Разделы
Материалы

40 тонн "Ленкома"

На сцене – декорации интерьера богатой итальянской квартиры. Окно распахнуто, за ним – фасады домов, озаренные солнцем Неаполя. Геннадий Хазанов в белой футболке сидит на стуле, над ним склонилось несколько человек. Сергей Степанченко обмахивает коллегу носовым платком. Из глубины зала доносится ровный голос Марка Захарова: «Надо побыстрее»

Степанченко машет платком активнее. Хазанов встает, ходит по сцене, ведет длинный эмоциональный диалог с Инной Чуриковой. "Значит, стоп, — Марк Анатольевич говорит спокойно и тихо, но его отлично слышно и на сцене, и в каждом уголке зрительного зала. — Вы все в хорошей форме. Только два местечка повторим еще раз. Геннадий Викторович, вот там, где вы говорите "Скотина, идиот", надо побольше экзальтации". "Скотина! Идиот!!!", — энергично восклицает Хазанов. "Гениально", — успокаивается Захаров.

…Ряды зрительских кресел затянуты белыми чехлами. Голоса актеров на сцене изредка заглушаются разговорами членов административной группы, снующих по темному залу. В киевском театре им. Леси Украинки идет репетиция "Города миллионеров" — сценической фантазии на тему пьесы Эдуардо Де Филиппо "Филумена Мартурано". Этот и еще два спектакля — "Пролетая над гнездом кукушки. Затмение" (по мотивам романа Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом") и "Ва-банк" (сцены из комедии Александра Островского "Последняя жертва") — легендарный московский "Ленком" привез в Украину впервые.

Идею поставить пьесу Де Филиппо подал Захарову выпускник его курса в Российской Академии театрального искусства Роман Самгин. "Я обратил на него пристальное внимание, — говорит Марк Анатольевич, — когда он вместе со студентами актерской группы успешно участвовал в дипломных спектаклях. Мы хотим, чтобы наш "Ленком" жил долго, чтобы он обладал большим запасом прочности, чтобы в его недрах постоянно циркулировали процессы творческого и организационного обновления — естественной и, вместе с тем, революционной смены поколений. Поэтому режиссером "Города миллионеров" стал вчерашний выпускник РАТИ". Захаров скромно числится художественным руководителем спектакля, но чувствуется, что его рука вела постановку по всем ее психологическим изгибам от начала и до самого финала, который, как это всегда случается у Марка Анатольевича, получился ошеломляющим.

Сегодня, конечно, мало кто помнит потрясающую постановку "Филумены" на сцене театра Вахтангова в середине 1950-х, с Цецилией Мансуровой и Рубеном Симоновым в главных ролях. Но сюжет пьесы наверняка знаком многим по знаменитому фильму Витторио Де Сика "Брак по-итальянски" (1964) с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Захаровско-самгинская постановка, появившаяся в марте 2000-го, была воспринята как бенефис Инны Чуриковой (Филумена) и Армена Джигарханяна (дон Доменико). Но через некоторое время "Город миллионеров", горячо встреченный и публикой, и критиками, покидает "ленкомовские" афиши. Сначала уходит Джигарханян, решивший сосредоточиться на руководстве Московским драмтеатром. Потом заменивший его Николай Караченцов попадает в тяжелейшую автокатастрофу. И Захаров, передавший почти все роли Караченцова дублерам, не спешит с новым Доменико Сориано — даже в звездной труппе "Ленкома" не могли подобрать актера, с которым бы у Чуриковой-Филумены установилась тонкая, органичная связь. Это и не удивительно. Ведь великая Инна Михайловна, кажется, превзошла в роли бывшей проститутки, стремящейся обустроить жизнь троих своих сыновей, саму себя. "Мать она гениальная, — восторгалась российская критика. — В мире была только одна актриса, которая могла это играть, — Анна Маньяни. В лучшие минуты спектакля Чурикова поднимается до высот "Самой красивой" и "Мамы Ромы".

К предложению Захарова и Самгина пригласить на роль Доменико Геннадия Хазанова многие в театре отнеслись с недоумением: в "Ленкоме" не принято ангажировать "посторонних" (хоть и очень рейтинговых) звезд. Тем более, что Хазанову, пусть и имеющему опыт драматического мастерства (с той же Чуриковой он играл в спектакле Театра Антона Чехова "Смешанные чувства", поставленном Леонидом Трушкиным), приходилось вникать в давно идущую постановку. Однако режиссер и худрук сделали свой выбор. И не просчитались. Дон Доменико в трактовке Геннадия Викторовича не похож на вальяжного и ироничного Сориано Армена Борисовича — он наивный и обаятельный простак, подверженный бурным приступам южного темперамента.

"Ленком" всегда славился своими декорациями, которые создавал талантливый сценограф, бывший одессит Олег Шейнцис. В прошлом году его не стало. "Мы будем искать новых, одаренную молодежь", — сказал Захаров в Киеве. Хотя такому мастеру, наверное, очень сложно найти замену. Чего стоит только сценография "Города миллионеров": тщательно выстроенный интерьер с перспективой, а за огромным окном — аутентичный неаполитанский пейзаж, меняющий цвет в зависимости от времени суток! Именно транспортировка сложных декораций — наиболее хлопотная и весьма дорогостоящая часть нынешних гастролей. "Полностью мы вывозим свои декорации только в Израиль и Петербург, — сообщил журналистам Марк Анатольевич. — В Киев привезли все декорации потому, что меценатом наших гастролей стал наш друг Виктор Пинчук".

Пинчук, кстати, постоянный меценат не только всех украинских гастролей "Ленкома", но и театра вообще — его имя, а также возглавляемая им компания "Интерпайп" даже значатся на сайте "Ленкома". В Киев гастролеры привезли 40 тонн декораций, доставленных на 10 грузовиках.

…Один из любимых принципов "Ленкома" — борьба с предсказуемостью. Удивлять публику, встряхивать ее разум и эмоции — главная задача Захарова, которую он скрупулезно и талантливо выполняет всю свою творческую жизнь, начиная с самой первой постановки, "Доходное место" по Островскому, осуществленной им на сцене Театра сатиры в 1967-м и запрещенной после первого же сезона. Поэтому ни одна работа Марка Анатольевича не повторяет другую — ни в темах, ни в приемах, ни в интонациях.

За "Городом миллионеров", этим пронзительным и по-своему веселым размышлением на вечную тему семейных ценностей, следует динамичный, жестко-ироничный "Ва-банк" — блистательная аллюзия на современную Москву с ее новым буржуазным шиком, огромными ставками, постоянными погонями за выгодой, коммерческими интересами – даже если некоторые из этих интересов кажутся на первый взгляд любовными. Главные звезды спектакля (поставленного, кстати, Александром Абдуловым) — Александра Захарова (Юлия Тугина) и Александр Збруев (Флор Федулыч).

И в финале гастролей — трагический приговор обществу, в котором здоровые люди выглядят ненамного здоровее душевнобольных, где затмение разума давно стало нормой.

Постановку спектакля "Пролетая над гнездом кукушки" Захаров сначала хотел поручить самому Милошу Форману, чей фильм, получивший пять "Оскаров", Марк Анатольевич считает своим главным кинематографическим потрясением. В итоге "Кукушку" поставил болгарин Александр Морфов. Главного героя (он же — главный и самый беспокойный пациент клиники), Макмерфи, долго играл Александр Лазарев-младший. Но нашей публике "Кукушку" представит Александр Абдулов. Зато образ медсестры-диктатора Речид останется неизменным — в Киеве, как и в Москве, ее сыграет Елена Шанина.

…Московские гости, остановившиеся в пятизвездочном отеле "Премьер-Палас", почти все свое время проводят в репетициях. В короткие трудовые паузы планируют первым делом посетить Киево-Печерскую Лавру и Андреевский спуск. Гастроли продлятся до 10 марта.