Разделы
Материалы

Аптечная трава. Кто и с какой целью хочет легализовать медицинский каннабис в Украине

Евгения Королёва
Фото: Getty Images, Инна Соколовская

На сайте Верховной Рады опубликовали электронную петицию, призывающую легализовать медицинский каннабис. За неделю ее подписали более 15 тыс. украинцев. Среди поддерживающих инициативу, родители детей, больных эпилепсией, ветераны АТО и глава Минздрава

В день публикации электронной петиции общественники, выступающие за законодательное урегулирование использования каннабиса в Украине, созвали пресс-конференцию, проходившую под хештегом #зупинитибіль. Среди спикеров — жительница Чернигова Катерина Бибко, у которой недавно умер семилетний сын Егор. Выступая перед журналистами, молодая женщина с мягкими чертами лица держится уверенно, по ее виду не скажешь о пережитой недавно трагедии. Рассказывая о сыне под прицелом десятка видеокамер, она не плачет, ее голос не дрожит, внутреннее напряжение прорывается лишь в самом конце ее истории, когда она путается и с трудом подыскивает слова.

Егор был болен тяжелой формой эпилепсии: у него диагностировали синдром Драве. Основная проблема заключалась в том, что при этой форме болезни медикаментозное лечение бесполезно. Надежда у Катерины появилась летом прошлого года, когда управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США одобрило новый препарат Epidioleх. Лекарство как раз предназначено для лечения судорог при редких формах эпилепсии. Клинические испытания прошли хорошо, на медицинских форумах уже появились положительные отзывы о лекарстве. Но все ожидания молодой матери разбились о законодательство Украины. Американский препарат содержит очищенное лекарственное вещество, полученное из марихуаны, а в нашей стране вся фармацевтика с каннабиноидами строго запрещена.

Лекарство контрабандой

Отчаявшаяся семья Бибко готова была купить спасительное лекарство на черном рынке медикаментов. В Украине из-за законодательных запретов он стремительно разрастается, так что достать запрещенные лекарства уже не проблема, дело лишь в цене. Официально стоимость годового курса Epidioleх составляет порядка $32 тыс., нелегально он продается в разы дороже. При этом проверить качество лекарства, купленного на черном рынке, невозможно. Мошенники могут подсунуть техническую коноплю либо продать препарат с высоким содержанием химии. Но некоторые украинцы идут на риск, понимая, что это единственная возможность, пусть и незаконная, получить необходимое лечение.

"Представьте себе зубную боль и умножьте ее на 24 часа, потом на неделю, потом — на месяц, придите к доктору, а он вам скажет, что обезболивающее, которое есть во всем мире, у нас запрещено"

Дмитрий Шерембей

— Даже наш лечащий врач понимал, что у Егора есть шанс с этим лекарством, — объясняет Катерина после пресс-конференции. При личном общении женщина позволяет себе немного расслабиться, видно, как в ее глазах набухают слезы, но она сдерживается, голос снова набирает силу. Врач пообещала матери, что назначит для мальчика курс Epidioleх, если семья найдет лекарство. Не успели, Егор умер.

Несмотря на горе, Катерина продолжает бороться. Она остается активной участницей Украинской ассоциации медицинского каннабиса и одна из первых поставила подпись под петицией.

— Знаю, что с синдромом Драве, который был у моего ребенка, дети живут полноценной жизнью, они свободны от приступов, развиваются и учатся, как их сверстники. И я уверена, что легализация каннабиса в медицинских целях может помочь очень многим семьям, — подытоживает Бибко.

В похожей ситуации оказалась и Ольга Ткаченко. У ее шестилетней дочери Даши синдром Леннокса — Гасто. Это еще одна специфическая форма эпилепсии, при которой обычные препараты неэффективны.

— У моей Даринки частые неконтролируемые припадки и отставание в развитии. Из-за стойкости к традиционным противоэпилептическим препаратам мы не можем блокировать ее приступы. Все, что могли, уже сделали, для нас больше нет никаких вариантов в Украине, — рассказывает Ольга.

По информации Украинской ассоциации медицинского каннабиса, в стране живет около 20 тыс. детей со сложными формами эпилепсии. Общественники уверены, что легализация марихуаны в лечебных целях смогла бы помочь или даже спасти жизни многим из них.

Родители, столкнувшиеся с такими проблемами, стоят перед нелегким выбором. Они могут ждать, когда петиция наберет достаточное количество голосов (чтобы обращение рассмотрели в парламенте, свои подписи в течение трех месяцев должны поставить минимум 25 тыс. человек), потом — пока инициативу предметно рассмотрят в Верховной Раде и реализуют в законодательном поле. Либо же, опасаясь мошенников, работающих на черном рынке, —попытаться привезти необходимое лекарство из соседней Польши, где его продажа разрешена. Вот только ввоз каннабиноидных медицинских препаратов по нашим законам приравнивается к контрабанде наркотиков. Впрочем, семья Ткаченко рассматривает другой вариант. Мать маленькой Даринки допускает, что им придется эмигрировать в ту страну, где такое лечение легально, чтобы наконец-то помочь ребенку.

Купировать боль

Под медицинским каннабисом фармацевты подразумевают медпрепараты на основе активных компонентов, содержащихся в конопле. Эксперты объясняют, что не все каннабиноиды имеют наркотический эффект. Несмотря на это, все, что связано с каннабисом, в Украине запрещено.

По оценкам общественников, сегодня в Украине от двух до трех миллионов человек нуждаются в препаратах на основе фитоканнабиноидов. Марихуана нужна не только для лечения специфических форм эпилепсии, ее также назначают от тошноты при химиотерапии или для улучшения аппетита у больных СПИДом. За границей каннабис активно используется при хронических острых болях и мышечных спазмах, назначают его и паллиативным больным.

— Три миллиона человек имеют право, чтобы за них поборолись. За всех тех, кто сегодня находится в онкоцентрах и хосписных палатах и не знает, как справиться с болью, — говорит в свою очередь Дмитрий Шерембей, глава Координационного совета благотворительного фонда "100% жизни". — Представьте себе зубную боль и умножьте ее на 24 часа, потом на неделю, потом — на месяц, придите к доктору, а он вам скажет, что обезболивающее, которое может помочь и которое есть во всем мире, у нас запрещено. Вот с чем сталкиваются эти люди.

В Канаде и Израиле разработаны специальные методики лечения пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) с помощью марихуаны. После 2014 года с ПТСР столкнулась и Украина. Ветеран АТО, старший лейтенант медицинской службы десантно-штурмовых войск Святослав Прохоров уверен, что зарубежный опыт в этом вопросе необходимо взять на вооружение и нам. По его словам, в стране уже больше тысячи воевавших на востоке страны покончили жизнь самоубийством, так что вопрос, как работать с ПТСР, становится одним из самых актуальных.

— В Украине сейчас около 340 тыс. участников боевых действий. Если пользоваться мировой статистикой, то порядка 80% из них могут страдать посттравматическим расстройством. Я общался с канадскими и израильскими коллегами, знаю, как они работают с этим, и уверен, что нам необходимо легализовать каннабис в медицинских целях, — комментирует военврач.

Сегодня использование лекарственных препаратов с марихуаной урегулировано законами в Канаде, США, Австрии, Бельгии, Великобритании, Польше и многих других странах. Активнее всего в Европе каннабис применяют в Чехии. По данным за 2018 год, около миллиона местных жителей принимали медицинские препараты на основе каннабиноидов.

В Украине использование марихуаны запрещено даже в научных целях. Это парадоксально, поскольку препараты с другими наркотиками, в том числе опиатами, разрешены. Применение каннабиса в фармакологии традиционно порицается консервативной частью украинского общества, которая считает, что, если разрешить медицинский каннабис, после этого легализируют и марихуану. Притом сами активисты уверяют, что речь идет лишь о законном обороте препаратов — контролируемом и осторожном. Именно для этого необходим профильный закон.

Голос власти

Использование каннабиса в фармакологии порицается консервативной частью украинского общества, которая считает, что, если разрешить медицинский каннабис, за этим легализируют и марихуану

В 2017 году мэр города Глухова Сумской области Мишель Терещенко пообещал открыть медицинский центр для лечения онкобольных людей с помощью марихуаны. На днях он снова напомнил о своей идее.

Первым официальным лицом, публично поддержавшим петицию, стала и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. На своей странице в Facebook она призвала подписывать электронный документ. "У медицинского каннабиса множество доказанных лечебных и паллиативных эффектов. Использование его в медицине — конечно, с определенными предосторожностями, — нормальная мировая практика. Доступ пациентов к препаратам на основе каннабиса — это реализация их права на медицинскую помощь", — написала Супрун. В то же время глава Минздрава уточняет, что применение наркотических средств даже в медицинских целях — очень сложная тема, которую могут использовать для манипуляций.

Между тем заместитель главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Олег Мусий считает активность вокруг опубликованной петиции манипуляцией Минздрава, который "пытается отвлечь население от накопившихся проблем". При этом сам депутат также выступает за использование в стране каннабиса в медицинских целях. Еще в 2016 году в Раде зарегистрировали разработанный им законопроект, предусматривающий применение в Украине лекарств на основе каннабиноидов. В октябре прошлого года комитет ВР поддержал документ и рекомендовал к рассмотрению.

— Если они (общественники. – Фокус) искренни в своих намерениях, то могли бы просто поддержать существующий законопроект, — уверен Мусий.

Если петиция наберет достаточное количество голосов, это ускорит принятие уже разработанного документа. Затянувшуюся процедуру его рассмотрения Мусий объясняет нежеланием нынешней власти реально реформировать систему здравоохранения.