Минздрав передумал объявлять в стране эпидемию кори. Парламентский Комитет по здравоохранению настаивает на том, что это необходимо сделать немедленно. Специалисты же утверждают, что смысла в этом нет, поскольку система противоэпидемиологической защиты в стране разрушена
"Заразились сразу после рождения: во Львове пять младенцев заболели корью". "От кори умерла женщина. Боролась пять дней". "В Житомире мальчик умер от кори". "Школьница впала в кому из-за осложнений после кори". "Корь атакует Одессу. В больницах не хватает коек". Заголовки новостных лент в последние месяцы напоминают сводки с фронта, где идут боевые действия: атаки, борьба, жертвы.
Ни спрятаться, ни скрыться
Из тысячи заболевших корью один человек умирает, 50 получают тяжелые осложнения. Среди них глухота, слепота, нарушения деятельности центральной нервной системы и головного мозга. Человек, переболевший корью, может остаться инвалидом.
Медики называют корь высоко контагиозным заболеванием. Проще говоря, это летучая инфекция. "Вирус может с потоками воздуха долететь до здорового человека, если больной находится в ста метрах от него. В воздухе он сохраняется в течение двух часов после того, как его носитель покинул помещение. Когда ребенок с гриппом заходит в класс, он может заразить своих одноклассников, но при этом безопасен для остальных учеников школы. Если же в школу приходит ребенок, больной корью, он инфицирует всех, кто в ней учится и работает", — объясняет педиатр Евгений Комаровский. Он уверен, что больные корью должны лечиться в отдельных, полностью герметичных боксах, которые есть только в инфекционных больницах.
Изолировать заразившегося корью человека — это первая и самая важная мера, которую необходимо предпринять в случае заболевания. Но в украинских реалиях это практически невозможно. "Когда заболевший человек звонит семейному врачу, тот предлагает ему, сбив температуру, приезжать на прием в больницу. Больные едут общественным транспортом, заражая всех вокруг. У людей, не имеющих иммунитета к этой инфекции (получить его можно, лишь переболев корью либо сделав прививку), стопроцентная восприимчивость к вирусу", — говорит Виктория Задорожная, директор Института эпидемиологии и инфекционных заболеваний им. Громашевского. Стоит ли удивляться скорости, с которой в стране растет число заболевших корью? Если в 2017 году Минздрав зафиксировал более 21 тыс. случаев заболевания, то в 2018-м — 54,5 тыс.
В прошлом году от "коревых" осложнений, по сведениям министерства, в Украине умерли 16 человек: двенадцать детей и четверо взрослых. В нынешнем вирус унес жизни шестерых украинцев. Все летальные случаи, утверждают медики, — следствие отсутствия прививки против кори и позднего обращения за помощью.
Из истории болезни
В прошлом году в Украине умерли 16 человек, заболевших корью. За пять недель нынешнего года вирус стал причиной шести смертей
Лекарства от кори нет. Врачи могут лишь облегчить симптомы и бороться с вторичными инфекциями: пневмонией, отитом, конъюктивитом, менингоэнцефалитом. Единственный способ уберечься от кори — вакцинация. Чтобы вирус прекратил циркулировать, не менее 90% популяции должны иметь иммунитет.
В советские времена так и было. Но за последние двадцать лет из-за перебоев с поставками в Украину препаратов для иммунопрофилактики и антивакцинальных настроений в обществе уровень иммунизации упал почти в два раза. По словам Комаровского, самая опасная ситуация возникает именно тогда, когда половина населения привита, а половина нет. "Если не привит никто, то, переболев в детстве, люди приобретают иммунитет на всю жизнь. Если же привита половина граждан, шансы встретиться с вирусом в детстве уменьшаются, зато с ним начинают встречаться взрослые. А они болеют гораздо тяжелее детей", — комментирует врач.
Рост заболеваемости и смертности среди взрослых свидетельствует о масштабных пробоинах в эпидемиологической безопасности страны. По словам Владимира Курпиты, директора Центра общественного здоровья Минздрава (институции, которая после ликвидации СЭС взяла на себя часть полномочий по обеспечению эпидемиологического благополучия в стране), нынче корью чаще всего болеют люди, родившиеся в начале 1990-х. В те времена, напоминает он, в стране были неразбериха и веерные отключения электричества. "Возможно, мы имеем дело с последствиями введения вакцин, при хранении которых нарушался температурный режим. Люди не получили иммунный ответ", — говорит Курпита. Не исключает он и того, что украинцев, родившихся в начале 1990-х, в детстве вообще не вакцинировали от кори, как это положено в соответствии с календарем прививок.
В 2008 году, стремясь исправить "ошибки 1990-х", Минздрав объявил дополнительную вакцинацию от кори и краснухи для молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, во время которой планировали привить 8 млн человек. Но кампания завершилась, так и не успев начаться. Это произошло после смерти 17-летнего школьника из Кривого Рога, которому сделали прививку, после чего Минздрав и Национальная академия медицинских наук параллельно создали две комиссии для расследования ЧП. В результате министерская комиссия связи между вакцинацией и смертью подростка не обнаружила, а специалисты НАМН заявили, что она все-таки есть. Люди стали бояться вакцинироваться, так что прививки успели получить только 100 тыс. человек. Тем, кого не охватили иммунизацией, сегодня от 27 до 39 лет. Теперь именно они чаще всего становятся жертвами вируса.
Укрощение кори
Нынешний рост заболеваемости корью напугал родителей, которые до того отказывались прививать своих детей, а вместе с ними — и врачей, ранее легко продававших липовые справки о прививках за 200–300 грн. Так что теперь, согласно данным Центра общественного здоровья Минздрава, уровень охвата прививками от кори (введение трехкомпонентной вакцины от кори, паротита и краснухи) среди детей уже достигает 85–90%.
Вирус — не игрушка. Дети, согласно календарю прививок, должны быть привиты от кори дважды: в 12 месяцев и в 6 лет
Минздрав не устает призывать украинцев к массовой вакцинации. В конце прошлого года ведомство издало приказ о формировании бригад вакцинаторов, которые должны выезжать в школы и делать прививки всем детям. Организовывают бригады, в состав которых входят фельдшеры, педиатры и реаниматологи, на базе поликлиник.
Недавно Минздрав заявил, что планирует провести прививочную кампанию во Львовской области, где уровень заболеваемости корью один из самых высоких, а уровень вакцинации — один из самых низких в стране. Кампания в этой области должна охватить 20 тыс. детей в возрасте от 6 до 18 лет. "Планируется довести коллективный иммунитет до уровня, обеспечивающего безопасность. Речь идет именно о рутинной вакцинации; вакцинировать тех, кто не должен быть вакцинирован, не станут. То есть дополнительной вакцинации не будет", — заверили Фокус в Минздраве. В ведомстве обещают, что после этого аналогичные мероприятия пройдут и в других областях с низким уровнем охвата плановой вакцинацией.
Поиск виновных
Минздрав утверждает, что предпринял все зависящее от него для локализации вспышки кори. Однако в экспертном сообществе многие обвиняют в бездействии именно министерство. "В конце 2017 года Минздрав издал приказ об усилении мер по борьбе с корью. Но эти меры оказались половинчатыми и охватывали вакцинацией лишь детей до девяти лет, — комментирует ситуацию врач-иммунолог Андрей Волянский. — Это было недопустимо и объяснялось лишь нехваткой вакцин. Только в прошлом году усилили мероприятия по вакцинации детей до 18 лет, а затем и взрослых из групп риска".
Среди взрослых рассчитывать на вакцинацию в госклиниках препаратами, закупленными за счет государства, могут лишь люди, входящие в группы риска. Это медики, учителя, студенты и военнослужащие. Остальные должны прививаться за свой счет. Но ни в аптеках, ни в частных клиниках столицы вакцин КПК (корь, паротит, краснуха) Фокус не нашел. Так что для украинцев призывы Минздрава вакцинироваться оказываются непростой задачей. На это в ведомстве отвечают, что "искать вакцины, гарантированные государством и бесплатные по календарю прививок, в частных клиниках действительно не стоит". Их нет даже в тех, которые заключили договор с Национальной службой здоровья Украины на обслуживание пациентов в рамках "первички". Но в Минздраве обещают разработать механизм передачи таким учреждениям вакцин за средства госбюджета. Об этом говорится в сообщении на сайте министерства.
Объявлять или не объявлять?
"Корь — это разминка. Она покажется вам сладкой ягодкой на торте. А вот торт — это дифтерия, с последствиями которой бороться еще сложнее"
Евгений Комаровский
Пару недель назад и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун заявила о том, что Минздрав намерен созвать межведомственную комиссию, которая рассмотрит вопрос об объявлении эпидемии кори. Комиссия собралась, но объявлять эпидемию не стала, поскольку в этом, по словам Супрун, нет никакого смысла, ведомство и так принимает все необходимые меры для того, чтобы остановить распространение заболевания.
Однако парламентский Комитет по вопросам здравоохранения, собравшийся на заседание несколькими днями позже, придерживается противоположного мнения. Выступая на заседании комитета, врач-инфекционист Ольга Голубовская сообщила, что согласно закону о защите населения от инфекционных болезней все противоэпидемиологические мероприятия в стране, в том числе ограничительного характера, осуществляются по представлению главного санитарного врача Украины. Но в связи с ликвидацией Санитарно-эпидемиологической службы его нет. "В европейской стране нет человека, который координирует и контролирует мероприятия по преодолению чрезвычайных ситуаций в сфере общественного здоровья. Поэтому спасайся, кто как может!" — подчеркнула Голубовская.
Тем не менее бывший первый заместитель руководителя СЭС Святослав Протас уверен, что объявление эпидемии не поможет ее преодолеть, поскольку система противоэпидемиологической защиты разрушена. "Объявляй эпидемию или нет, реагировать на нее нечем. В государстве нет нужных специалистов, полностью разрушена лабораторная база и не работает система, обеспечивающая инфекционную защиту населения", — говорит Протас. Впрочем, народных избранников это не остановило. Они единогласно проголосовали за обращение к президенту с требованием созвать заседание СНБО и объявить эпидемию кори.
Врачи же начинают трубить по поводу другой наступающей инфекции — дифтерии. "Корь — это разминка. Это цветочки. Будет хуже. Корь покажется вам сладкой ягодкой на торте. А вот торт — это дифтерия", — предупреждает Комаровский. С этим инфекционным заболеванием бороться еще сложнее, чем с корью. При дифтерии умирает не один из тысячи заболевших, как при кори, а 50% заразившихся, если им вовремя не ввести противодифтерийную сыворотку. Даже в случае своевременного введения сыворотки смертность от дифтерии составляет 10–15%. Да и создать быстро иммунитет против нее не получится, обращает внимание Комаровский. В случае дифтерии не обойтись одной-двумя прививками — нужна полноценная схема вакцинации, на которую уходит немало времени. Так что беспокоиться о создании коллективного иммунитета против дифтерии чиновникам Минздрава нужно уже сейчас.