Исторический фронт. 5 ключевых вопросов прошлого, омрачающих отношения Киева с Варшавой
На прошлой неделе Конституционный суд Польши признал неконституционной "украинскую часть" скандального закона об Институте национальной памяти. Принятое решение может придать импульс в урегулировании исторических разногласий, негативно влияющих на украино-польские отношения
Фокус собрал пять наиболее спорных вопросов украино-польской истории, по которым украинские и польские эксперты и политики до сих пор не могут прийти к согласию.
Колиивщина (май-июль 1768 года)
В феврале 1768 года под давлением российского правительства польский король Станислав Понятовский подписал трактат о формальном уравнении в правах с католиками верующих православной и протестантской церквей. Недовольная этим решением шляхта образовала Барскую конфедерацию и начала волну террора против православного населения на Киевщине, Подолье и Волыни. В ответ на эти действия в мае 1768 года вспыхнуло восстание во главе с Максимом Зализняком и примкнувшим к ним уманским сотником Иваном Гонтой. Кульминацией Колиивщины стал захват Умани, где гайдамаки устроили резню укрывшихся в городе поляков и евреев. Восстание подавили российские войска, которые 7 июля 1768 года предательски схватили руководителей повстанцев и передали их полякам.
Позиция Польши. Польская сторона рассматривает Колиивщину как пример социального бандитизма и придерживается мнения, что само восстание было спровоцировано российским правительством и направлено против поляков исключительно по этническому и религиозному признаку. В качестве примера приводится устроенный в Умани погром, который расценивается как этническая чистка, и универсалы Зализняка, в которых он призывал "казнить жидов и ляхов".
Позиция Украины. Отечественные историки акцентируют внимание на том, что восстание и жестокость гайдамаков спровоцировали бесчинства барских конфедератов. При этом многие украинские исследователи осуждают действия повстанцев во время "Уманской резни". Вместе с тем, обращается внимание на жесткую расправу над восставшими в Кодне, где пытали и жестоко казнили около 300 гайдамаков.
Польско-украинская война 1918-1919 годов
В ноябре 1918 года на руинах Австро-Венгерской империи в Восточной Галиции образовалась Западноукраинская народная республика, которая с первых дней вела войну за выживание с Польшей. В результате военных действий польская армия, усиленная с помощью Франции, 17 июля 1919 года выбила Украинскую Галицкую армию из региона и оттеснила ее в центральную Украину. В 1923 году Совет послов Антанты окончательно признал право Варшавы на Восточную Галицию.
Позиция Украины. Украинские историки считают, что поскольку на территории Восточной Галиции украинцы составляли подавляющее большинство (около 70%) и по аналогии с другими европейскими странами, той же Польшей, они имели право на самоопределение. При этом естественное право западных украинцев восстановить свою государственность и объединиться с Украинской народной республикой было крайне враждебно воспринято польским политикумом, который расценивал провозглашение ЗУНР как "покушение на восточные области Польши".
Позиция Польши. Польская сторона объясняет захват Восточной Галиции в 1918-1919 годах стремлением к восстановлению границ, существовавших до Первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, и историческими претензиями на регион (с 1340 года Галиция принадлежала Польше). Польские историки и некоторые правые политики до сих пор используют для обозначения Западной Украины термины "Восточные кресы" (восточная окраина, – ред.) или "Восточная Малопольша" (именно под таким названием украинские территории в составе межвоенной Польши обозначены в скандальных поправках к закону про польский Институт Национальной Памяти).
Пацификация (сентябрь-ноябрь 1930 года)
Пацификация (лат. Pacificatio, – умиротворение) – государственная политика репрессий в отношении украинского населения Галиции, проводимая правительством Польши осенью 1930 года. Формальным поводом для ее проведения стали многочисленные антипольские акции, организованные летом и осенью 1930 года ОУН и УВО. Всего польскими полицейскими и военными было проведено 5195 обысков и "умиротворено" около 450 сел из 3500. В ходе пацификации массово арестовывали и избивали украинских активистов, закрывали украинские читальни, начальные школы и гимназии, запретили деятельность организаций "Просвита", "Сокол" и "Пласт".
Позиция Украины. Пацификация рассматривается как карательная акция, направленная по национальному признаку конкретно против украинского населения Галиции. Основную ее причину отечественные историки видят в растущем политическом самосознании украинцев и реальной возможности провести большое количество своих депутатов в Сейм и Сенат во время выборов 1930 года. Отдельной линией проходит тезис о нарушении ряда международных обязательств по защите прав украинцев, взятых Польшей по окончании Первой мировой Войны.
Позиция Польши. В Польше акцентируют внимание на правомочности акции, причиной которой называются "террористические акты" и антигосударственная деятельность Организации украинских националистов с целью "дестабилизации" ситуации в стране накануне выборов 1930 года. По данным польской стороны, только в течение лета 1930 года украинцами были сожжены 62 жилых дома, 87 сараев, 78 хозяйственных сооружений.
Религиозная ревиндикация (май-июль 1938 года)
Акции ликвидации православных церквей с целью принудительного обращения православных Польши в римско-католическую веру, проведенная силами польского Корпуса пограничной охраны, польской армии и полиции. Сильнее всего пострадало украинское население Люблинского воеводства (Холмщина и Подляшье), где было разрушено более 2/3 храмов (91 церковь, 10 часовен и 26 домов молитв).
Позиция Украины. Украинская сторона рассматривает ревиндикацию как попытку окончательной ассимиляции украинского меньшинства региона. В случае успеха подобная практика должна была распространиться на территорию Волыни и Галиции.
Позиция Польши. Польские исследователи не отрицают самого факта разрушения православных церквей или его количественных показателей. Однако правоцентристски настроенные историки и Польский институт памяти настаивают на тезисе о необходимости этой политики в данный исторический промежуток. По их мнению, таким образом Польша пыталась "сплотить" население и устранить внутренние риски в связи с активизацией нацистской Германии и СССР.
Волынская трагедия 1943 года
Обоюдные этнические чистки украинского и польского населения, совершенные Украинской повстанческой армией и польской Армией Крайовой с участием немецких оккупационных войск и советских партизан в 1943 году преимущественно на Волыни. В меньшей мере были затронуты территории Холмщины, Подляшья и Галиции. Согласно подсчетам польских исследователей, погибли как минимум 35 тысяч поляков (некоторые говорят даже про 100 и больше тысяч) и 2-3 тысячи украинцев. При этом некоторые украинские историки доводят число жертв среди украинцев до 21-24 тысяч, а число погибших поляков ограничивают 20 тысячами (установлены имена 18 тысяч погибших).
Позиция Польши. Польские историки в основном трактуют события 1943 года на Волыни как геноцид польского населения со стороны Украинской повстанческой армии. Главное основание для такой позиции – число жертв, согласно которым поляков погибло как минимум в 10 раз больше. При этом уничтожение украинских сел показывается, как вынужденные акции возмездия в ответ на действия УПА.
Позиция Украины. Украинские историки во главе с Институтом национальной памяти акцентируют внимание на мотивах, побудивших УПА к действиям (польская колонизация региона, репрессии против украинского населения в межвоенный период, пацификация, религиозная ревиндикация), и продвигают тезис, что противостояние было спровоцировано немецкими оккупационными властями. При этом трагические события на Волыни показываются как обоюдные акции польских и украинских партизанских формирований, а глава украинского Института Нацпамяти Владимир Вятрович даже говорит о "второй польско-украинской войне".