервью газете "Україна молода", в котором назвал священников МП "братьями, которые рано или поздно будут с нами в единой поместной церкви" и высказал поддержку митрополиту Владимиру, считая что власть Януковича давит на него посредством преследования личного секретаря — Александра Драбинко, которого обвиняли в соучастии в похищении игуменьи Покровского монастыря и ее помощницы.

"После Майдана и с началом АТО, когда УПЦ КП стала оказывать духовную и материальную поддержку украинским бойцам, отношения Епифания с рядом священников МП сильно напряглись, но тем не менее это та фигура, за которой могут последовать в будущем, – считает Антон Чернязовский. – Правда, если это случится, то не сейчас и не завтра". По мнению эксперта, все зависит от того, как проявит себя новая церковь — станет самостоятельным организмом или придатком к государственным механизмам.

"Такой посыл мы увидели 15 декабря, когда нового предстоятеля представил государственный чиновник – министр культуры Евгений Нищук", – отмечает Антон Чернязовский.

Эффект масштаба

Создание Украинской автокефальной поместной церкви действительно является частью государственного курса на полный разрыв с Москвой, из этого никто не делает тайны. Президент Петр Порошенко лично говорил со Вселенским патриархом Варфоломеем о Томосе и будет присутствовать в Константинополе на вручении грамоты митрополиту Епифанию.

"Искушение стать государственной церковью есть, и оно велико, – говорит завотделом философии и истории религии Института философии им. Сковороды НАН Украины Людмила Филипович. – Я думаю, что предстоятелю следует его преодолеть. Сказать государству: спасибо за поддержку, а дальше мы сами, своей дорогой. И это не единственный вызов, который придется принять митрополиту Епифанию. Ему предстоит провести реформу духовных школ. Раньше они готовили священников только для КП, а теперь нужно будет учитывать специфику объединенной церкви. Нужно будет выработать стратегию объединения, сформировать программу действий, провести ревизию имущества. Это колоссальная работа, требующая много энергии и сил. Правильно, что она ложится на плечи молодого священника".

"Искушение стать государственной церковью есть, и оно велико. Предстоятелю следует его преодолеть"

Епифаний как ректор духовного вуза безусловно имеет управленческий опыт. Но в тех масштабах, которые открываются сейчас, обращает внимание эксперт, его недостаточно.

"Так или иначе решать придется все вопросы — от настроений прихожан, а не все воспринимают идею объединения, до оплаты коммунальных услуг, – говорит Людмила Филипович. – В любом случае, я считаю, церковь нужно четко отмежевать от государства. Хотя бы затем, чтобы не отвечать на обвинения в политическом проекте".

Позиция власти

А обвинения в чрезмерном государственном вмешательстве могут звучать не только со стороны противников автокефалии внутри Украины, но и извне, считает религиовед Юрий Решетников: "Если Константинополь признал каноничность Украинской поместной церкви, это не значит, что ее признают все 14 церквей. В православии нет единоначалия как в католицизме, нет папы Константинопольского. Сербская, Болгарская, Александрийская православные церкви еще до собора высказались против автокефалии. Для них это опасный прецедент. Если Константинополь позволил себе вмешаться в дела Украинской православной церкви, он может пытаться руководить и другими".

И, пожалуй, один из главных вызовов — это вопрос имущества, на которое в разных епархиях разные взгляды.

"Епифаний человек не конфликтного характера. Если возникнут захватнические инициативы, он будет их сдерживать, – говорит Юрий Решетников. – Но мы не знаем, какую позицию займет власть и правоохранительные органы. Я приведу один пример: в 2017 году в Коломые греко-католики захватили свято-Благовещенский храм Украинской православной церкви (МП). Епископат УГКЦ очень резко осудил действия активистов, но это ничего не изменило. Храм остается захваченным до сих пор".

Выдержка, принципиальность, стойкость, терпение, мудрость, последовательность... От митрополита Киевского потребуется целый комплекса качеств, чтобы он смог выполнить свою миссию в строительстве новой украинской церкви. Ни одна история никогда не писалась легко.