Разделы
Материалы

Киндер-прайс по-украински

Иностранцы платят посредникам десятки тысяч долларов за каждого украинского ребенка

"Я больше никогда не приеду в Украину", – размазывая слезы по щекам, говорит итальянка Тереза. Они с мужем месяц просидели в снятой посредниками квартире рядом с Михайловским собором в центре Киева. За это время трижды выезжали на просмотры, каждый раз посредники предлагали им неприемлемые варианты. Домой вернулись ни с чем. Хотя нет, на прощанье им любезно разрешили в следующем году сделать еще одну попытку. Выбор по-прежнему большой: по официальной статистике более 30 тысяч детей в Украине ждут усыновления, из них 20 тысяч могут быть усыновлены иностранцами.

Три попытки на ребенка
Тереза и ее муж Сабино – одни из тех итальянцев, которые из года в год приезжают в Украину в надежде вернуться домой с усыновленным ребенком. Некоторым везет. У этой пары – не получилось.

"У первого ребенка, которого нам показали, была болезнь Дауна, – рассказывает Сабино. – Вторая девочка не подошла по возрасту, к тому же в Украине у нее оставались родственники".

На третий просмотр они поехали в Симферополь. Помощники с украинской стороны – так называют их итальянцы – перед поездкой сказали, что у этой девочки небольшие проблемы с ногами. На вопрос: "Лечится ли болезнь в европейских клиниках?" – итальянцы получили утвердительный ответ. Однако, приехав в один из крымских интернатов, они увидели ребенка с церебральным параличом. Третий отказ – и обратная дорога в Италию. Дело в том, что по нашим правилам за один приезд в Украину у иностранца может быть не более трех смотрин.

А вот история еще одной итальянской семьи закончилась хеппи-эндом. Три месяца назад Рокко и Марии удалось удочерить здоровую восьмилетнюю девочку из Украины. Сейчас она ходит в итальянскую школу, учит язык, помогает по хозяйству и называет своих приемных родителей мамой и папой. Адаптация на новой родине у ребенка была непростой, но сейчас все хорошо.

Утром деньги, вечером дети
Обе эти семьи из Италии объединяет то, что они заплатили по 15 тыс. евро украинским посредникам, взявшимся подыскать ребенка. Сами посредники, впрочем, называют себя "доверенными лицами".
Виной тому путаница в законодательстве. Согласно 216-й статье Семейного кодекса Украины, в процедуре усыновления иностранцами украинских детей запрещена коммерческая деятельность посредников. В то же время статья 244 Гражданского кодекса гласит: если иностранцы доверяют ведение своих дел гражданину Украины, он может представлять их интересы в любом органе исполнительной власти.

Пользуясь этим, посредники смело берутся за оказание услуг иностранным гражданам. В прейскуранте не только бумажная волокита – перевод и нотариальное заверение документов, их подача в Департамент по усыновлению. Доверенные лица также подыскивают иностранцам квартиры и предоставляют транспортные услуги. И просят, надо сказать, немало. Рокко и Мария за небольшую двухкомнатную квартиру в Киеве недалеко от метро "Лукьяновская" платили 70 евро в сутки. По объявлениям аналогичное жилье можно было снять максимум за $50. За месяц помимо 15 тыс. евро за услуги итальянцы оставили в карманах доверенных лиц еще более 2 тыс. евро за проживание. Всего же пребывание в Украине обошлось им более чем в 20 тыс. евро. Если учесть, что в месяц нашу страну посещает около сотни семей только из Италии, можно представить оборот этого рынка.

Увидеть, как работают украинские "помощники", просто – достаточно приехать к Департаменту по усыновлению и защите прав ребенка на улицу Десятинную, 14. К боковому входу здания время от времени подъезжают иномарки престижных моделей. В сопровождении богато одетой дамы (реже – мужчины) из машины выходит пара иностранцев и направляется в госучреждение.

Дальше небольшого коридорчика на первом этаже гостей столицы
не пускают – все вопросы идут решать посредники. Самовольные попытки иностранцев пройти на второй этаж пресекаются грозным шиканьем: "Вам нельзя!"

Доверенные лица пользуются тем, что иностранцы не владеют ни русским, ни украинским языками, поэтому могут перефразировать всю полученную в Департаменте информацию по-своему. Например, рассказывают, что за усыновление здорового ребенка чиновники требуют большие взятки. Усыновителям остается лишь верить и платить.

Усыновление украинских детей иностранцами – наиболее популярная тема для мифотворчества. Самый распространенный ужастик: увозя малыша, чужеземцы издеваются над ним, а то и вовсе "берут на органы". Подобные страхи питаются тем, что проследить судьбу ребенка после его отъезда из Украины очень сложно.

Кстати, Департамент по усыновлению и защите прав ребенка много раз заявлял, что считает приоритетным именно национальное усыновление. Это не украинская выдумка, как считают многие. Ратифицированная Украиной Конвенция ООН определила, что дети, лишившиеся родителей, в первую очередь должны быть усыновлены на родине.

"Но отрицать международное усыновление тоже нет смысла. До тех пор, пока есть хотя бы один ребенок, который по различным причинам потерял родительскую опеку и не может быть усыновлен в Украине, межгосударственное усыновление будет существовать, – говорит Людмила Балым, первый заместитель директора департамента. – Другой вопрос, что оно должно происходить в прозрачном законодательном поле, понятном как для иностранцев, так и для государственных служащих. И самое главное – быть благоприятным для ребенка, гарантирующим качество и безопасность его жизни".

В Департаменте по усыновлению говорят: чтобы решить вопрос с посредниками и снять обвинения во взяточничестве, Украине достаточно ратифицировать Гаагскую конвенцию "О защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления".

Гаага вне закона
– Противники Гаагской конвенции утверждают, что после ее принятия в Украине процесс усыновления превратится в легальную торговлю людьми. Но почему-то при этом умалчивают, что сегодня у нас за усыновление детей нелегально платят огромные суммы, которые оседают в карманах доверенных лиц, – говорит Людмила Балым.

По ее словам, в случае ратификации этого международного документа аккредитованные агентства будут получать деньги за помощь в усыновлении, но при этом заплатят все полагающиеся налоги в государственный бюджет. К тому же после ратификации Гаагской конвенции иностранцы смогут получить полную информацию о ребенке (фото, историю болезни и т.д.), а в Украине могут рассчитывать на легальную поддержку квалифицированных специалистов. Но главное – принятие этого документа позволит прослеживать судьбу усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия.

Несмотря на ожидания сотрудников департамента, в середине апреля Верховная Рада в очередной раз не проголосовала за ратификацию конвенции. Будет ли усыновление в Украине происходить по европейским нормам или останется в руках теневиков – по-прежнему под вопросом.

Куда уходят дети?
За 2008 г. граждане Украины усыновили 2066 детей-cирот, иностранцы – 1587

Среднее число усыновлений в год:

Швейцария 12
Бельгия 12
Ирландия 14
Швеция 15
Канада 30
Германия 75
Израиль 79
Франция 130
Испания 383
Италия 522
США 753

Источник: Данные Министерства по делам,семьи, молодежи и спорта за 2002–2006 гг.

Владимир Денисенко