Разделы
Материалы

Коварные Карпаты. Почему туристы недооценивают горы и переоценивают свои возможности

Евгения Королёва
Фото: Getty Images

Карпаты у большинства украинцев ассоциируются с легкими походами выходного дня, но такое легкомысленное отношение нередко становится причиной трагедий. Фокус поговорил с опытными туристами о том, с чем можно столкнуться зимой в украинских горах

На аватарке в Facebook у руководителя коммерческих походов в Карпаты Николая Саковича в густую бороду вплетены мелкие цветочки. Ироничный снимок сбивает с толку, перед встречей я ожидаю увидеть хипстера с модной термочашкой и GPS-техникой последней модели. Но вместо этого знакомлюсь с матерым туристом, который навороченным штучкам предпочитает старую советскую горелку и рассказывает, как сделать пилу из металлической пластины.

Рабочий график Николая жесткий, далеко не каждый походник выдержит такой ритм. Утром Сакович вернулся из Карпат, а уже завтра вечером снова в поезд: вести очередную группу. Говорит, что в прошлом году провел в горах больше времени, чем дома. Вечер в Киеве профессиональный гид тратит не на отдых: вместе с коллегой Андреем Дубком проводят лекцию о зимних походах в Карпаты. Просторное помещение туристического клуба "Кулуар" задолго до начала мероприятия заполняется туристами разных возрастов. В течение 2,5 часа опытные проводники рассказывают о необходимом в таких походах снаряжении; о том, как образуется лавина и что делать, если вы все-таки оказались в ее эпицентре. "Необходимо создать пузырь для воздуха, иначе можно задохнуться", — советует Дубок.

После встречи я расспрашиваю Николая о правилах безопасности в горах.

— Правда, что в зимних Карпатах гибнет больше туристов, чем на Эвересте? — интересуюсь первым делом. Это утверждение часто можно встретить на профильных форумах, и для человека, далекого от туристической жизни, оно выглядит нелепым. Многим украинские горы кажутся легким походным вариантом, не имеющим ничего общего с реальным экстримом.

Николай считает, что сравнивать Карпаты и Эверест не имеет смысла. Однако признает, что большинство относится к украинским горам слишком легкомысленно. Такое небрежное отношение чаще всего приводит к ЧП. Только в этом году было около 70 вызовов от потерявшихся или застрявших в непогоду на карпатских вершинах туристов. Двое погибли: один замерз, второй попал в лавину, рассказывает Сакович.

— Люди, как правило, плохо знают или недооценивают тот район, куда они идут. При этом они переоценивают собственные силы и свое снаряжение, — объясняет гид причины происшествий в горах.

Полгода плохая погода

Несмотря на ЧП, Ольга по-прежнему ходит в походы и даже успела за это время получить третий разряд по альпинизму. Признается, что причиной произошедшего с ней инцидента стало небрежное отношение к экипировке

Даже туристы со стажем не всегда могут предсказать, какими окажутся условия похода в Карпатах.

— Например, сегодня я вернулся с Мармарос (Мармаросский массив. — Фокус), и мы поставили новый рекорд — прошли всего 2,5 км за день! — рассказывает Николай Сакович. — Обычно это расстояние можно пройти часа за два максимум. Мы же до места ночевки шли три дня вместо одного.

Выходя даже на предположительно легкую прогулку в горы, турист обязан максимально экипироваться, уверен Сакович. Не­ожиданное изменение погоды, которым славятся Карпаты, может полностью изменить планы и даже заставить человека остаться на ночевку.

— Для меня гораздо легче подняться на семитысячник, чем сходить в зимние Карпаты, я их просто боюсь, — Андрей Дубок говорит с улыбкой, но искренне. Особенно опасны, по его словам, сильные перепады температур. Тяжело подстроиться, когда ночью ударит мороз и валит снег, а днем идет проливной дождь.

В начале января заложником высокогорной зимней погоды оказался опытный турист, 34-летний киевлянин Игорь Грищенко, который потерялся в Межгорском районе, в окрестности горы Гемба. Из-за плохой видимости он сбился с пути, поднимаясь на вершину. Его искали три дня.

Непредсказуемость погоды испытала на себе и 30-летняя киевлянка Ольга. В январе прошлого года компания туристов отмечала рождественские праздники в базовом лагере под горой Петрос. Ольга с другом решили сходить на лыжах в село Квасы.

— Последние три дня шел дождь, было очень тепло, поэтому я пошла налегке — не надела перчатки, не стала брать кошки, — вспоминает туристка. Но далеко уйти на лыжах не получилось, пришлось их снять и идти пешком по снежной корке. В одном месте дорогу путникам преградил сильный надув на крутом склоне. Спутник Ольги, у которого кошки с собой как раз были, попросил ее остаться на месте, а сам прошел вперед. Но девушка не стала дожидаться друга, попыталась самостоятельно обойти надув, сорвалась и упала. Получив растяжение связки колена, она уже не могла самостоятельно передвигаться, к тому же из-за отсутствия перчаток сильно поцарапала кисти рук. Мобильный в этом месте не ловил, парню пришлось самому идти в деревню, вызывать спасателей и возвращаться к Ольге.

— Мы опытные туристы, поэтому сразу организовали себе бивак, подготовили место для ночевки. У нас с собой были горелка, вода, аптечка. Так что было нестрашно и даже комфортно, — добавляет собеседница Фокуса.

Спасателей туристы ожидали около шести часов, эвакуировали их уже ночью. Несмотря на произошедшее, Ольга по-прежнему ходит в походы и даже успела за это время получить третий разряд по альпинизму. Признается, что причиной произошедшего с ней инцидента стало небрежное отношение к экипировке.

Еще одна зимняя опасность Карпат — это карнизы. Из-за постоянного сильного ветра на гребнях и вершинах формируются снежные образования. Если выйти за линию обрыва карниза, под тяжестью веса человека он может обрушиться, и турист полетит вниз вместе с ним. Проблема в том, что туристы не всегда могут оценить, где именно начинается опасная зона.

— Видите, вот тут мы идем неправильно — прямо по линии отрыва, — показывает Сакович фотографию на компьютере, где на заснеженном фоне видны яркие точки бредущих людей. — В прошлом году был случай, когда девушка упала вместе с карнизом, а парень спустился за ней вниз. Но все обошлось, они не пострадали.

Инфографика: Леонид Лукашенко

Коллеги вместо спасателей

Городские жители слишком привыкли полагаться на свои гаджеты. Однако на морозе аккумулятор моментально разряжается. Даже когда на телефоне остается около 30% заряда, он может отключиться. Тогда у человека не будет возможности связаться со спасателями. При этом отправляющиеся в горы люди далеко не всегда умеют пользоваться картой и компасом, полагаясь исключительно на навигаторы. Если техника по каким-то причинам выходит из строя, человек оказывается полностью дезориентированным.

Впрочем, даже на оперативно-спасательную службу не всегда стоит рассчитывать. Получить помощь от коллег иногда гораздо проще, чем от спасателей, признается Сакович. В подтверждение он рассказывает о случае со знакомой туристкой, которая в прошлом году потерялась в горах.

— Она звонила с вершины Попа Ивана Мармарошского, а ее пинали туда-сюда. Позвонила на один спасательный пост, ей сказали, что это не их зона ответственности. Другие сказали, что не могут зарегистрировать вызов. А у человека батарея в телефоне садится! — возмущается Николай. В итоге девушка связалась с другими туристами, которые самостоятельно организовали ее поиск.

По словам Николая Саковича, опытные походники уже выработали свою систему. Со знакомыми договариваются о кодовом слове. В случае опасности достаточно отправить его коллегам, и в сообществе сразу понимают, что человек нуждается в помощи.

Рассказывают гиды и об экипировке спасателей, которая чаще всего оставляет желать лучшего.

— Кошки у них ломаются, пневмошины сдуваются, иногда люди чуть ли не в галошах в горах работают, — уточняют в "Кулуаре".

В "больших" горах практикуют контрольные сроки: у группы есть определенное время, за которое она должна пройти маршрут и сообщить об этом спасателям. Когда срок истек, а туристы не дали о себе знать, спасатели начинают поиск. В Карпатах такой практики нет, если человек сам (или его родственники) не забьет тревогу, вряд ли о нем кто-то станет беспокоиться. Хотя записи в журнале делают, в случае чего спасотряд ориентируется по ним, намечая район поиска.

"Для меня гораздо легче подняться на семитысячник, чем сходить в зимние Карпаты, я их просто боюсь"

Гид Андрей Дубок

— С поисково-спасательной службой у нас большие проблемы, — рассказывает Николай Сакович. — Было несколько реформ их работы, но они не пошли на пользу. По разным причинам, в том числе из-за низких зарплат, оттуда уходили опытные люди, на их место в спасотряды шли пожарные. Может быть, они тоже опытные, но совсем в другой сфере, пожарные не знают гор.

Кадровый голод привел к тому, что спасателей, которые сегодня оказывают помощь в Карпатах, недостаточно для покрытия такой огромной территории, уверен турист. Нередко в один день бывает несколько происшествий, отрядам приходится разрываться между вызовами.

Бизнес на походах

Несмотря на новостные ленты, пестрящие зимой заголовками о потерявшихся в горах туристах, число желающих прогуляться по зимним Карпатам с каждым годом увеличивается. Не все новички решаются самостоятельно покорять заснеженную Говерлу или живописные Мармаросы, некоторые присоединяются к коммерческим группам, полагаясь на опытность проводников.

— Конечно, мы не всех берем в такие походы, — уточняет Сакович. Менеджер беседует с человеком, оценивает его подготовку, и только после этого желающего зачисляют в группу. В начале похода гид присматривается к участникам, оценивая их возможности, и в зависимости от этого может менять маршрут, добавлять или убирать нагрузки.

— Человек не так завязывает шнурки на ботинках — и ты уже понимаешь уровень его подготовки. Не бывает такого: "Вот у нас есть маршрут, и мы будем идти только так", все варьируется, — добавляет Сакович.

Он считает, что каждый турист должен трезво оценивать ситуацию и быть готовым в любой момент повернуть назад или отказаться от изначального плана и пойти по более легкому пути. Именно такая гибкость и предосторожность могут спасти жизнь в горах.